«Люди начали интересоваться: кто же такой Мухаммад, которого так защищают и любят мусульмане?»
Митинг против карикатур на пророка Мухаммада собрал в Грозном мусульман если не со всей России, то со всего Северного Кавказа.
Почему не Нальчик…
Среди участников митинга в Грозном был нальчанин Азамат Биттиров. «Митинг вызвал во мне смешанные чувства. С одной стороны, людей собрал оскорбительный повод. Но с другой, все прошло на высоком уровне, хорошо организовано. Я оказался где-то в середине митингующих и чувствовал "волны" людей. Их было очень много», – делится он впечатлениями.
В Кабардино-Балкарии такое мероприятие было бы сложно организовать, считает он. «Может, полторы тысячи людей и пришли бы, но, боюсь, многим тема покажется неактуальной. Хотя для любого мусульманина оскорбление пророка Мухаммада — личная обида, и каждый обязан осудить тех, кто такое себе позволяет», – считает он.
По мнению руководителя Кабардино-Балкарского благотворительного фонда «Мир» Назира-хаджи Ахматова, людей могла отпугнуть обстановка в республике. «Думаю, первой отреагировать на оскорбления чувств мусульман должна была элита — руководство республики. Я знаю, что в Кабардино-Балкарии многие были возмущены карикатурами на Пророка. Человек, даже если он не этнический мусульманин, должен реагировать на несправедливость.
В столице Чеченской Республики вместе с мусульманами на митинг в поддержку пророка Мухаммада вышли и христиане. Они понимают, что вслед за исламом такой атаке могут подвергнуться и они. А мусульмане всегда защищают пророков, посланных Всевышним. В Коране сказано, даже если вы дискутируете с ними (представителями других религий), делайте это наилучшим образом. То есть без оскорблений», – говорит Назир-хаджи.
Соцактивность
Хотя уличного ответа на оскорбления пророка Мухаммада в Кабардино-Балкарии не было, но однозначно активную позицию заняли пользователи социальных сетей. «В интернете публикации карикатур вызвали большой протест. Я следил за пользователями, опубликовано много роликов, фотографий против оскорбления ислама», – констатирует главный редактор газеты «Ислам в Евразии» Хасим-хаджи Аккаев.
По его мнению, вся ситуация с журналом – спланированная провокация против мусульман. «Они [карикатуры] рассчитаны на людей, которые имеют об исламе поверхностные знания. В результате какие-то заинтересованные силы получат дивиденды. Всемирные исламские организации призвали осуждать, но при этом игнорировать эти рисунки. Зачем лишний раз рекламировать их, пусть даже в негативном свете? Лучше знакомить людей с жизнью Пророка, говорить о его поступках, рассказывать людям об исламе.
Все мусульманские политики, лидеры стран, организаций осудили теракт в Париже, но при этом европейские лидеры поддержали журнал, который многократно публиковал оскорбительные для мусульман картинки.
Эта реакция может стать толчком к очередному витку радикализации. Основа цивилизации – диалог культур. Но сегодня мы видим обратное. Вместо взаимодействия с мусульманским сообществом получаем оскорбление самого главного и любимого мусульманами человека, за которого многие готовы отдать свою жизнь – пророка Мухаммада», – говорит Хасим-хаджи.
Критикуй, но уважай
Хотя публичных мероприятий в Кабардино-Балкарии не было, но на официальном сайте Духовного управления мусульман КБР опубликовано обращение, в котором карикатуры на пророка Мухаммада названы провокацией и очередной попыткой разжигания межнациональной и межконфессиональной розни.
«Мы глубоко убеждены, что именно политика журнала, чьим способом выражения свободы слова стало оскорбление религиозных чувств — не только мусульман, но и представителей других конфессий — привела к недавней парижской трагедии.
Безусловно, гибель журналистов Charlie Hebdo является бесчеловечным, кровавым и не имеющим никакого оправдания преступлением. И мы выражаем свои глубочайшие соболезнования родственникам погибших в этом теракте и всем гражданам Франции, сочувствуем и скорбим вместе с ними.
Несомненно, свобода слова и критики, в том числе религии, является правом каждого. Однако, на наш взгляд и в соответствии с тем, чему учил нас наш великий Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любая критика должна основываться на уважении и терпимом отношении к оппоненту.
Мы считаем, что, используя образ пророка Мухаммада, редакция журнала ставила своей конкретной целью задеть религиозные чувства всех мусульман, не делая при этом никакого различия между верующими и террористами. Подобная журналистская практика является, на наш взгляд, неприемлемой и вызывает осуждение не только всей исламской уммы, но и каждого здравомыслящего человека в мире», – сказано в документе.
