Моя предыдущая статья на «Голосе Ислама» была посвящена проектному подходу, его преимуществам и недостаткам. В этот раз я хотел бы рассмотреть тему, как имеющую к этому непосредственное отношение, так и далеко выходящую за ее рамки.
В основе проектного подхода, как это очевидно, лежит проектирование, то есть, способность формулировать задачи, оценивать эффективность их реализации, корректировать выбранные методы и т.д. В свою очередь успешное проектирование невозможно без моделирования, то есть, способности рассматривать или проигрывать (в смысле играть, а не в смысле проигрыша) те или иные ситуации как динамические модели или алгоритмы, то есть, последовательности шагов, ведущих к тому или иному результату. И вот в этом пункте как раз становится очевидно, что проектирование и моделирование это разные вещи.
Прежде всего, в пользу проектирования стоит отметить, что одной способности моделировать ситуации для него недостаточно. Проектирование и проектная деятельность в целом требуют не только интеллектуальных, но и волевых качеств — способности не только проигрывать разные ситуации и решения, но и выбирать из множества возможных одно и прилагать усилия для его реализации. Способность планировать последовательность практических шагов, реализовывать эти планы, осуществлять самоконтроль, если речь идет об индивидуальном проекте, или организовывать независимый контроль, если речь идет о проекте коллективном, тайм-менеджмент, финансовый менеджмент и т. д. - все это в не меньшей степени волевые качества, чем интеллектуальные, и потому не обладающие ими интеллектуалы зачастую неспособны быть хорошими практиками и работать в проектах.
С другой стороны, моделирование также выходит за рамки проектирования и превосходит его. Чуть ниже я расшифрую этот тезис, а пока проиллюстрирую его на конкретном и весьма показательном для нас примере.
Для отслеживающих эту тему уже давно не является секретом, что политика современной России в значительной степени определяется и реализуется т. н. «сектой методологов», представители которой вроде Сергея Кириенко и Антона Вайно занимают высшие государственные должности и продвигают друг друга на них, так как в своей деятельности они используют единый метод и «язык». Название «методологи» загадочно, но не вполне отражает суть, ведь подобным образом можно назвать в принципе любого, кто придерживается той или иной методологии, тогда как в данном случае речь идет о методологии вполне конкретной. Это школа Георгия Щедровицкого и его сына Петра. Сами они определяли свой подход как «мыследеятельный», и вот это определение куда больше подходит для определения данной школы (или секты, если угодно), чем ничего не говорящее «методологи».
Суть мыследеятельного подхода, несмотря на заумное определение, проста до банальности — эффективность и правильность мысли определяется действием и тем, как она в нем может реализовываться, соответственно, способность практически реализовывать свою мысль (для чего одной мысли недостаточно — см. выше) является критерием ее успешности, а неспособность — ее несостоятельности. По сути именно такой подход описывался мной в двух предыдущих статьях по данной теме: «Исламский критический реализм» и «Новая меритократия: проекты, команды и узловые центры». Поэтому в данном случае речь идет о проектном подходе как таковом, и ничего уникального в этом смысле в школе Щедровицкого нет — она всего лишь специфическими для русскоязычной культуры методами описывала и побуждала внедрять тот подход, который сегодня «вшит» в сознание любого менеджера.
Почему же в России «методологи» смогли стать чем-то уникальным и приобрести размах и характер чуть ли не религиозного движения (по крайней мере, типа Нью-Эйдж вроде сайентологов)? А это связано исключительно с обстоятельствами и фоном их появления и развития.
Не надо забывать, что методологи появились в стране, в которой официальной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Сегодня над марксизмом-ленинизмом принято смеяться, а зря. Хотя бы потому, что в прошлом веке он стал политической не просто идеологией, но и религией, оказавшей колоссальное, а для значительной части населения мира чуть ли не решающее, воздействие на развитие человечества. А некоторые его отпрыски - «законорожденные» (вроде Компартии Китая) и не очень (вроде западных неотроцкистов и их боевого курдского авангарда) продолжают это делать по сей день и останавливаться явно не собираются. Успех марксизма-ленинизма в немалой степени связан с тем, что в отличие от «утопического коммунизма», представлявшего собой стремление к некому идеалу в совершенно размытом виде и без понимания того, как к нему можно придти и какие препятствия стоят на этом пути, он стал «научным коммунизмом», в основе которого была детально проработанная школа мысли. Маркс и его последователи разбирали и раскладывали по полочкам все основополагающие для последующего проектирования понятия и их взаимосвязи: частная собственность, семья, государство, прибавочная стоимость, средства производства, классы, нации, религии, буржуазная демократия, капитализм, социализм, пролетарская диктатура и т. д., и т. п. Причем, за их «правильное» понимание велись жесточайшие сражения — теоретические, на этапе, когда марксизм был далек от власти, и кровавые — когда он получал возможность ее взять, и его последователи начинали выяснять отношения между собой, как это было с большевиками и меньшевиками, сталинистами и троцкистами, советскими и китайскими коммунистами и т. д.
