Гармоничное сосуществование возможно только тогда, когда одна группа населения той или иной страны согласна сосуществовать с другой группой, отличающейся от нее своей религией, расой, мышлением, при условии существования единой системы власти, которая управляет их делами, организует их отношения и определяет их политическую линию.
В конечном счете, сосуществование означает общую принадлежность и лояльность к одной определенной стране. Из этого следует вопрос: может ли мусульманин принадлежать немусульманской стране и быть лояльным к ней? Если это возможно, то существуют ли некие условия, которым должна отвечать страна, чтобы мусульманин был ей предан? И какие в таком случае будут его правовые обязанности? Постараемся найти ответы на эти вопросы.
1. Принадлежность мусульманина немусульманской стране
1.1. Условия принадлежности немусульманской стране
1.2. Обязанности мусульманина в немусульманской стране
1.3. Когда долг перед страной противоречит религиозным постановлениям
2. Обязанности мусульман как граждан Европы
2.1. Религиозные обязанности
2.2. Противоречие между религиозными и правовыми обязанностями
2.3. Военная служба
3. Права мусульман как граждан Европы
3.1. Право на участие в политической жизни
3.2. Доводы ислама в пользу участия в политической жизни
3.3. Ответ на аргументы противников участия в политической жизни
1. Принадлежность мусульманина немусульманской стране Мусульманин может принадлежать немусульманской стране и быть лояльным по отношению к этой стране. Об этом свидетельствует Сунна Пророка (мир ему и благословение), так как он позволял своим сподвижникам жить с их неверующими народами и семьями и подчиняться стоящим над ними немусульманским властям. Предводители племен в те времена были тем же, что и власти страны в наше время. Пророк приказал своим сподвижникам переселиться в Абиссинию (современную Эфиопию), сказав им, что там правит царь, «под властью которого никого не притесняют».
Это указывает на то, что мусульманину разрешено жить при немусульманских властях, если эти власти не притесняют его. Историки утверждают, что когда против негуса (правителя Эфиопии) вспыхнуло восстание, переселенцы-мусульмане предложили ему помощь в борьбе с повстанцами, но он отказался. Это значит, что мусульманам позволено проявлять свою преданность и поддержку немусульманским властям, при условии, что они не превышают своих законных полномочий.
В исламской истории есть множество других примеров, когда миллионы мусульман подвергались преследованиям в немусульманских странах, но отказывались покидать их. Некоторые из этих стран приняли ислам, другие нет. Следует отметить, что одна треть мусульманского населения во всем мире до сих пор проживает в качестве меньшинств и подчиняется немусульманским властям. Упомянем также, что когда человек принимает ислам, от него не требуют эмигрировать из немусульманской страны. Большинство юристов согласны с тем, что эмиграция для такого человека не является религиозной обязанностью, а просто допустима. Однако иногда в подобных случаях эмиграция может быть признана обязательной или, наоборот, запрещена – в зависимости от обстоятельств.
1.1. Условия принадлежности немусульманской стране Чтобы мусульманин мог принадлежать немусульманской стране, она должна отвечать определенным требованиям. Эти требования таковы:
1. Страна не должна ущемлять права мусульман. Это условие основывается на высказывании Пророка, обращенном к его сподвижникам, когда он приказывал им переселиться в Абиссинию, где правил «царь, под властью которого никого не притесняют». Оно также следует из стиха, в котором Всемогущий Аллах говорит: «Тех, которые переселились во имя Аллаха, после того как подверглись притеснениям…» (Коран, 16:41)
Этот стих указывает, что переселение допустимо для всякого, кого притесняют в его стране, но ему разрешено оставаться там, если он не подвергается притеснениям.
2. В этой стране мусульманин не подвергается искушениям, и он может уехать из любой страны, если там его вера подвергалась испытаниям. Всемогущий Аллах говорит: «Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение» (Коран,16:110)
В этом стихе указывается, что мусульманину разрешено уехать из своей страны, если там его вера подвергалась испытаниям. Однако если таких испытаний нет, он может остаться.
1.2. Обязанности мусульманина в немусульманской стране
Религиозный долг мусульманина в немусульманской стране, где он не подвергается гонениям и соблазнам, – жить рядом с другими людьми, руководствуясь принципами исламской морали, сотрудничать с ними во всем, что необходимо или разрешено, относиться к ним справедливо, даже если это не согласуется с его собственными интересами, выполнять лежащие на нем обязанности так, чтобы это не нарушало его свободу вероисповедания и не мешало выполнению обязанностей, возлагаемых на него религией. Мусульманин также обязан не предавать общество, где он живет, или страну, которой он принадлежит. Предательство не допустимо в любом случае.
1.3. Когда долг перед страной противоречит религиозным постановлениям
Если долг по отношению к стране, которой принадлежит мусульманин, противоречит религиозным постановлениям, то он должен попытаться найти компромисс между ними, насколько это возможно. Если он не может этого сделать, то он должен выбрать из двух более важное. Если он сделает выбор в пользу своего религиозного долга, ему следует объявить о своем выборе, взять на себя ответственность за его последствия и быть готовым понести наказание, предусмотренное законом страны в данном случае. Он также должен четко пояснить причину своего выбора, подчеркнув, что данная обязанность перед законом идет в разрез с его религиозными убеждениями.
