Общество

«Земли переданы тем, кто смог больше заплатить»

Конференция общественности, отмененная из-за проблем с помещением и избиения Ибрагима Яганова («Газета Юга» №30), состоялась 30 июля в одном из недействующих цехов домостроительного комбината. 
     Сдвинутые теннисные столы образовали место для президиума, который символично расположился у входа в тир с изображением мишени. Стулья на бетонном полу заняли участники встречи. 
     В связи с событиями, предшествовавшими мероприятию, изменился и состав участников. Отсутствовали представители «Патриотов России», КПРФ, общественных казаков. Николай Самохвалов, представлявший последних, заявил, что он присутствует только как наблюдатель. Далхат Байдаев, выступавший от Совета старейшин балкарского народа и Крестьянского фронта, сообщил, что 28 июля он встречался с Игорем Логвиненко и обсуждал вопросы участия общественных казаков: «А вчера он позвонил и сообщил: им запретили участвовать». 
     Зато на конференцию пришел советник руководителя администрации президента Альберт Назранов, которого сопровождала группа молодых людей спортивного типа (на снимке крайний слева). 
     Руководитель «Гражданского союза» Тимур Тенов, выступивший в роли модератора, объявил, что слово будет предоставлено всем желающим. 83-летний житель Аргудана, член КПРФ Аслангери Кушхов сообщил, что подворный обход показал: 994 двора из 1051 высказались за передачу земли сельчанам: «Иногда теряюсь – кто друг, а кто враг. Чтобы отобрать землю и тягловую силу, потребовалась одна неделя после революции. Сейчас 20 лет уже мы не можем решить этот вопрос: сложный, говорят. Фашисты воевали против нас, убивали наших отцов, а пришли в село – все колхозное имущество раздали... Этот «сложный» вопрос наши старики неграмотные во время немцев решили буквально за три дня. Говорят, это приведет к межнациональному конфликту. У нас их не было и не будет. Мы требуем лишь выполнить решения российского правительства. У нас нет врагов, кроме своих избранников». 
     Далхат Байдаев назвал конференцию отправным пунктом, когда народ Кабардино-Балкарии сам начнет решать свою судьбу. Главной проблемой он назвал ситуацию с молодежью, которая вынуждена уезжать на чужбину, где находится в положении изгоев: «Нам непростительно смотреть на это. Как и на то, что женщины стали кормить нас – и в жару, и в мороз стоят на рынке. Но нам не дают работу, не дают землю, а кто-то может ее получить и передать за баснословные деньги в субаренду. Землю должен получить тот, кто на ней работает». 
     Председатель общественной организации «Адыгэ Хасэ Хэкужь – Черкесия» Абубекир Мурзаканов заявил о необходимости передачи земельных паев жителям сел и финансовой поддержки селян. 
     Предприниматель Зоя Аликаева считает: власть живет сама по себе и только и хочет, чтобы «мы друг друга кушали»: «Я мать двух работников милиции. Почему я должна каждый день трястись за их жизнь? Почему наши дети должны умирать? Почему слуги народа нам не служат?» По словам женщины, министр сельского хозяйства не может ее принять: «Кабардино-Балкария в этом году получила 14,5 млрд для стабилизации. Где эта стабилизация? Я обратилась к руководству о беспределе в вузах, судах, о горе-чиновниках, которые живут не по средствам, но мне не ответили». 
     Анзор Шоров из Союза абхазских добровольцев отметил, что проблемы на конференции поднимаются правильные: «Но вопрос в том, кто говорит. Очень многие из тех, кто возмущается, – это двуличные люди». Адам Медалиев из Нартана рассказал, что значительная часть земель села оказалась в федеральной собственности, и подчеркнул, что землю надо возвратить в муниципальную собственность: «Надо работать над земельным вопросом. Наша власть боится этого, она переводит его в межнациональную плоскость». 
     Председатель общественной организации «Эльбрус» Джамбулат Этеев высказался против закона о землях отгонного животноводства, заявив, что таких пастбищ в истории не было, они появились лишь в 1983. Он полагает, что эти земли необходимо разделить между поселениями: «Если вы отберете земли у балкарцев и отдадите чиновникам, вам легче не будет». 