Однако проблема в том, что к моменту появления школы Щедровицкого, марксизм, по крайней мере тот, что был официальной идеологией в СССР, перестал работать. Теория, притом детальнейше проработанная, была, и ее изучали, а точнее сказать, зубрили, уже не понимая ее сути, миллионы, от мала до велика. А вот с практикой, реальной жизнью, которые их опровергали на каждом шагу, она не имела уже фактически ничего общего. Идеологические оппоненты марксизма в СССР, как в виде сторонников «истинного марксизма», так и в виде идейных антикоммунистов разных толков, в этой ситуации пытались идти на него в открытую атаку. И заканчивали, кто в тюрьмах, кто в лагерях, кто в ссылке, кто в эмиграции, а кто и вовсе платил за это жизнью. Щедровицкий же зашел с другой стороны — он вообще вывел идеологию за скобки и никак не касался ее, внедряя в сознание своих последователей принципиально антиидеологическую мысль: любая теория должна оцениваться не под углом ее собственной аргументации (соответственно, и противопоставлять одной такой аргументации другую, не имеет смысла), а исключительно по способности реализовывать свои установки на практике и результатам такой реализации.
Подход же Щедровицкого фактически сводится к формуле «практика — критерий Истины», возведенной в абсолют. То есть, не Истина должна стремиться доминировать на практике, а то, что доминирует на практике, и есть истина, потому задача мыслителя — понять, как устроена эта практика, сформулировать в ее рамках достижимые задачи и суметь их реализовать.
Собственно, подход Щедровицкого не нов ни с какой стороны. Более того, это подход по своему происхождению англосаксонский — как в практике он был связан с проектным подходом, получившим распространение в первую очередь в США, так и в теории он уходит корнями в концепцию утилитаризма, связанную с именами Иеремии Бентама и Джона Стюарта Миля, хотя, на мой взгляд, воззрения последних определялись фактически состоявшейся спецификой англосаксонского исторического пути, а не наоборот.
Надо отметить, что приоритет практичности и полезности является характерной особенностью англосаксонского подхода, будь то в экономике, управлении, политике, межчеловеческих отношениях, их правовой традиции, их мысли. Этим они отличаются от континентальных западноевропейцев, чей подход всегда характеризовался большей абстрактностью и догматичностью, с которыми сопряжена разработка соответствующего мышления, нетипичного для англосаксов. К этому еще вернемся чуть позже, но сейчас завершим тему российских «методологов» и их подхода. Очевидно, что оттолкнув от себя в свое время марксизм как характерное порождение континентально-европейского абстрактного мышления, они предпочли ему подход, который можно определить как «англосаксонский». Люди с таким мышлением сегодня стоят во главе России, и их доминирование — не только последователей самих Щедровицких, но и в более широком смысле — характерно для ее политики (циничный политтехнологизм), экономики и многих других сфер.
Однако на страну англосаксонского мира современная Россия похожа меньше всего — не столько в культурном смысле, сколько в плане ее общественного уклада, развитости и неприкосновенности политических прав, свободы слова, конкуренции, независимости суда и т. д. То есть, «англосаксонский», утилитаристский подход Щедровицкого и Ко в условиях России дает совсем другие результаты, чем в самом англосаксонском мире. И причина этого проста — англосаксонский утилитаризм задолго до весьма неоднозначных идей Бентама «заработал» именно благодаря тому, что сочетался с другими качествами, «прошивающими» англосаксонское общество — религиозностью и «архаичными» представлениями о здравом смысле, достоинстве, чести, долге и т. д. В совокупности все это и дало весьма эффективную систему, и в этом смысле связь «протестантской этики» с «духом капитализма», то есть, этой практичностью и утилитарностью, весьма хрестоматийно описана Максом Вебером. Отсюда становится понятно, почему постсоветский утилитаризм а-ля Щедровицкий, Кириенко, Вайно и прочие, дает совсем другие результаты — их циничная эффективность, лишенная внутренних ценностных и этических сдержек и противовесов, в итоге непременно скатывается в то, что недавно режиссер-эмигрант Серебряков определил как национальную идею России - «силу, наглость и хамство», а они, возведенные в абсолют, рано или поздно разбиваются об свои аналоги.
К удачным аналогам англосаксонского подхода и их перспективам предлагаю вернуться чуть позже, а сейчас о его недостатках. Следствием концентрации на практичности и отторжения абстрактного мышления являются не только способность эффективно достигать конкретных результатов, но и неспособность абстрагироваться от них и оценить их последствия в более масштабном контексте и в долгосрочной перспективе.
