Отсутствие межнационального согласия в России, стычки на национальной почве, говорят о том, что эту проблему нужно всерьез рассматривать как угрозу целостности государства. Однако многие не воспринимают проблему серьезно – одни не осознают тяжелые последствия размежевания, другие считают это благом. Вопреки неуклюжим попыткам власти вернуть былую дружбу народов, угроза распада нарастает в виде множества противоречий. Многие субъекты, как в центре, так и на периферии, становятся котлами взаимной нетерпимости народов.
За последние 20 лет межнациональные отношения были пущены на самотек. За это время разрушились наднациональные гражданские институты и ценности, которые скрепляли, в том числе, и межнациональное единство. Взамен все это время возрождались узкогрупповые ценности и пережитки. Структура российского общества кардинально изменилась. Продолжается дробление общества по национальному и религиозному признаку. Граждане разделились на нации, народы, этносы, субэтносы и кланы.
Ведущие роли сейчас играют не социальные институты и группы, а националистические организации, общины, кланы, диаспоры, землячества. Раскол на порой несовместимые течения происходит и внутри религиозных систем. Противоречий настолько много, что в любом регионе какая-нибудь заинтересованная третья сила может развязать конфликт. В некоторых регионах достаточно бросить спичку.
Самый болезненный раскол происходит между Северным Кавказом и остальной Россией. В центральных регионах России усиливаются антикавказские настроения. Причиной является не столько поведение самих выходцев с Северного Кавказа, хотя и это имеет место, а антикавказская пропаганда. Негативный образ кавказца является плодом именно такой лживой информационной пропаганды.
В любой другой стране, ни один гражданин, независимо от взглядов, партийной или национальной принадлежности, не выскажется за отделение от страны какого-то региона. Из близких примеров – Грузия: ни один гражданин не подвергает сомнению территориальную целостность своей страны. Любовь к родине и любовь к власти там четко разделены. Власть любить ты не обязан, но родина – это святое. И территориальная целостность не может быть предметом торга, спекуляций, интриг ни для оппозиции, ни для власти. И ни один оппозиционер не ставит под сомнение, что Абхазия и Южная Осетия являются частью Грузии.
Тех, кто ставит территориальную целостность под малейшее сомнение, во многих цивилизованных странах называю предателями. Пока существует государство, мнение о разделении страны не имеет право на существование. А у нас это мнение не просто существует, оно активно пропагандируется, повышая температуру взаимной нетерпимости.
Размежевание кавказцев и русских – это результат целенаправленной антикавказской пропаганды, которая выгодна многим. Как представителям либерально-западнической части российской элиты, так и представителям «Единой России». Первые стремятся отделить Северный Кавказ от России, вторые отвлечь протестный электорат, перенаправить гнев недовольных своим социальным положением россиян на кавказцев, сваливая все свои просчеты на них.
У губернатора Краснодарского края Ткачева не было никакого повода, чтобы выступить с очередной критикой кавказцев и инициативой выдавливания их из подведомственного региона. Но многие аналитики очередной недружественный жест восприняли как попытку реабилитироваться после трагедии в Крымске и станице Кущевской. Подмоченная репутация в России не освобождает от занимаемой должности. Но губернатор, все же озабоченный своим рейтингом, пытается восстановить доброе имя защитника своего народа от кавказского нашествия. А Кущевская и Крымск – не такие серьезные проблемы, на которых стоит зацикливаться.
Справедливости ради, нужно отметить, что не все губернаторы применяют двойные стандарты и поддерживают антикавказские настроения. 13 сентября в селе Ремонтное, райцентре Ремонтненского района Ростовской области, прошел сход граждан. Они протестовали против действий мигрантов, проживающих или имеющих бизнес в Ремонтненском районе. По факту событий было возбуждено 13 уголовных дел. Перерастания конфликта на межнациональную почву не произошло – потому, что власти этого не допустили. Согласно первоначальной оценке, часть вины была возложена на правоохранительные органы, которые не отреагировали вовремя на бытовой конфликт, из-за чего последовали сходы и протестные акции.
23 июня произошел конфликт в Кировской области – в СМИ говорилось, что дагестанцы применили оружие, и ранили троих человек. Позже выяснилось, что стреляли сотрудники полиции, с целью предотвращения конфликта и во избежание жертв. По данным губернатора Кировской области, ситуация полностью находится под контролем. Единственное, что обострило ситуацию – после этого инцидента сожгли кафе, принадлежащее этническому дагестанцу.
Миф о кавказцах-иждивенцах, которые живут на российские деньги, и при этом, выезжая за пределы своего региона, совершают преступления, навязывают свои порядки, пользуется большим спросом среди политиков, а также СМИ, использующих его для поднятия рейтинга. Выгодно это и коррумпированной части сотрудников правоохранительных органов, чтобы собирать дань с мигрантов.
Многие москвичи, в том числе и журналист Владимир Соловьев, упрекают кавказские диаспоры и журналистов из республик Северного Кавказа в том, что они не осуждают своих. Соловьев упоминает случай со стрельбой свадебного кортежа, но не говорит, за что же их осуждать. Можно осудить за выстрелы в воздух в Подмосковье, но почему диаспоры должны оправдываться и осуждать за то, чего не было – если нет доказательств происшествию.
Последним поводом для антикавказской истерии послужила нашумевшая кавказская свадьба в центре Москвы. Молва о том, что участники свадебного картежа стреляли в людей и полицейских в центре Москвы, мгновенно разошлась по стране, муссировалась центральными СМИ две недели. Однако самих пострадавших, тех, в кого стреляли кавказцы, так и не нашли. Почему центральные СМИ муссировали непроверенную информацию, и почему за это никто не несет ответственность? Эти вопросы ставили участники митинга против антикавказской информационной политики, который прошел 14 октября в Махачкале.
То, что этот бытовой случай мелкого административного правонарушения, необъективно, и с большим пристрастием, освещали многие центральные СМИ, используя сюжеты, которые не имели к этому событию никакого отношения, возмутило участников митинга.
Они попытались обратить внимание на то, что в обществе происходят нездоровые, опасные процессы, СМИ и правосудие начинают применять двойные стандарты, судить по национальному признаку.
Один из выступивших, председатель Исполкома Российского конгресса народов Кавказа Абакар Абакаров привел пример: «Члену криминальной группы из станицы Кущевской, участнику убийства семьи фермера, дали 15 лет лишения свободы, а участник драки с фанатами ФК «Спартак» Аслан Черкесов, стрелявший из травматического пистолета, получил 23 года лишения свободы». Кавказские диаспоры проживают и в Прибалтике, на Украине, Белоруссии. Но там нет массовых межнациональных конфликтов, поскольку СМИ и правосудие не делят людей на национальности. В России, в ряде случаев, бытовые ссоры перерастают в массовые конфликты потому, что ситуацию искусственно раскачивают, придавая этим событиям национальный оттенок.