Ну о-о-очень длинная цитата из очерка Вячеслава Макарцева – "человека верующего и коммунистически убеждённого". (Оригинал - "Альфа и Омега", Вячеслав Макарцев, 2003 г.)
... В идолопоклонство стремительно втягивается и мусульманский мир. После открытия в Саудовской Аравии "горы золота", то бишь нефти, процесс разбухания капитала увлёк в свой круговорот тысячи знатных арабских семей. Мусульманские экономисты любят порассуждать на тему некапиталистического исламского пути. Причём капиталистами, как правило, они называют, в отличие от общепринятого у нас определения, только лишь представителей банковского капитала, которые живут на процент или риба в переводе на арабский: "Поистине, основа слова "риба", приведённая в Коране, - это раба, в которой учтено значение: "увеличение", "рост", "поднятие" и "возвышение". Поразительно, но большинство мусульманских экономистов не видят увеличения, роста, поднятия капитала промышленника, чьи деньги, по их представлению, и капиталом-то не являются, поскольку "честно заработаны" бизнесменом. Да и денежные капиталисты могут заслужить отпущение грехов, если вместо жёсткой процентной ставки согласятся на зависимость её от прибыли промышленника: "Мы говорим, что если это собранное богатство будет инвестироваться капиталистом в бизнес с тем, чтобы получить долю из той прибыли, что принесёт этот бизнес по какому-то известному проценту, то вообще не было бы никаких проблем, однако вы вкладываете их в рынок с тем, чтобы получал капиталист какие-то проценты из прибыли ежемесячно или ежегодно - всё равно принесёт ли этот бизнес прибыль или потерпит убыток, и неважно, будет ли прибыль большой или маленькой. И таким образом вы поразили вредом общественную экономику". Кто будет спорить с тем, что банкиры, говоря простонародным языком, шкурят промышленников и торговцев. Но вопрос то несколько в ином: за счёт чего разбухает, увеличивается прибыль вообще? Есть ли увеличение, рост, поднятие, возвышение в капитале торговца и промышленника? Подавляющее большинство исламских экономистов и богословов не видят элементов риба в капиталах указанных лиц. Защищая свою позицию, они ссылаются на Коран: "Тогда пришёл Ислам и разъяснил людям, что увеличение капитала, полученное путём продажи, отличается от полученного путём риба, и что первое законно, а второе - нет: "Это за то, что они говорили: "Ведь торговля - то же, что рост". А Аллах разрешил торговлю и запретил рост" ("Корова", 275). И т.к. риба отражает специальное, известное у арабов увеличение, не принялся Коран за его объяснение и ограничился его запрещением и приказом оставить его". Но известно, что есть продажа ради купли и купля ради продажи, последняя ведёт к разбуханию торгового капитала. Затем, во времена Пророка Мухаммада (мир ему) никто слышать не слыхивал, что наступят времена, когда появятся бизнесмены, которые будут увеличивать свой капитал за счёт присвоения прибавочной стоимости, созданной трудом наёмных рабочих - своих братьев - мусульман. Лишь в Коране Всевышний намекнул на какую-то войну против "кушающих риба": "О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие. Если же вы этого не сделаете, то услышите про войну от Аллаха и Его посланника" ("Аль-Бакара": 288-289). Мусульманские пробуржуазные экономисты и богословы хитрят насчёт разъяснения слова "риба", но хитрит и Всевышний, который не дал подробное толкование его в Коране, чтобы уловить лицемеров в геенну огненную. Первый человек, который осознал всю пагубность риба и описал все его проявления - Карл Маркс. Мы приведём ввиду особой важности вопроса очень длинную цитату из его "Капитала", что может быть абсолютно точно переведено на арабский как "Ар-риба". В этой цитате раскрывается во всех тонкостях отличие торговли от риба, то есть капитала: "Непосредственная форма товарного обращения есть Т-Д-Т, превращение товара в деньги и обратное превращение денег в товар, продажа ради купли. Но наряду с этой формой мы находим другую, специфически отличную от неё, форму Д-Т-Д, превращение денег в товар и обратное превращение товара в деньги, куплю ради продажи. Деньги, описывающие в своём движении этот последний цикл, превращаются в капитал, становятся капиталом и уже по своему назначению представляют собой капитал. Присмотримся ближе к обращению Д-Т-Д. Подобно простому товарному обращению, оно проходит две противоположные фазы. Первая фаза, Д-Т, купля, представляет собой превращение денег в товар. Вторая фаза, Т-Д, или продажа, - обратное превращение товара в деньги. Единство обеих фаз составляет совокупное движение, в котором деньги обмениваются на товар и потом этот самый товар обменивается опять на деньги, товар покупается ради