Накануне Рамадана среди части русскоязычных мусульман, интересующихся проблемами Уммы, получила распространение рассылка, содержание которой требует комментария. Речь идет о видео, в котором индусские фанатики заставили местных мусульман есть коровий навоз. К этому прилагался достаточно типичный комментарий — мол, мусульмане оставили джихад, ухватившись за хвосты коров, как это описано в знаменитом хадисе, и теперь они унижены тем, что их заставляют есть коровий навоз.
Думаю, что ни написание этого комментария, ни его рассылка не заняли у вовлеченных в этот процесс людей много времени. Поэтому, возможно, не стоило бы тратить его на подробный разбор этого тезиса, если бы не одно «но» — в эпоху клипового сознания такие хлесткие лозунги и формулировки легко находят отклик в среде искренних, но не очень разборчивых мусульман. И как следствие формируют у них упрощенную картину мира и установки, чреватые пагубными последствиями. Поэтому попытаемся разобраться в этой немаловажной теме.
Немного предыстории
Совсем недавно на «Голосе Ислама» был опубликован объемный текст с описанием основных вех истории Ислама на Индийском Субконтиненте, как средневековой, так и современной. Те, кто его читали или те, кто просто сами представляют себе историю Ислама в этом регионе, легко могут дать ответ на вопрос — а действительно ли мусульмане Индии были унижены в результате того, что оставили Джихад и ухватились за хвосты коров?
А тем, кто не знает или подзабыл, напомним, что в период с 1947 года между Индией и Исламской Республикой Пакистан произошло 3 войны, и все они мусульманами были проиграны. Возможно авторы этих каналов и рассылок считают, что лучше, чем «муртадская» армия Пакистана, насчитывающая 650 000 военнослужащих, тысячи танков и единиц артиллерии, сотни самолетов, с джихадом против Индии, чья армия насчитывает 1,5 миллиона военнослужащих (и еще примерно столько же резервистов), справились бы идейные моджахеды с «правильной акыдой и манхаджем». Факты, однако, опровергают такой оптимизм. Те или иные моджахедские организации ведут войну в Кашмире против Индии уже десятилетия. И если такие группы как Лашкар э-Тайба, Джейш э-Мохаммед и Харкат уль-Муджахедин известны своим сотрудничеством с «муртадским» Пакистаном, чем можно было бы объяснить их неудачи, то Ансар Газват аль-Хинд и кашмирские сторонники ИГ — это группы с бескомпромиссным манхаджем, заявляющие о «непричастности к любым тагутам». Особых успехов в борьбе с Индией у них, однако, не наблюдается — совсем недавно состоялись похороны лидера последних Абу Яхьи Кашмири, убитого индийскими военными в одной из атак — проводить его в последний путь пришли тысячи людей, как они постоянно приходят на похороны других видных бойцов с индусскими силами, но те, как контролировали Кашмир, так и продолжают это делать.
В целом, во время активизации выступлений мусульман против индийских сил в Кашмире ежедневно гибнут десятки из них, что тоже не мешает оккупантам продолжать контролировать этот регион. Возможно, кто-то решит, что мусульмане добились бы больших успехов, если бы все их проживающие в Индии 130 миллионов (или хотя бы взрослая и мужская часть) поднялись, как один. Однако 1948 год, когда Большая Индия разделялась на Индию и Пакистан, примерно показал, как может выглядеть тотальная резня мусульман при соотношении 1 к 5. Изгнание 14 миллионов (!) человек, около 6 тысяч убитых мусульман, целые сожженные и разгромленные кварталы, «очищенные» от них. В итоге, одним мусульманам пришлось спасаться переселением в «муртадский» Пакистан, а тем, кто остался в Индии — привыкать к жизни в качестве обессиленного меньшинства.
Теперь вспомним, как мусульмане, которые правили Индией, вообще оказались в таком положении. Мусульмане успешно завоевали основную часть Индии — Индийскую долину и к приходу англичан в XVII веке правили ей, сидя в Дели в лице династии Моголов (Тимуридов). Но англичанам — задолго до индусов — они проиграли не на поле боя, которого поначалу не было, а на поприще экономики и торговли. Ибо англичане сумели, высадившись за тридевять земель от своей страны, в лице Ост-Индийской Компании организовать в Индии торговые отношения, в которые местные раджи — правители завоевавших ее силой мусульман, были вовлечены в качестве сперва клиентов, а потом и вассалов. То есть, завоевав Индию и достаточно эффективно управляя ею на протяжении нескольких веков, к моменту появления англичан мусульмане были не способны организовать и поддерживать экономические отношения, инфраструктуру и логистику, которыми Индию покрыли англичане.