Извлечь пользу
«Как отреагировать, когда оскорбляют личность, которая занимает такое положение в сердцах верующих? Если я выскажу обидные слова в адрес родителей этих карикатуристов, что бы они сделали? Хотя насилие по отношению к журналистам я не приветствую. Но и в достоверность нападения тоже не верю», – говорит религиозный деятель Асхат-хаджи Казаков.
Убийство как метод борьбы с провокациями против мусульман осуждает и Азамат Биттиров, обучающий незрячих мусульман чтению Корана. «Убийство журналистов не приветствую. Но карикатуры, которые были опубликованы в этом журнале — это не свобода слова.
Я некоторое время жил в Европе. Во Франции тоже много здоровых сил, у которых нам есть чему поучиться и на кого надо опираться. Но вопрос в том, в чьих руках медиаресурсы, какие цели они преследуют, кому выгодна раскрутка ситуации с карикатурами и обострение отношений в стране? Те люди, которые вышли на марш в Париже, — еще не вся Франция», – говорит он.
Однако во всей этой ситуации есть позитивный момент, считает наш собеседник. Сейчас имя пророка Мухаммада упоминается почти во всех СМИ мира. «Всевышний Аллах создал такую ситуацию, и ею надо воспользоваться. Люди начали интересоваться: а кто же такой Мухаммад, которого так защищают и любят мусульмане? Надо воспользоваться этим интересом, напечатать книги о Пророке, о его жизни. Их надо было в первую очередь раздать тем, кто собрался на митинг в Париже», – говорит он.
Схожего мнения придерживается Аслан Гедгафов – руководитель общественной организации «Адиюх», депутат городского совета Нальчика, имам соборной мечети столицы республики.
«Каждый раз, когда против мусульман проводятся какие-то провокации, это вызывает огромный интерес к исламу. "Кто же такой пророк Мухаммад, которого они так почитают?" - спрашивают они себя и начинают им интересоваться, читать религиозные книги. После этого люди десятками принимают ислам. Так же будет и в этот раз», – уверен Аслан Гедгафов.
Пророка невозможно опорочить карикатурами, считает он. «Во времена Мухаммада язычники решили оскорбить его. Они изменили буквы в его имени, и получилось прозвище. Сподвижники, рассердившись на эту выходку, готовы были расправиться с обидчиками. Но Пророк не позволил этого. "Мое имя Мухаммад. Они оскорбили не меня, а того, кого себе придумали", – ответил он своим сподвижникам», – рассказывает Гедгафов.
По его мнению, появление карикатур может быть связано с желанием Франции ужесточить миграционную политику. Официальный Париж хочет пересмотреть принципы предоставления гражданства и решил начать с мусульман, считает собеседник «Кавказской политики».
Журналисты, как врачи
Известный в Кабардино-Балкарии религиозный деятель – руководитель Кабардино-Балкарского благотворительного центра «Мир» Назир-хаджи Ахматов – видит несколько причин появления оскорбительных рисунков в европейском журнале.
«Европейские страны конкурируют друг с другом и стараются угодить "старшему брату". Кроме того, они продолжают риторику колониальной политики. Да, на картах современные колонии не обозначены, но политика завоевания, вседозволенности сохранилась. Но к себе таких проявлений они не терпят. Такую политику они объявили свободой слова, демократией.
Как это можно назвать демократией, если в результате погибают люди? Повод, который вызвал теракт, – карикатуры – почему они не признаются преступлением? Сегодня много говорят о культуре, правах человека. Этим оправдываются любые поступки. Мне же современная Франция напоминает Рим V века – время, когда империя достигла апогея развития и шла к вырождению, деградации.
В современной Франции потерян институт семьи, духовные ценности подменены аморальными вещами. В стране пропагандируется Иблис. Прежде чем обвинять кого-то, надо соразмерить свои дела с нормами жизни, которые были заложены Всевышним. В этом случае французы найдут виновных в сложившейся ситуации – себя», – убежден Назир-хаджи.
«Мусульманин – это тот, от языка и рук которого никто не страдает. Сегодня же людей, которые совершают поступки, противоречащие нашей религии, называют приверженцами ислама», – говорит он.
При этом журналистам необходимо помнить о социальной ответственности и не создавать поводы для конфликтов, считает Назир-хаджи. «Каждый день приходится слышать "исламисты", "джихадисты". Сегодня конфликт на Украине не исчерпан, но при этом никто не говорит о "христианистах".
Зачем усугублять, акцентировать внимание на религии? Журналисты, как и врачи, должны руководствоваться принципом "Не навреди". Ведь одним росчерком пера можно спровоцировать большое горе, а можно способствовать созиданию, добру. Хотел бы попросить журналистов быть осторожнее в своих выражениях и не посягать на чувства людей», – говорит он.
Самое главное это то, что подобные убийства полностью санкционированы исламской идеологией. Муххамед действовал абсолютно также в свое время.