продажи, или, если оставить в стороне формальные различия между куплей и продажей, на деньги покупается товар и на товар - деньги. Результат, в котором угасает весь процесс, есть обмен денег на деньги, Д-Д. Если я на 100 ф. ст. покупаю 2000 ф. хлопка и снова продаю эти 2000 ф. хлопка за 110 ф. ст., то, в конечном счете, я обменял 100 ф. ст. на 110 ф. ст., деньги на деньги. Очевидно, прежде всего, что процесс обращения Д-Т-Д был бы совершенно нелеп и бессодержателен, если бы он представлял собой лишь обходной путь для того, чтобы данную денежную стоимость обменять на ту же самую денежную стоимость, например 100 ф. ст. на 100 фунтов стерлингов. Несравненно проще и надёжнее метод собирателя сокровищ, который хранит у себя свои 100 ф. ст., вместо того, чтобы подвергать их опасностям обращения. С другой стороны, когда купец продаёт купленный им за 100 ф. ст. хлопок, то совершенно независимо от того, выручает ли он при этом 110 ф. ст., или 100 ф. ст., или даже только 50 ф. ст., его деньги описывают своеобразный и оригинальный путь, совершенно отличный от простого товарного обращения, когда, например, крестьянин продаёт хлеб и на вырученные деньги покупает себе одежду. Итак, прежде всего мы должны охарактеризовать формальное различие между кругооборотами Д-Т-Д и Т-Д-Т. Вместе с тем обнаружится и различие по существу, скрывающееся за этими формальными различиями. Посмотрим сначала, что общего в обеих этих формах. Оба кругооборота распадаются на одни и те же противоположные фазы: Т-Д, продажа, и Д-Т, купля. В каждой из обеих фаз противостоят друг другу одни и те же два вещных элемента - товар и деньги и два лица в одних и тех же характерных экономических масках - покупатель и продавец. Каждый из обоих кругооборотов представляет собой единство одних и тех же противоположных фаз, и оба раза это единство осуществляется при посредстве трёх контрагентов, из которых один только продаёт, другой только покупает, а третий попеременно продаёт и покупает. Но что уже с самого начала разделяет кругообороты Т-Д-Т и Д-Т-Д, так это обратная последовательность одних и тех же противоположных фаз обращения. Простое товарное обращение начинается продажей и заканчивается куплей, обращение денег как капитал начинается куплей и заканчивается продажей. Там товар, здесь деньги образуют исходный и конечный продукты движения. В первой форме роль посредника во всём процессе играют деньги, во второй, наоборот, - товар. В обращении Т-Д-Т деньги, в конце концов, превращаются в товар, который служит потребительной стоимостью. Следовательно, тут деньги затрачиваются окончательно. Напротив, в противоположной форме Д-Т-Д покупатель затрачивает деньги лишь для того, чтобы получить деньги в качестве продавца. Покупая товар, он бросает деньги в обращение с тем, чтобы вновь извлечь их оттуда путём продажи того же самого товара. Он выпускает из рук деньги лишь с затаённым намерением снова овладеть ими. Таким образом, деньги здесь лишь авансируются. В форме Т-Д-Т одни и те же деньги дважды меняют своё место. Продавец получает их от покупателя и уплачивает их другому продавцу. Весь процесс в целом, начинающийся получением денег за товар, заканчивается отдачей денег за товар. Обратно протекает процесс в форме Д-Т-Д. Не одни и те же деньги, а один и тот же товар два раза меняет здесь своё место. Покупатель получает его из рук продавца и снова передаёт его в руки покупателя. Как в простом товарном обращении двукратное перемещение одних и тех же денег вызывает их окончательный переход из одних рук в другие, так здесь двукратная перемена места одним и тем же товаром приводит деньги обратно к их исходному пункту". "Кругооборот Т-Д-Т имеет своей исходной точкой один товар, а конечной точкой другой товар, который выходит из обращения и поступает в потребление. Потребление, удовлетворение потребностей, одним словом - потребительная стоимость есть, таким образом, конечная цель этого кругооборота. Напротив, кругооборот Д-Т-Д имеет своим исходным пунктом денежный полюс и, в конце концов, возвращается к тому же полюсу. Его движущим мотивом, его определяющей целью является поэтому сама меновая стоимость." "Процесс Д-Т-Д обязан… своим содержанием не качественному различию между своими крайними пунктами, - а лишь их количественной разнице. В результате этого процесса из обращения извлекается больше денег, чем первоначально было брошено в него. Хлопок, купленный, например, за 100 ф. ст., снова продаётся за 100 10 ф. ст., или 110 фунтов стерлингов. Поэтому полная форма рассматриваемого процесса выражается так: Д-Т-Д?, где Д? = Д ?Д, т.