     Председатель АККОР Казбек Кардангушев был категоричен: «Я вижу, этот форум собрался, чтобы охаять действующую власть. А по отгонным пастбищам парламент нашел единственно верный выход». Завершая свое выступление, он объявил, что Яганов – «шизофреник». 
     Комментируя выступление Кардангушева, Зоя Аликаева рассказала, что он 12 лет возглавляет АККОР: «Ни черта он нигде не работал, ни один фермер ничего толком не получал». Кардангушев хотел что-то ответить, но группа стариков из Аргудана предложила ему оставить микрофон. 
     Ибрагим Яганов не стал отвечать на нападки. Только касаясь обвинений в национализме, заметил: «Далхат Байдаев – балкарский националист, я – кабардинский. Но это не мешает нам сесть напротив друг друга, обсуждать противоречия и прийти к общему знаменателю. Это мы хотели бы перенести и на государственный уровень. Нужен диалог, разговор. Чтобы его не было, нам бьют морду вот эти накачанные крепкие ребята, которые даже не понимают, зачем их сюда пригласили». 
     По его словам, все годы муниципальной реформы прошли впустую: «Земли захвачены определенными людьми, которые имеют средства. Из села эти земли переданы в районы очень смешным способом: каждый глава администрации села вынужден был обратиться к главе района, чтобы у него забрали землю и недвижимость. В результате земли переданы тем, кто смог больше заплатить. Это совершенно посторонние для села люди, а жители сел вынуждены к ним наниматься. Но землю надо передать тем, кто ее обрабатывает. Они не умеют об этом разговаривать, поэтому пытаются нас запугать. Думаю, это у них не получится, потому что другой земли и другой родины у нас нет». 
     Альберт Назранов сообщил, что сидящий в президиуме его родственник Абубекир Мурзаканов признавался, «как он ненавидит балкарцев»; что Ибрагим Яганов на декабрьских митингах призывал: «Надо балкарцев бить и все земли отобрать»; что Далхат Байдаев и Совет старейшин «всю свою молодежь травят на кабардинцев только для того, чтобы развязать войну»: «А сейчас они собрались вместе. Они хотят скандал, а мы каждый раз предотвращаем это уже 4 года». Его речь остановили старики из Аргудана. «Когда вы болтались по улицам, я работал. А вы морочите мне голову. Я хочу получить землю своих отцов, а твоя земля мне не нужна», – сказал Арсен Кушхов. 
     Противостояние сторон усилилось, когда речь зашла об итоговом документе конференции. Альберт Назранов не согласился с итогами первого голосования и потребовал повторного. Против резолюции голосовали те, кто пришел с советником руководителя главы администрации президента, а также представители Союза абхазских добровольцев. Они оказались в меньшинстве. 
     Обстановка накалялась. Если бы не действия милиции и присутствие аргуданских стариков, все могло выйти за рамки словесного противостояния. В один из моментов в зал вошла группа спецназа, располагавшаяся на улице, но ее вмешательство не понадобилось. 
     В резолюции конференции говорится о сложившейся в республике при попустительстве властей кризисной ситуации, причиной которой стали «полное игнорирование права и возведение в ранг закона бизнес-интересов одного клана, тотальная коррупция, криминализация всех сфер жизни, обнищание основной массы населения, сопровождающееся пропагандистской шумихой о благоденствии и процветании народа». 
     Авторы документа отмечают, что за несколько лет в республике создано разветвленное экстремистское подполье, диктующее условия и власти, и бизнесу, а режим КТО, введенный в разгар туристического сезона, воспринимается населением как еще одна мера по отъему собственности. 
     Резолюция призывает жителей республики обратить внимание российской общественности и руководства страны на «наши проблемы и наше положение».

Автор: Олег Гусейнов, "Газета Юга"
подписаться на канал
Комментарии 0