В понедельник 1 октября в Махачкале состоялся стихийный митинг неравнодушных горожан и жителей Шамильского района Дагестана, поддержавших семью Гасангусейновых.
Грязная работа "братьев"
Эта семья стала известна в республике летом 2016 года. Тогда, 23 августа, в окрестностях села Гоор-Хиндах были расстреляны два родных брата: Наби и Гасангусейн Гасангусейновы, занимавшиеся выпасом скота. Два молодых брата, самому старшему из которых было 19, а другому 17, в тот вечер не вернулись домой после загона скота. Их убили в районе сельского кладбища, как потом стало понятно по изучению характера пулевых ранений, выстрелы производились в упор, что говорит о том, что это не было "ошибкой", а был циничный расстрел.
Буквально через пару часов их убийство было подано как ответный огонь на требование предъявить документы, самих парней объявили как участников вооружённого подполья. Как потом станет понятно, в это же время силовики напялят на уже остывшие тела ребят камуфляжную форму и зимние (sic!) армейские берцы, после чего произведут повторные выстрелы, чтобы на камуфляже были пулевые ранения, потом рядом с ними положат и автоматы для убедительности. "Работайте братья" - так можно охарактеризовать действия силовиков на двух "фронтах": медийном и следственном.
История подобная той, что произошла в горном районе Дагестана, могла бы стать одним из множества незамеченных эпизодов кровавой деятельности силовиков, если бы не вызванное массовое возмущение жителей окрестных сёл и настойчивость родителей убитых братьев.
Муртазали Гасангусейнов у могилы своих сыновей
С первых же дней дагестанские журналисты и правозащитники не позволили замолчать эту историю, им удалось придать эту историю огласке на уровне общероссийских СМИ. Родителям расстрелянных пастухов при поддержке правозащитной организации "Мемориал" и журналистов понадобилось ровно 15 месяцев упорной работы, чтобы добиться от Следственного комитета переквалифиции статьи в уголовном деле со статей 222 и 317 УК ( "посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов" и "незаконное хранение и ношение оружия") на статью 105-ю ("убийство"), но без подозреваемых. С того времени прошло чуть менее года, "а воз и ныне там".
За это время чета Гасангусейновых неоднократно устраивала пикеты на площади города Махачкалы перед домом Правительства Республики Дагестан. Иногда это проводилось по несколько дней подряд. Но в середине сентября эта тема вновь была поднята в дагестанском сегменте соцсетей, пользователи стали выступать с предложением поддержать родителей убитых братьев Муртазали и Патимат Гасангусейновых аналогичными одиночными пикетами поочередно каждый день. На эту идею стали откликаться неравнодушные жители Махачкалы, готовые поочередно заменять друг друга в одиночном пикетировании. Но впоследствии идея одиночных пикетов переросла в идею общей поддержки - путём митинга.
Опасный прецедент
Это не был согласованный на три недели вперёд митинг, решение о его проведении было фактически принято в пятницу 28 сентября, и уже утром в понедельник следующей недели родители расстрелянных подростков увидели, что они не одни на площади с тем же вопросом к властям.
Митинг получился настолько массовым (по разным оценкам, от 300 до 500 человек), что стражи порядка не осмелились устраивать разгон, тем более, жители вышли без каких-либо плакатов и они не выкрикивали какие-либо лозунги. На площади города в толпе было многозначительное молчание адресованное всем тем, кто наблюдал эту картину из окон мэрии, дома правительства и из здания МВД по соседству.
К собравшимся на площади обратился правозащитник Джамбулат Гасанов, представляющий интересы семьи Гасангусейновых. Он отвечал на вопросы собравшихся граждан и сообщил о последних новостях по делу убийства братьев-пастухов.
В ходе беседы с собравшимися, правозащитник отметил далеко идущие последствия этого дела, если следственные органы признают действия силовиков преступлением. Как отметил Гасанов, вслед за Гасангусейновыми справедливого расследования и суда потребуют тысячи дагестанских семей, чьи сыновья также были убиты при таких же сомнительных обстоятельствах, которые выдавались как проведение КТО против местного подполья. Этого прецедента больше всего и боятся в силовых органах и потому следствие всячески пытается завести дело в тупик.
Для этой цели силовики запугали всех местных адвокатов, которые готовы были помочь родителям, недвусмысленные сигналы угроз были даны и местному отделению "Мемориала", о чём ГИ писал в мае этого года.
И всё же, Гасангусейновым удалось привлечь внимание федеральных независимых СМИ и уже на первую половину октября запланирована поездка в Москву для встречи с журналистами. Также на октябрь планируется проведение митинга, но уже согласованный. Об этом собравшимся заявил правозащитник и сам Муртазали Гасангусейнов.
Нечего сказать
Муртазали Гасангусейнов и правозащитник Джамбулат Гасанов
В обеденное время на площадь пришёл нынешний глава МВД Абдурашид Магомедов который не стал подходить к родителям убитых подростков, но через своих подчинённых сообщил им, что с ними хотят встретиться в Следственном Комитете по РД. Пожилой чете была для этого подана служебная машина которая доставила их в здание СКР РД. Как потом стало известно, глава СУ СКР по РД Сергей Дубровин сообщил Гасангусейновым, что расследование дела убийства их сыновей будет перенаправлено в Москву главе СКР Александру Бастрыкину. Взять дело под личный контроль главу СКР попросил глава Дагестана Владимир Васильев.
Как позднее сообщил Гасанов на своей странице в Instagram, после их выхода из СКР сотрудники полиции предложили им заехать в РОВД, с чем он и чета Гасангусейновых согласились. По прибытию стало ясно, что на правозащитника хотели составить административный протокол за организацию несанкционированного митинга, как того потребовал глава МВД Абдурашид Магомедов. Но, благодаря вмешательству главы Кизилюртовского района, Магомедов дал "отбой" подчинённым.
Сам Абдурашид Магомедов, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что ему нечего сказать родителям убитых братьев, а обманывать их не хочет. По расследованию дела министр также отказался комментировать, пояснив, что он не может давать своё оценочное суждение, т.к. это дело расследуется не его подчинёнными, а сотрудниками СКР. На замечание журналистов, что Гасангусейновы обвиняют бывшего участкового по Шамильскому району в причастности к убийству, министр заявил, что не в курсе таких подозрений, но добавил, что ранее он не встречался с Муртазали и Патимат Гасангусейновыми, но готов с ними встретиться, если у них есть вопросы по деятельности сотрудников полиции в деле убийства их сыновей.
На митинге была затронута и финансовая проблема. т.к. Муртазали и Патимат Гасангусейновым часто приходилось приезжать в Махачкалу, а теперь ещё им необходимо купить билету на вылет в Москву, они остро нуждаются в финансовой помощи, о чём стыдятся говорить и просить. Вместо них эту тему на митинге поднял сам правозащитник, обратившись к собравшимся оказать финансовую помощь родителям убитых пастухов.
Номер карты Муртазали Гасангусейнова - 5469 6000 3394 9934
Подводя итог события, выяснилась давняя истина, которую старательно стирают с памяти россиян и российских мусульман, в частности, через репрессивные меры. Чтобы "слуги" и "защитники" народа обратили внимание на беззаконие, на которое их просили обратить внимание пожилые люди, чьё количество выходов на пикет перед Белым домом не поддаётся подсчёту, необходима сознательность самих мусульман и просто граждан, которая должна проявляться в видимой поддержке, а не только комментариями в соцсетях.