е. равно первоначально авансированной сумме плюс некоторое приращение. Это приращение, или избыток над первоначальной стоимостью, я называю прибавочной стоимостью. Таким образом, первоначально авансированная стоимость не только сохраняется в обращении, но и изменяет свою величину, присоединяет к себе прибавочную стоимость, или возрастает. И как раз это движение превращает её в капитал". Источником разбухания, роста торгового, промышленного и денежного капитала, как убедительно показал Маркс, является процесс эксплуатации наёмного работника, присвоение прибавочной стоимости, созданной его трудом. "А ведь наёмный работник сам продаёт свою рабочую силу за определённую цену. Здесь имеет место купля-продажа, т.е. торговля, а она не запрещена Аллахом", - возражают хитрецы. Но давно уже замечена противоречивость продажи-купли рабочей силы: отношения между рабочим и капиталистом уж очень похожи на отношения между должником и ростовщиком. Известно, что капитализм зародился в Голландии, в среде враждебно настроенных к христианству богатых иудеев, большинство из которых занималось ростовщичеством. Они-то и подметили любопытную особенность рабочей силы: оплатить её можно по одной цене, а получить за полученный в процессе её потребления товар можно с прибылью. Рабочий человек, как правило, не имеет больших сбережений, чтобы жить не работая. Купить средства производства - мошна тонка. И приходит он к тому, у кого есть деньги и средства производства, - к промышленному ростовщику - капиталисту или бизнесмену, как сейчас говорят. Естественно, за красивые глаза тот денег не даст и предлагает рабочему отдать в залог свою рабочую силу за определённую сумму денег. Внешне это выглядит как продажа-купля. Но это лишь внешне, так же выглядит выдача денег под залоговую вещь ростовщиком. Но рабочий не свободный владелец своего товара, а узник голода, холода, болезней… поэтому никакой торговли, по существу, быть не может, ведь он просто умрёт, если не станет работать. Чтобы залог был осязаем, рабочий обязан потрудиться на средствах производства промышленного ростовщика, то есть предоставить капиталисту возможность немедленно пользоваться залоговой вещью, продавать её затем в товаре, изготовленном рабочим. При обычных условиях должник может выкупить у ростовщика залоговую вещь, но здесь мы имеем другой случай: рабочий гол как сокол, денег ему взять неоткуда, да и залог у него специфический, огромный, измеряемый многолетней способностью к труду, а посему залоговой вещью промышленник начинает пользоваться сразу, "отщипывая" месяцы и годы от рабочей силы наёмника. Когда же, по прошествии времени, залоговая вещь - рабочая сила - отлилась в каких-то произведённых вещах, промышленный ростовщик отдаёт обговорённую часть прибыли работнику, а прибавочную стоимость кладёт себе в карман как ростовщический процент. Капитализм мог появиться лишь в среде ростовщиков, в среде людей, чей "бог" - деньги. В Китае на несколько столетий раньше, чем в Европе, зародились феодальные отношения, было и сословие торговцев. Но не переросли феодальные отношения в капиталистические, нехватило "закваски". "Закваски" нехватило и на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Лишь там, где имело место скопление ростовщиков, критическая масса их привела к возникновению капиталистических отношений. Капиталистичес-кая система, эксплуатация наёмного труда были навязаны ростовщиками всему миру. Промышленник - это хитрый, "стеснительный" ростовщик, эта "стеснительность" соответствует духу протестантской этики… Косвенно на достоверность предположения о том, что взаимоотношения капиталиста и наёмного работника являются взаимоотношением ростовщика и должника указывает, к примеру, дореволюционная история России, где широко распространённым явлением на селе была отработка как процент за взятую у кулака ссуду. Проторившие дорогу в капитализм мануфактуры, фабрики, заводы - это изобретения изощрённого ростовщического ума, при помощи которых маммонопоклонники получили возможность пользоваться живым залогом - рабочей силой голытьбы - в массовом масштабе. Ислам в отношении осуждения неправедного богатства, нажитого "кушанием риба" идёт в некотором роде даже дальше Православия: "Нет сомнения в том, что Коран усиливает угрозы в отношении некоторых запретных вещей, однако слова, которыми пришло провозглашение о запрещении риба, сильнее и жёстче слов, которыми приведены запрещения других неприемлемых вещей и грехов. Риба состоит из 72 частей, самая меньшая из которых подобна "никаху"… со своей матерью, а самая большая - честь мусульманина (т.е. говорить, затрагивая его честь…) И поэтому усилил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещение практики риба". "И проклял Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) кушающего ...