В последние примерно полгода среди тех, кто считает себя суннитами, имело место несколько официальных мероприятий, призванных определить, кого же ими считать.
Начало им положила нашумевшая Грозненская конференция, на которой была принята фетва, определяющая весьма узкие рамки этого понятия, за которые были выведены салафиты. Разумеется, она вызвала достаточно жесткую критику, причем, как в самой России, так и в мире. С тех пор по этой теме высказался ряд ученых, включая и участников этой конференции, пересмотревших свои взгляды.
На прошлой же неделе в Саудовской Аравии состоялось очередное мероприятие, на котором обсуждались, в том числе и эти вопросы - конференция на тему "Идеологические направления: между свободой слова и установлениями шариата". В нем приняли участие представитетели официальных религиозных структур как суннитских в своей основе стран - Саудовской Аравии, Турции, Марокко, Пакистана, Египта и других, так и представители суннитских общин и организаций стран, в которых доминируют шииты - Ирака и даже Ирана.
В конференции приняли участие как салафиты, так и ашариты-матуридиты, причем, в том числе, официальный муфтий ЧР-РФ Салах Межиев, который фактически подписался под принципами, пересматривающими постановления Грозненской конференции.
Сайт "Кавказ.Реалии" опубликовал краткую выжимку из 13 пунктов, утвержденных участниками данной конференции, в которых устанавливаются некоторые важные принципы сосуществования мусульман друг с другом, а также иноверцами. Ниже мы приводим их без пояснений и комментариев:
"1 – Генеральный секретариат Общества мусульманских богословов при Всемирной исламской лиге должен подготовить проект документа "О правилах и незыблемых основах шариата в современных направлениях мысли" и представить его на следующей встрече Общества, чтобы по утверждении его богословами у нас бы были правила и незыблемые основы, обязательные для различных групп мусульман.
2 – Призываем все гражданские и правительственные организации исламского мира к укреплению высших ценностей ислама: они заключаются в любви, дружбе, толерантности, мирном сосуществовании, недопущении того, что приводит к конфликтам, разногласиям и нетерпимости. Нужно понимать, что Творец создал нас разными. Нам следует принять тот факт, что исламские мазхабы разнообразны с научной и идеологической точки зрения, и считать это проявлением всеобъемлемости исламского шариата и милости Аллаха к Его рабам.
3 – Призываем всех мусульман уважать предписания религии, сосуществовать согласно ее канонам, соблюдать нормы ислама в научных и идеологических беседах и заявлениях. Предостерегаем от оскорблений в адрес последователей исламских мазхабов, от распространения причин конфликтов и сеяния раздора среди представителей разных конфессий и мазхабов. Такие действия необходимо приравнивать к преступлениям и привлекать за них к ответственности в суде.
4 – Уполномоченные лица должны препятствовать распространению через различные каналы, в том числе через СМИ, информации, подстрекающей мусульман к ненависти и презрению по отношению друг к другу или к представителям других религий. Мусульманам необходимо держаться за вервь Аллаха и предостерегать друг друга от разобщений и споров.
5 – Предостерегаем от легкомыслия при придании гражданским и правительственным институтам, организациям, отдельным личностям тех или иных религиозных и идеологических категорий, из-за которых мусульмане могут посчитать их источником смуты, что приводит к экстремизму и вражде в рядах мусульман.
6 – Мусульмане должны держаться за свое единство, свою идентичность и имя, которое дал им Аллах – "ислам". Предостерегаем от других наименований, способных оскорбить это объединяющее, объемлющее имя.
7 – При обозначении исламских мазхабов и школ фикха нужно использовать понятия, установленные мусульманскими учеными при салафах. Однако эти понятия не являются альтернативой всеобъемлющему имени ислама и не конкурируют с ним.
8 – Предостерегаем от легкомыслия при отнесении каких-либо действий к куфру (проявлением неверия), бид‘а (порицаемым новшествам) и нечестию. Обладающие знанием и верой должны уметь извиняться перед своими братьями, думать о них хорошее, давать им мудрые советы.
9 – Требуем от мусульманских диаспор в неисламских странах уважать местные законы и культуру. Свою идентичность нужно сохранять в соответствии с имеющимися в стране проживания конституционными и другими законными механизмами. А если они кого-то не устраивают, то мусульманин должен переехать в другое место, не нарушая общественный порядок.
10 – Призываем исламские организации в немусульманских странах проповедовать среди местных мусульманских диаспор уважение к местным законам и культуре. Ведь любое оскорбление этих норм приведет к оскорблению ислама и обвинениям в его адрес.
11 – Призываем представителей мусульманских гражданских и правительственных организаций просвещать молодежь, рассказывая молодым мусульманам об опасности экстремистской идеологии, дабы предотвратить пагубное воздействие сообщений, которые террористы распространяют в своих СМИ и аккаунтах в социальных сетях.
12 – Подтверждаем, что в исламских мазхабах нет места терроризму и экстремизму. Не существует такой религии, которая была бы экстремистской в своей основе, однако в каждой религии есть экстремисты. Как показывает история, они присутствовали в разных точках земного шара и в разные эпохи. (Среди причин современной террористической идеологии в итоговом заявлении называются разжигание некоторыми проповедниками религиозных страстей среди молодежи путем неверной трактовки событий, отсутствие нормы о толерантности в мусульманском праве, незнание некоторыми мусульманами норм шариата относительно различения праведных дел от плохих поступков, распространение исламофобии в ряде неисламских стран и ее использование в политике и СМИ, поиск себе подобных, иногда приводящий к самообману, психологические и социальные условия и др.).
13 – Считаем, что искоренить терроризм и экстремизм можно главным образом путем идеологического противодействия, а военное противостояние не решит исход битвы: у терроризма нет географических границ".