Среда обитания

Война за нарзан

Недавно вся страна отметила 20-летие указа Президента РФ «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации — Кавказских Минеральных Водах».

В 1992 году для страны, раздираемой междоусобицами и нищетой, охрана курортов казалось не столь важной задачей. Однако Борис Ельцин рассудил иначе: порядковый номер его «кавминводского» указа — семь, и уже по этому можно судить, насколько значимым он считал спасение уникального региона. Ведь Ельцин понимал: всё бренно, а история и природа Кавминвод — на века!

Сегодня, два десятилетия спустя, кажется, что ельцинские усилия были напрасными. Кавминводы как курорт погибают. На примере окружной столицы Пятигорска, «Кавказская политика» уже рассказала об этом в публикации «Царская улица пошла вразнос». Но едва ли не быстрее Пятигорска угасает другой легендарный курорт, ещё полтора века назад снискавший себе мировую славу — Кисловодск.

Нарзан заливают бетоном

Начну рассказ о ситуации в городе с того, что недавно здесь были созданы две мощные инициативные группы граждан. Одна из них называется «Спасём Курорт Кисловодск!» и объединяет экологов, историков, журналистов — в общем, всех тех людей, которым небезразлична судьба курорта. В конце января активисты отправили на имя президента и премьер-министра «Открытое письмо», в котором перечисляют множество незаконных строек в охранной зоне памятников истории и природы.

Ну а в конце марта в Кисловодске был создан ещё и оргкомитет, который ставит уже политическую цель — отзыв мэра Натальи Луценко. Пожалуй, последней каплей, переполнившей чашу терпения активистов, стало решение администрации о строительстве комплекса зданий на пересечении Курортного бульвара и Вокзальной улицы. Местная фирма «Коммерция — Сервис» намерена возвести здесь два четырёхэтажных торговых центра, четырёхэтажную гостиницу (с подвальным этажом) и девятиэтажный гостиничный комплекс с подземным паркингом.

Между тем, строить здесь категорически нельзя. Это первый округ горно-санитарной охраны. То есть прямо здесь образуется нарзан. Стройка на площади почти 2 гектара может просто погубить Кисловодское месторождение минеральных вод! В этом контексте сущими «мелочами» кажется нарушение застройщиком высотного регламента: по соседству находится сразу несколько памятников истории (в частности, Курортная поликлиника), и здесь нельзя строить ничего выше двух этажей. Какие уж девять!

Кстати, до последних лет эту площадь украшал цветомузыкальный фонтан, однако затем он был уничтожен. И вот сейчас горожане требуют восстановить его на прежнем месте: сбор подписей под соответствующим обращением объявлен в местной газете «Огни Кавминвод».

Похожая история произошла семь лет назад, когда московская фирма «Новый ковчег» вознамерилась строить 12-этажный жилой дом с подземным паркингом на двести машин на Казачьей горке. Это в двух шагах от Нарзанной галереи и Колоннады — также прямо в первой горно-санитарной зоне. Война горожан с застройщиками длилась три года: митинги, сборы подписей, даже до потасовок доходило. В итоге «Казачку» отстояли. Но какими усилиями!

И вот теперь новая напасть. Знающие люди рассказывают, что среди инвесторов строительства на Курортном бульваре — глава одной из соседних со Ставропольем республик и депутат Госдумы (в прошлом крупный краевой чиновник). Отсюда и такой напор, перед которым пасуют даже городские власти. Чиновники отлично понимают, что строительство — это смерть курорта! И тут даже никакие экспертизы не нужны.

«Слёзы» земли

Кисловодск — город небольшой, все друг друга знают. И правозащитники и экологи вынуждены бороться с системой едва ли инкогнито. Говорят: иначе можно завтра домой не дойти с работы. Слишком тесно всё переплетено в кисловодском «земельном» бизнесе, и добровольно никакой «инвестор» с бакшишем расставаться не хочет. А бакшиш-то огромный! Бренд «Кисловодск» по инерции ещё гремит по всей стране — богатые москвичи и тюменцы мечтают заиметь летнюю квартирку «на водах». И готовы платить за это по полной ставке. Им невдомёк, что Кисловодск — именно как курорт — с каждым новым жителем угасает. Ну просто не приспособлен он для принятия такого огромного количества людей.