В XIX веке мусульмане предприняли попытку с помощью силы выйти из под зависимости от англичан и оказались в авангарде стихийного общеиндийского восстания сипаев. Но проблема была не только в том, что мусульмане были не на уровне англичан в военном отношении. Удерживать Субконтинент вечно колонизаторы все равно бы не смогли, но в связи с этим вставал ключевой вопрос, кто будет править им после их ухода. Мусульмане не смогли сохранить за собой лидерство в общеиндийском освободительном движении, в результате чего большая часть будущей Индии досталась индусам, а мусульманам пришлось довольствоваться теми землями, где они составляли большинство — будущим Пакистаном. Правильную ли они тогда выбрали линию поведения или нет — вопрос дискуссионный, и если давать на него утвердительный ответ, то обвинять мусульман, оставшихся в Индии, можно разве, что в том, что они из нее не переселились (а такая возможность была далеко не у всех), если же ответ отрицательный, то отказ от сражения тут тоже не причем, тогда скорее надо говорить о том, что в борьбе за интересы мусульман были выбраны негодные политические средства. Ну а про то, к чему приводило использование военных, смотри выше.
Может возникнуть вопрос, но как же тогда мусульманам удалось завоевать Индустан в XI - XII веках при таком количественном превосходстве индусов? Мусульманские династии Газневидов и Гуридов были более эффективны в военно-технологическом, социально-политическом и в целом цивилизационном отношениях. Ферганские кони обеспечивали большую быстроту и маневренность мусульманским армиям, чем неповоротливые слоны — силам индусских раджей. Кроме того, как мы писали, завоеванные ресурсы Газневиды использовали для превращения контролируемой ими территории в центр развития своего времени. В Газне была основана библиотека, в которую были наняты работать Ибн Сина, Фирдауси, Бируни и еще примерно 400 ученых, писателей, поэтов. А что делают воспевающие сражения в наши дни — разрушают музеи с библиотеками, сжигают книги и казнят или просто такфирят тех, кто способен вырабатывать какие-то новые идеи?
Из истории мы видим, что мусульманам сопутствовал успех не только когда они воевали, но и когда они находились на гребне исторического цивилизационного развития - в военно-технологическом и других отношениях. Как только пальма первенства во всем этом перешла к Западу, мусульмане стали проигрывать — и не из-за хвостов коров, а из-за того, что отстаивание в военных технологиях и социальной организации стало оборачиваться неспособностью вести войну с превосходящим противником. Как ферганские кони в свое время были эффективнее слонов, так пушки и ружья потом оказались эффективнее саблей с луками. И проигрывать в этот момент мусульмане стали не из-за того, что ухватились за хвосты коров, а скорее потому, что не ухватились за хвост промышленной революции.
Промышленная революция и новый индустриальный уклад
Когда в руках сподвижников в результате успешного джихада оказались трофеи в виде огромных земельных угодий, они встали перед выбором, что с ними дальше делать. Строго формально, их нужно было разделить, отдав амиру его пятую часть и распределив остальное среди участников этих походов, на чем настаивали такие сподвижники как Билял ибн Раббаха, аз-Зубайр ибн аль-Аввам и Абд ар-Рахман ибн Ауф, да будет доволен ими Аллах. Халиф Умар, да будет доволен им Аллах, ответил на это: «Разве вы не видите, что такие важные страны как Сирия, Куфа, Джазира, Басра и Египет нужно обеспечить войсками, которым надо выдавать жалование? Откуда взять все это, если я разделю земли и земледельцев?» Также известно, что в другом случае он, дождавшись сбора урожая, приказал сжечь фермы, занятые некоторыми сподвижниками в Иордании в качестве трофеев, и когда они пришли ему жаловаться, сказал им: «Это работа людей писания; ваша работа - сражаться на пути Аллаха и распространять религию Аллаха. Оставьте земледелие людям писания, и распространяйте религию Аллаха; они будут заниматься земледелием и кормить вас...» В итоге эта проблема была решена через введение хараджа. То есть, земля оставалась в пользовании тех, кто ее обрабатывал, но отныне они должны были платить за ее использование налог, который поступал в бюджет исламского государства и расходовался на самые разные нужды. Как следствие, военная машина Ислама не остановилась в из-за того, что ее участники превратились в помещиков, а продолжила наращивать обороты, а поступающие от ее функционирования средства расходовались на самые разные нужды развития исламского общества.
