(На фото - Фарид Мухаметшин)
Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета Татарстана, заявил, что власти республики рассчитывают на продолжение договора о разграничении полномочий с федеральным центром еще на 10 лет.
Впервые такой договор был подписан в 1994 году и закрепил определенный компромисс между провозглашенным суверенитетом Татарстана и его сохранением в составе России. Договор определял Татарстан как объединенное с Россией государство и закреплял за ним множество полномочий в сфере внутренней политики.
С приходом к власти Путина в России началось широкомасштабное наступление на федерализм, равно как и на другие принципы конституции РФ. Субъекты федерации, в особенности республики стали принуждать отказываться от своих завоеваний. Тем не менее, именно с Татарстаном как крупнейшей по численности населения и экономическому потенциалу республикой полностью отказаться от договорного формата взаимоотношений Москва не решилась. Поэтому в 2007 году была подписана новая редакция договора, которая урезала ряд республиканских прав, в частности, закрепив упразднение ранее существовавшего института гражданства Татарстана. И тем не менее, на фоне остальных субъектов федерации Татарстану в значительной степени удалось сохранить особый статус.
Однако многим в Москве это не нравится. Татарстан - единственная республика, настаивающая на сохранении в ней должности своего президента, в то время, как все другие президенты согласились стать главами республик. Татарстан в разгар российско-турецкого конфликта выступил против полного разрыва экономических отношений с Турцией и отказался это делать на своей территории, а его президент Рустам Минниханов заявил, что татары и турки братские народы. Наконец, на днях Госсовета Татарстана и его первый президент Минтимер Шаймиев подвергли жесткой критике принятые Госдумой законы Яровой в части ограничения религиозных свобод, в особенности мусульман.
Правда, как мы сообщали вчера, Кремль устами Дмитрия Пескова заявил, что претензии руководства Татарстана к законам Яровой необоснованны, то есть, дал понять, что не считает протесты татарстанского истеблишмента достаточной причиной, чтобы корректировать свою политику. По этой же логике, федеральный центр может попытаться поставить руководства Татарстана перед необходимостью отказаться и от сохранения президентства, и от договорного формата отношений, и встать в один ряд с другими субъектами федерации.
Надо сказать, что немало для этого уже сделано. В республике, конечно, не без ведома ее властей, практически "зачищено" низовое татарское национальное движение, которое могло бы мобилизовать народ на защиту своей государственности. Без согласования с властями республики в нее был назначен новый митрополит Феофан (Ашурков), который не скрывает своих имперских и руссоцентричных взглядов на то, каким должен быть Татарстан.
Сумеет ли Казанский Кремль на таком фоне отстоять у Московского Кремля остатки республиканских вольностей и особого статуса, не очевидно.
В 20 веке евреи смогли организоваться и по результатам революции стали привилегированной нацией в рамках СССР. Из истории надо извлечь уроки, и в момент икс вместо того чтобы рвать страну на части, мусульманам следует её реинтегрировать под своим руководством.