Не справляется транспортная и инженерная инфраструктура. Достаточно сказать, что уже сегодня в городе насчитывается почти 35 тысяч автомобилей. А крупная автомобильная развязка — всего одна, та, что между улицами Кирова и проспектом Победы. Когда на городские празднества её перекрывают, Кисловодск встаёт в одной огромной пробке. Не говоря уже про «коматозное» состояние городского воздуха.

Или, уж простите, канализация. Главный городской коллектор проходит прямо под центральным проспектом Победы — изношен он до крайней степени. Ремонт встал бы в копеечку. Ну а нынче проспект с обеих сторон застроили многоэтажками и супермаркетами — и потенциальная стоимость ремонта выросла в разы. А нагрузка на коллектор неуклонно растёт. Тупик!

Но самое главное — масштабное жилищное строительство истощает курортные ресурсы. На курорт люди едут отдыхать, неспешно прогуливаться по широким проспектам, а не толкаться на переполненных улочках и в забитых маршрутках.

Лет пять назад, когда на Первомайском проспекте (курортной зоне) принялись строить жилую многоэтажку, из-под фундамента ключом забил нарзан. Словно плакала земля, не выдержавшая страшного бетонного груза. Стройку спешно заморозили.

Пару лет назад то же самое произошло на стройплощадке семиэтажного пансионата в переулке Яновского. Из-под земли пошёл нарзан, водоносные жилы принялись спешно бетонировать. А чуть ниже, в Нарзанной галерее на «образцово-показательном» источнике «Нарзан», рассказывали местные жители, появились маслянистые потёки. Природа не терпит насилия!

Проданная история

Согласно проекту нового генплана Кисловодска, в городе должно появиться почти 2 млн. м² нового жилья. А где столько построишь?! И вот недавно администрации четырёх федеральных городов-курортов Кавминвод (Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков и Железноводска) предложили пересмотреть границы округов горно-санитарной охраны, установленные ещё в 1985 году Совмином СССР. Дескать, они не соответствуют современным реалиям и только мешают развитию городских территорий.

В краевом Министерстве курортов и туризма создали рабочую группу, которая призвана границы охранных зон «скорректировать». В какую сторону — неведомо, ведь общественников в состав группы не включили.

Причём ведь Кисловодск — не только бальнеологический курорт, но и историческое место — один огромный музей под открытым небом. Можно было бы только радоваться, если бы деньги, вырученные мэрией на распродаже дорогущих земель, шли на сохранение и развитие исторического облика Кисловодска.

Ничего подобного! Достаточно пройтись по центру Кисловодска, и диву даёшься: словно попал в какой-то захолустный приграничный городишко. На Курортном бульваре на стенах старинных особняков — объявления типа «Аренда. Недорого». Памятники старины уплывают в руки коммерсантов, которые лепят тут бутики, рестораны, бордели…

Уничтожен дом историка Реброва — между прочим, единственный в стране, где останавливались три великих русских писателя: Пушкин, Лермонтов и Лев Толстой. Заброшенными стоят здания первой в городе гимназии (на проспекте Ленина) и первой в городе благотворительной больницы (на улице Чкалова), Главные нарзанные ванны (на Курортном бульваре). Со всех сторон подступили многоэтажки к особняку Марии Гориной, где по поручению президента должен разместиться музей Солженицына (здесь прошло детство писателя).

И это не считая огромного количества заброшенных корпусов санаториев, коих можно насчитать в курортной зоне около десятка — кирпичные махины с заколоченными крест-накрест окнами буквально гниют под дождём и снегом. Рачительный хозяин искал бы на них инвесторов, а не покупателей для участков под жилищную застройку. Санатории — это «сердце» курорта, которое нужно беречь и хранить. Только этого городские власти не понимают. Ельцина на них нет!

Автор: Антон Чаблин
подписаться на канал
Комментарии 0