Теперь обратим внимание на одно важное обстоятельство. В данном случае мы имеем дело с реалиями аграрного уклада, что как раз и соответствует хадису о хвосте коров. Исторически с момента своего возникновения исламская цивилизация была городской, и как было показано в предыдущем материале, где описывалась исламизация Балкан, политика османов в виде, с одной стороны, возложения земельно-налогового бремени на крестьян, с другой стороны, всяческого содействия развитию городов, стимулировала урбанизацию, то есть, перемещение населения и центра тяжести экономики из деревни в город.
В этом смысле вектор развития исламской цивилизации не отличался от вектора развития Западной Европы, и более того, еще в средневековье мусульмане опережали ее в этом. Отличие началось с того момента, как основой экономики и развития общества перестали быть коровы с их хвостами, то есть, сельское хозяйство, или обычная торговля, а стала промышленность.
Что такое промышленность? Это не только совокупность фабрик и заводов и производимых ими продуктов. Это принципиально новые отношения, охватывающие все общество, новый индустриальный уклад, преображающий все сферы его жизни от войны до труда, от экономики, до политики, образования, науки, развлечений и т. д.
Влияние промышленной революции на войну наиболее очевидно — обладание технически развитыми средствами уничтожения больше, чем когда бы то ни было становится залогом военного превосходства. И если при оборонительных и особенно партизанских войнах превосходство противника в военной технике может быть компенсировано героизмом, мотивированностью, знанием местности и поддержкой населения, то в масштабе мировой политики статус военной державы, способной вести успешные боевые действия за пределами своей территории, отныне обеспечивается наличием развитого индустриального уклада.
В СССР во время войны это называлось единством фронта и тыла. Но это было верно не только тогда - промышленные революции изначально были агрессивными и милитаристскими, они рождались из необходимости успешно вести войны, в частности, за новые колонии, и обеспечивались именно успешным ведением войн. Рывок Запада в социально-экономическом развитии в Новое время был обеспечен доступом к колоссальным ресурсам, полученным благодаря колониальным открытиям, завоеваниям, компаниям. И если мы посмотрим на карты мира тех времен, то легко увидим, что стремительное распространение господства западных колониальных держав приходится именно на эпоху промышленной революции, и на нее же приходится упадок мусульманских стран, начало их колонизации Западом.
Мир как война
То есть, успех в экономике нового типа обеспечивает военное доминирование, а оно в свою очередь подстегивает новый виток развития экономики. Но успешность новой экономики и нового развития требуют нового, высокоорганизованного общества, в котором грань между военной и мирной деятельностью зачастую стирается. Ученый, изобретающий новое вещество в своей лаборатории, инженер, стоящий за кульманом в конструкторском бюро, рабочий, изготовляющий в цеху изделия, или управленец, обеспечивающий бесперебойность всего этого процесса, влияют на исход военных действий зачастую больше, чем те, кто в них непосредственно участвуют. В свою очередь успех этих изобретений и их внедрения в жизнь начинается задолго до того, как это происходит физически — в университетах и школах, библиотеках и кружках.
Далее, Советский Союз и другие тоталитарные системы организовывали весь такой общественно-экономически-военный процесс исключительно идеологическим стимулированием и принуждением. Однако исход их состязания с западным лагерем показал, что лучше это получается у тех стран, что обеспечивают участникам этого процесса больше возможностей для личной самореализации. В обществе такого типа люди хотят иметь возможности смотреть, слушать, читать, двигаться, путешествовать и т. д. Но на самом деле, это не только не делает их независимыми от общества (разве что за исключением узкой прослойки наделенных такими возможностями в силу статуса), но и усиливает их зависимость от него методами экономического принуждения к вовлечению в его производственные процессы.