К примеру — подход «эффективных менеджеров» Щедровицкого действительно во многом соответствует духу англосаксонского подхода, однако, было бы огромной ошибкой считать, что США состоялись как мировая сверхдержава только благодаря ему. Восхождение США к господству в западном мире, а после поражения восточного блока в Холодной войне и в мире в целом (при том, что сейчас американская гегемония уже во многом сдает позиции), пришлось на Вторую мировую войну и послевоенную эпоху. А для этого периода характерно то, что в США перебирается немалое количество политических философов из Европы, которые развивают на новой родине новые политические философии и стратегии, обосновывающие господство Америки в мире. Так, миру, да и русскоязычным читателям хорошо известен идеолог американского мирового доминирования Збигнев Бжезинский. Поляк, который привнес в американскую мысль характерные особенности европейского мышления и восточноевропейских комплексов. Другой подобный стратег, расходящийся с Бжезинским в методах, но единодушный с ним в указанной цели — румынский еврей Эдвард Люттвак. Сама школа главных американских ястребов и гегемонистов — неоконов (неоконсерваторов) основана Лео Штраусом, немецким евреем, глубоко проникнутым идеями немецко-католического политического философа Карла Шмитта, но столь же травмированного тем, что Германия отторгла его и других немецких евреев, и решившего поставить идеи Шмитта на службу другой империи, принявшей их — американской.
Таких примеров можно перечислять много, но и этих вполне достаточно, чтобы понять — стратегическое мышление, служащее целям американского мирового доминирования, в значительной степени питается абстрактным континентально-европейским мышлением. Да и в целом научная и инновационная мысль в США, как я писал ранее, в значительной степени питаются соками зарубежных научных школ и образовательных систем, что говорит о дефиците соответствующих качеств у практически ориентированного, но слишком приземленного англосаксонского мышления.
Тем не менее, именно эти практичные и хваткие англосаксы сумели создать систему, в которой зарубежные мозги работают на них, в то время, как дома они оказались невостребованными. И это говорит о превосходстве практического подхода, но лишь при условии, что он способен оценивать отсутствующие у него качества и привлекать их на службу, а не презрительно смотреть на них свысока.
А теперь хорошая новость — на пике своего развития, когда англосаксы еще находились на далекой периферии мировой цивилизации, для мира Ислама был характерен как раз подход, предвосхитивший англосаксонский и американский. Практичность и конкретность и при этом открытость к инновациям и способность осваивать и ставить себе на службу достижения культур, проигравших ему геополитическую схватку — всем этим как раз и характеризовалась Исламская цивилизация времен соприкосновения с культурами Византии, Персии и Индостана. Второе сходство — ее, как и англосаксов, военно-торговый и глобально-мобильный характер, в то время как ментальность большинства континентальных народов характеризовалась оседло-производительным (аграрным, а позже индустриальным) укладом и мышлением. Третий по порядку, но не по значимости аспект — огромное, а по сути центральное значение права, причем, права не кодифицированного и не сведенного к регламентированному писанному законодательству, а динамически раскрывающегося из некого стабильного источника, который в случае Ислама содержится в достоверном и сохраненном Откровении.
То есть, способность ставить и достигать конкретные задачи для мусульман как людей действия все-таки первична. Отсюда и актуальность проектного подхода, который в отличие от его постсоветской разновидности, но аналогично классической англосаксонской культуре, у мусульман должен иметь религиозную мотивацию и этические рамки. Но все же, без освоения и применения хорошо разработанного абстрактного мышления, позволяющего не только проектировать, но и моделировать, проектный подход, в том числе и исламский, будет обречен на ограниченность и недальновидность. Поэтому, если будет угодно Аллаху, в следующей статье данного цикла мы специально рассмотрим вопрос об основах абстрактного мышления, без которого невозможны анализ и разработка стратегий в современном мире.
Мне уже на этой неделе в очередной раз предлагали создать такой список, и эта идея обсуждалась уже давно, она сидит у меня в голове, но нуждается в хорошей проработке, чтобы это был качественный, полезный для многих продукт, а не формальная отписка в духе "какие книги повлияли на меня больше всего". То есть, надо еще подумать.
На счет школ мысли, даст Бог, следующая статья данного цикла будет затрагивать этот вопрос.
На счет определения "научный метод", проблема в том, что их может быть много, равно, каки немало и самих теорий науки. Поэтому, с одной стороны, нам, разумеется, надо рассматривать и использовать те из них, что имеют отношение к нашей проблематике, с другой стороны, редуцировать их обсуждение именно до нее.Так как, вне этого контекста желающие и умеющие это делать и без нас найдутся. А вот в нашем контексте с этим пока туговато.
Говоря о методе как основе проектного подхода, что ты можешь сказать о ДОТУ (достаточно общей теории управления) ВП СССР и других работах по теме Концепции Общественной Безопасности, в частности 'Диалектика и атеизм, две сути несовместны". И стоит ли отсылать читателя к философам прошлого, когда есть метод предложенный в КОБ?
Буду откровенен, хотя подозреваю, что вам это не понравится.
КОБ знаю давно и неплохо. Тесно и не раз общался с ее адептами. Наблюдал, что происходит с людьми, принявшими эту систему за основу своего мировоззрения...
Поэтому отношусь к ней крайне негативно, как к псевдонаучной секте вроде сайентологов, к тому же, несовместимой с Исламом по ряду позиций, включая и противопоставление "коранического Ислама" историческому.