![]() |
Джихадистская группировка "Исламское государство" начала чеканить собственные деньги, сообщают мировые СМИ.
По данным британской газеты Telegraph, валюта получила название "исламский динар". Запустить ее в обращение планируется в ближайшее время. Один золотой динар будет эквивалентен 139 долларам США.
Русская служба Би-би-си попыталась понять, насколько перспективной с экономической точки зрения может оказаться новая валюта, посмотреть образцы которой уже можно в социальных сетях.
Корреспондент Русской службы Би-би-си Дмитрий Булин поговорил с Александром Кнобелем, заведующим лабораторией международной торговли Института Гайдара, возглавляющим также Центр исследований международной торговли Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте.
Би-би-си: Александр, как вам кажется, "исламские динары" имеют какую-то реальную экономическую перспективу?
Александр Кнобель: Как известно, государство выполняет ряд монопольных функций. Оно, в частности, имеет монополию на легитимное насилие, на суд и так далее. Власти имеют монополию и на производство денег. Почти все государства, известные нам, обладают собственными валютами. Это один из инструментов перераспределения ресурсов. Можно собирать налоги и перераспределять ресурсы таким образом. А можно печатать деньги и получать так называемый сеньораж: то есть получать ресурсы просто за то, что ты произвел определенное количество денежных знаков.
Если это делать глупо, как в Зимбабве, то начнется гиперинфляция, и этого инструмента государство лишится. Но если это делать дозированно и грамотно, как научились делать большинство центробанков мира, то у вас и инструмент сохранится, и доверие к валюте не пропадет, и будет возможность перераспределять ресурсы. Если "Исламское государство" будет контролировать определенное количество ресурсов, то этот инструмент может заработать.
Би-би-си: Ресурсов, насколько мы понимаем, у "Исламского государства" хватает, поскольку группировка контролирует ряд нефтяных месторождений.
А.К.: Да, но речь идет еще и о том, какое число людей они контролируют, на какую территорию распространяют свои законы. Если у них будет достаточно таких возможностей, то инструмент денежно-кредитной у них вполне может появиться.
Би-би-си: Вы упомянули Зимбабве. А какие ошибки могут повторить представители "Исламского государства" вслед за этой африканской страной?
А.К.: Речь о бесконтрольном производстве денежной массы. Надо понимать, что возможности сеньоража ограничены. Необходимо осуществлять политику таргетирования инфляции, которая позволяет сдержать рост денежной массы. Если рост выходит за определенные границы, у вас раскручивается спираль инфляции. В принципе, технология довольно проста, и все центральные банки научились уже это делать.
Би-би-си: Не говорит ли уже сам факт того, что ИГ собирается чеканить собственные деньги, о том, что у них есть специалисты, которые могут проводить грамотную денежно-кредитную политику?
А.К.: Нет, совершенно не говорит. Для технического производства собственных денежных знаков вообще ничего особо не надо знать. Создать или купить технологию защищенного печатания денежных знаков - не проблема. Еще во времена Джохара Дудаева в Чечне хотели ввести собственную валюту и даже заказали у Турции какое-то количество денежных знаков. Некая турецкая фирма напечатала эти деньги, но в конечном счете не передала, опасаясь международного скандала. Но в создании денег ничего сложного нет.
Би-би-си: То, что это будут золотые монеты, не станет ли преимуществом валюты - на фоне не обеспеченных золотом доллара, евро и других основных мировых валют?
А.К.: Не знаю, будет ли это преимуществом. Если у вас деньги полностью обеспечены драгоценным металлом, то у вас нет возможности свободно перекачивать ресурсы. Для того чтобы произвести большое количество денег, вам надо где-то взять большое количество ресурсов. А бумажные деньги обладают тем преимуществом, что для их напечатания не нужно обладать дополнительными ресурсами. Вы их печатаете - и сразу же получаете определенный ресурс за счет других участников экономики, для которых происходит обесценивание денег.
Би-би-си: Получается, что золото ограничивает возможности денежно-кредитной политики ИГ?
А.К.: В этом смысле да. Но если даже номинал монеты будет больше, чем стоимость золота, из которого она сделана, то это уже значит, что появляется дополнительный ресурс, не обеспеченный чем-то материальным. Вообще гипотетически ситуация может развиваться по-разному. Они ведь могут начать развивать свои деньги и быстро пройти путь развития денег, пройденный человечеством за пять тысяч лет. Вначале это была чисто золотая монета, потом золотая монета с примесями, потом появились бумажные деньги с обязательством конвертации в золото по определённому курсу. Если они сохранятся как определенная государственная структура, то могут, в конце концов, отказаться от золотого обеспечения и перейти полностью на бумажные и электронные деньги.
Би-би-си: Были ли в истории примеры, когда некие организации - не обязательно экстремистские - учреждали на определенной территории свои деньги?
А.К.: В Гражданскую войну была валюта на территориях, контролируемых генералом Врангелем, а также Колчаком. Тут не так важно, террористическая организация или нет - важно, будет ли она контролировать те территории, на которые распространилась сейчас. Любое государство пыталось ввести свою валюту, и вопрос сохранения валюты - исключительно вопрос существования данного государства.
Би-би-си: Рассмотрим такой фантастический сценарий, при котором другие радикальные организации по всему миру, присягающие на верность "Исламскому государству", перенимают ее валюту. И золотой динар вдруг становится единой расчетной валютой для подобных группировок. Это реально?
А.К.: Теоретически такое возможно, но на практике вряд ли. Другие группировки, присягнувшие на верность ИГ, не контролируют такие территории - они, скорее, растворены на определенных территориях. Но если это будут деньги, на которые будет можно на определенной территории что-то купить, то все равно какой-то курс у них будет. И они будут иметь ценность в любой точке мира. Конечно, это будет отличаться от официального курса. И конечно, это будет признано нелегальным официальными правительствами.
Но такого с момента образования ИГИЛ не было, отсюда выводы которые Умма может сделать сама.
«КиберБеркут» показал, как снимаются казни ИГ
http://www.islamnews.ru/news-467610.html
Инфа для размышления!!!