Игнорирование всех этих факторов создает крайне превратное представление о современном обществе, оно же общество индустриального модерна*, особенно со стороны представителей тех обществ, которые не прошли через такой процесс. Например, человеку, считающему себя брутальным войном или тому, кто готовится им стать в спортзалах, в тире, на пробежках и т. д., какой-нибудь европейский профессор в очках или щуплый доцент, разрабатывающие новые технологии, могут показаться «ботаниками», не соответствующими образу «настоящего мужчины». Однако реальность такова, что именно эти «ботаники» и обеспечивают сегодня армиям развитых стран подавляющее военное превосходство над брутальными воинами, неспособными противостоять их военным технологиям.
Кстати, не надо думать, что в современных обществах нет своих брутальных и воинственных персонажей. Спортзалы, фитнес-центры и стрелковые клубы западных стран также забиты соответствующей публикой, а современная развлекательная индустрия от фильмов и музыки определенных жанров до компьютерных игр генерирует не просто агрессию, но и беспредельную жестокость, цинизм, презрение к жизни и смерти, которую усваивает определенная часть этих обществ в качестве своего мироощущения. Но эти общества организованы так, что подобной категории людей выделены соответствующие ниши, в которых они могут проявлять свою брутальность и агрессию, ставя их на службу обществу, идет ли речь о службе в армии или участии в спортивно-развлекательной индустрии.
Тем не менее, такие люди всего лишь открыто проявляют сущность современного общества, которой охватываются и его мирные члены. Кто-то из них носит врачебный халат, кто-то костюм бизнесмена или менеджера, кто-то рабочую спецовку, но по большому счету, можно сказать, что все это разновидности такой же военной формы, что и камуфляж профессионального военного, потому что в качестве элементов социальной индустрии они работают на машину военного превосходства и пользуются его плодами. И в итоге общества эти в военном отношении оказываются сильнее «брутальных», хоть большинство их членов и выглядит весьма травоядно.
Коров давно нет, а где наши кони?
Если возвращаться к индусам, они позволяют себе такое поведение не потому что, они брутальнее, сильнее или смелее мусульман. Но они имеют вторую по численности и пятую по совокупному потенциалу армию мира с годовым военным бюджетом 64 миллиарда $ и третью экономику мира, которая их позволяет содержать. И ровно та же история с Израилем и палестинцами. Можно сколько угодно смеяться над сионистскими солдатами, одевающими памперсы на задание и панически боящимися ранений и смерти, и восхищаться бесстрашием палестинцев, идущих с голыми руками на танки и автоматы, но, увы, вопреки героизму побеждают сегодня первые, а не вторые.
Поэтому, когда хадис о джихаде и хвостах коров употребляется в наши дни, надо понимать, что и война сегодня уже не та, и участие в экономической и другой «мирной» жизни это уже не те хвосты коров, с которыми имели дело мусульмане на заре своей истории. Чтобы успешно воевать сегодня требуется иметь экономику и общество знаний, технологий, инноваций, хорошо вооруженная и обученная армия которого обеспечена совокупным потенциалом людей военных и «мирных» профессий. То, что именно военная слабость мусульман сегодня является причиной как зависимости их государств, так и унижений мусульман тех народов, которые ими не обладают (уйгуры, рохинья, мусульмане Кашмира и Индии и т.д.) очевидно. Но стимулируя горячую молодежь браться за автоматы или даже ножи и сломя голову бросаться в бой против превосходящего противника это положение не только не исправишь — в итоге оно лишь усугубляется. Мусульманам требуется самым серьезным образом осмыслить, как именно хорошо известный коранический аят о необходимости подготовки силы применим к нашим дням.
«Приготовьте против них, сколько можете, силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах» (перевод смыслов 60-й аята суры «Трофеи»).
Что понимать под силой и боевыми конями в наши дни? Как они сегодня появляются и оказываются в распоряжении у тех или иных наций? Что для этого требуется и какие последствия это за собой влечет? Вот какие вопросы сегодня необходимо поднимать и осмыслять тем, кого волнует незавидное, а зачастую и просто униженное положение мусульман в наши дни. Которое хвостами коров уже давно не объяснить.
