Вчера в Стамбуле прошел Форум мусульманских меньшинств, на котором с речью о необходимости их защиты и противостояния исламофобии выступил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Дело это, безусловно, хорошее и актуальное. Мусульманские меньшинства сегодня сталкиваются со специфическими проблемами, отличными от проблем стран, в которых мусульмане составляют большинство, во многих местах - от Бирмы, Китая и Индии до России и Запада. И то, что Турция и ее руководство взялись говорить об этих проблемах, делает им честь.
Вопрос, однако, заключается в том, как иногда могут реализовываться самые нужные и полезные идеи... А судить об этом можно уже по фотографии с данного форума, на которой видно, что мусульманское меньшинство России на этом мероприятии представлял... Талгат Таджуддин. Из чего можно предположить, что меньшинства других проблемных для мусульман стран представляли аналогичные деятели.
Напомним, что Талгат Таджуддин - это тот деятель, который горячо и преданно поддерживает российскую власть, и постоянно заявляет о том, как весело и вольготно на Руси (в свое время он даже переименовал свою организацию в ДУМ Святой Руси...) живется ее мусульманам, что могут не оценить только разные ваххабисты и прочие экстремисты. Риторический вопрос - какие проблемы мусульманских меньшинств можно обсуждать и решать с подобными деятелями, и есть ли в этом вообще какой-то смысл кроме пиара для одних участников подобных мероприятий и поездок в весенний Стамбул за счет их организаторов для других?
При этом, следует подчеркнуть, что в качестве партнера, притом, нового, организаторами мероприятия по защите мусульманских меньшинств, Талгат Таджуддин был выбран не по ошибке, не из-за незнания или отсутствия альтернатив, а намеренно и осознанно.
В октябре прошлого года мы уже писали о том, как новое руководство Диянета (Управления по делам религии Турции) вместо своего многолетнего партнера в РФ - Совета Муфтиев России (СМР) - пригласило в Турцию делегацию деятелей, обслуживающих политику Кремля на мусульманском направлении, включая и отъявленного исламофоба и туркофоба Р.Силантьева. СМР отреагировал на это весьма эмоционально, что не мудрено - даже в период оголтелой антитурецкой кампании, развязанной в России во время обострения двухсторонних отношений, он выступал в защиту Турции и ее руководства, рискуя выставить себя пятой колонной враждебного государства, в то время, как ряд этих деятелей метал громы и молнии в Турцию. И вот, как только отношения между странами нормализовались, официальное руководство турецких мусульман позвало в гости не своих старых друзей, осмеливающихся периодически озвучивать проблемы мусульман, а тех, кто исключительно обслуживает российскую власть, в частности, в борьбе с Турцией, когда это требуется.
Увы, все это нельзя считать случайностью или ошибкой - такова сущность курса "государственного ислама", избранного с определенного момента и руководством Турции и ее правящей партии, и новым руководством Диянета, о котором на "Голосе Ислама" уже писали. На днях турецкие пользователи опубликовали в интернете весьма показательный фотоснимок из билета по госэкзамену в Турции, где в одном из вопросов перечислены все основные турецкие джамааты и спрашивается, какой из них вовлечен в террористическую активность, при том, что сам джамаат "Хизмет" или, как она называется в Турции, FETO в нем даже не указан. То есть, формируется отношение к исламским джамаатам в стране как к чему-то потенциально опасному.
Однако если есть хоть какая-то логика в том, что светское государство и его религиозное ведомство претендуют на монопольное представительство Ислама в населенной мусульманским большинством Турции, то применительно к мусульманским меньшинствам такой подход выглядит совсем иначе.
Не будем забывать, что еще несколько лет назад нынешнее руководство России, которому нынешнее руководство Турции теперь доверяет в том, кто должен представлять российских мусульман, на весь мир обвиняло своих турецких партнеров в "исламизации Турции". И не за введение законов Шариата, уголовных наказаний, запретов и т.д., а просто за то, что оно отменило ограничительные меры в отношении Ислама и мусульман, из чего можно сделать вывод об отношении к ним российских властей.
Вряд ли стоит напоминать нашим читателям о том, какую политику ведут по отношению к уйгурским, а с недавнего времени и самим китайским мусульманам, правящие в этой стране коммунисты. Но это не помешало правящей в Турции Партии Справедливости и Развития провести мероприятие, посвященное развитию соотрудничества с Компартией Китая. Из чего можно предполагать, что мусульман Китая на вчерашнем Форуме мусульманских меньшинств в Стамбуле тоже представляли отнюдь не уйгурские мухаджиры или оппозиционные китайско-мусульманские активисты. Если же у кого-то будет информация об обратном, будем рады с ней ознакомиться...
Все это ставит вопрос ребром - а имеет ли смысл вообще обсуждать проблемы мусульманских меньшинств, если главным критерием отбора на подобные мероприятия является назначение их представителей партнерскими государствами, вне зависимости от того, какова политика этих государств по отношению к Исламу?