* - сейчас оно преобразовывается в уклад постиндустриального постмодерна, но это уже тема для другого разговора
Закончить пока можно на этом же, так как до препятствий, могущих возникнуть перед исламской версией большевистского проекта, мы даже не дойдем - в условиях, когда вместо такового у нас на горизонте только кандидаты с утопическо-мессианским, но не политическим мышлением.
Так что, перед тем, как выходить на вилку большевизма-меньшевизма, нужна база вроде марксизма, которой пока нет. По крайней мере, нет в тех кругах, которые нацелены на "большевистскую" парадигму.
Например как насчёт развития в рамках "кваз государства" распространенного в разных странах по всему миру. Разделенных национально но объединенных на общей суннитской идеологии.
Теперь, что касается России. Если уж вас интересует конкретика, а она интересует и меня, то задача в ней конкретно ставиться должна и может - использовать возможный слом системы в среднесрочной перспективе для усиления позиций Ислама и мусульман. И тут вполне можно выделить программы-минимум и максимум. Минимум - это устранение репрессивной и гегемонистско-антиисламской системы и создание такой системы с активным участием в ней мусульман, которая защитит их интересы. Куда входят и новый федерализм, и новая парламентско-правовая система, и гражданское общество, внутри которых мы сможем полноценно выстраивать свои структуры. Максимум, о котором вы говорите - захват власти мусульманами в России, все-таки требует других демографических, а самое главное цивилизационно-культурных вводных, другого не только количества, но и качества мусульман.
Поэтому, если говорить о наших задачах, то мне скорее ближе логика меньшевиков - использовать революцию первого этапа для развития нашего "пролетариата", повышения его уровня и положения. Но, конечно, Россия это такая страна, где один этап может стремительно перетечь в другой, и тогда уже надо будет смотреть. Опять же, с учетом того, что в роли потенциальных большевиков у нас будут действовать луддиты и утописты, скорее всего...
Что же касается роли евреев в русской революции, то не надо забывать, что она в конечном счете трагична. Весь революционный еврейский актив был перемолот в ходе сталинского термидора, и такой исход для меньшинства в рамках гегемонистской системы с большинством, является неизбежным. Об этом надо помнить не только русским мусульманам, но и мусульманам России в целом, метя в евреи новой русской революции. Поэтому у меня все-таки другое видение этой проблемы - я считаю, что из имперско-гегемонистско-централистской колеи нам в Северной Евразии надо выходить, а не думать, как подмять ее под мусульман ли вообще или русских мусульман. Что касается последних, мне, опять же ближе, та модель участия меньшинства в революции, которую предлагал Бунд, а не та, которую продавили Ленин и евреи-ассимилянты вроде Мартова. Опять же, нам нужно мыслить в долгосрочной перспективе, и одной из целей первого этапа революции лично для меня будет создать возможности для развития именно русского мусульманского сообщества, что в долгосрочной перспективе будет иметь весьма серьезные последствия для всего Ислама в Северной Евразии, ин ша Аллах.
Татьяна Мануковская (Ки Чанс)
Новый Иерусалим. Носители проекта: Наследники еврейской секты Ессеев. Наставники – Каббалисты. Скрытые игроки: «Бнай-Брит». Открыто – большевики-ленинцы. Образ победы – Царство священников и народа святого (1000-летие субботы Великого Израиля).
Папская империя Рима. Носители проекта: Романо-германская аристократия. Наставники – Ватикан. Скрытые игроки: «Общество», «Черный интернационал». Открыто – духовные ордена и прелатуры: Иезуиты, Мальтийцы, Тамплиеры, Опос Дэи… Образ победы – Духовное вечное Царство Христово (Великая Европа).
Датун (Великое единение народов единой судьбы). Носители – великоханьцы. Наставники – Даосы. Скрытые игроки – «Драконы», «Триады». Открыто – ЦК КПК. Образ победы: возрождение величия китайской нации (Китайская Мечта).
Мир Ислама. Носители проекта – мусульманская умма. Наставники – Суфии. Скрытые игроки – духовные братства (тарикаты). Открыто – политический ислам. Образ победы – Новый Халифат.
Евразийский Союз. Носители: наследники Единого государства Чингисхана. Наствники – староверы, евразийцы. Скрытые игроки – нетократы. Открыто – ШОС, ЕАЭС, ОДКБ. Образ победы – Новая Орда не западных цивилизаций: «Царство Правды» (Великая Евразия).