С другой стороны, он может выбрать выполнение долга перед страной, и, возможно, совершит грех, если нарушит свой религиозный долг. Впрочем, не исключено, что его решение будет расценено как шаг, сделанный в условиях необходимости или принуждения, в таком случае, он может быть помилован Всемогущим Аллахом.
Хотя возможность противоречия между обязанностями мусульманина как гражданина своей страны и его долгом верующего очень велика, это не означает, что ему запрещено жить в немусульманской стране. Скорее, это указывает на необходимость того, чтобы выбирая между двумя видами обязанностей, мусульмане прибегали к принципу тавазун (уравновешивание). По сути, противоречить друг другу могут даже две правовые обязанности. Например, может возникнуть противоречие между обязанностями перед семьей и долгом перед страной.
Когда мусульманин становится гражданином европейского государства, перед ним встает множество вопросов, начиная с правомерности этого гражданства и заканчивая вопросом, до какой степени он должен выполнять свои обязанности и требовать соблюдения своих прав.
Обоснования правомочности европейского гражданства для мусульман приводились выше, кроме того, все европейские страны выполняют Устав ООН и все декларации о правах человека. Таким образом, в общем, мусульмане не подвергаются притеснениям, хотя отдельные случаи преследований возможны. Как упоминалось выше, сегодня эмиграция не является обязательной, а возможно, даже и желательной – она просто допустима.
2. Обязанности мусульман как граждан Европы
2.1. Религиозные обязанности Здесь мы не собираемся затрагивать все религиозные обязанности мусульман, начиная с совершения актов богослужения, заканчивая выполнением религиозных постановлений о законном и незаконном в их жизни как последователей ислама. Мы бы хотели поговорить о самых важных обязанностях мусульман как граждан Европы
Во-первых, на мусульманине, особенно в немусульманском государстве, лежит особый долг перед другими – это призыв к Аллаху. По мнению большинства ученых, он является коллективной обязанностью. Всемогущий Аллах говорит: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» (Коран, 16:125)
Призыв к Аллаху в немусульманских странах требует существования законов, защищающих свободу призывающих и охраняющих их от причинения ущерба. Другое требование – мусульмане должны быть весомой силой в обществе, чтобы они могли защитить тех, кто призывает к исламу.
Во-вторых, мусульманин, живущий в немусульманском обществе, обязан бороться с нечестием и добиваться переустройства к лучшему там, где это возможно. Именно поэтому, один из советов, которые Шуайб дает своему народу: «Не снижайте людям в их вещах и не портите землю после ее устройства» (Коран, 7:85). Всемогущий Аллах дает мусульманам такую же заповедь: «Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок» (Коран, 7:56).
Мы считаем, что обустройство земли и борьба с нечестием (коррупцией) достигнут своих целей по-настоящему, только если они будут вестись в соответствии с исламским законом. Впрочем, это не мешает участвовать в любой борьбе с какими бы то ни было проявлениями коррупции и за преобразования в западных обществах, даже если это немусульманские общества. Мусульмане могут сотрудничать с немусульманскими гражданами на общем поприще, либо руководствуясь общечеловеческими целями, либо полагаясь на принципы, которые были ниспосланы разным народам в прошлом с другими божественными откровениями.
Совершение преобразований и борьба с коррупцией несет пользу не только всему обществу, но, в частности, и мусульманам. Но этих целей достигнуть невозможно до тех пор, пока не будет обеспечено эффективное участие мусульман в политике.
В-третьих, мусульманин обязан беречь от постепенного стирания свою исламскую сущность, но это невозможно сделать в одиночку, как бы вы ни старались. Все вместе мусульмане могут сохранить свою сущность, создав сильную сплоченную общину, которая не только отстаивает собственные права, но и вместе с другими гражданами требует уважения всеобщих прав.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Не приспосабливайтесь, говоря: “если люди делают добро, мы будем делать добро, если люди делают плохое, мы будем делать плохое”. Наоборот, привыкайте делать добро, если люди делают добро, и не делайте зла, если они его делают» (аль-Тирмизи)
2.2. Противоречие между религиозными и правовыми обязанностями Если мусульманин решил жить в Европе как ее гражданин, этим он взял на себя обязательства ее гражданина, в числе которых участие в повседневной жизни, отношение к людям в соответствии с действующими законами и подчинение всем решениям органов власти. Мусульманин может взять на себя все эти обязательства и следовать им без серьезных затруднений. Но что делать, если какая-либо из его гражданских обязанностей с точки зрения шариата считается незаконной?
По сути, эта проблема актуальна не только для мусульман, живущих в немусульманском государстве – с нею часто сталкиваются мусульмане, которые проживают и являются гражданами мусульманских стран. Хорошо известно, что большинство мусульманских стран применяют законы шариата частично или не применяют вообще. Этим они не слишком отличаются от немусульманских стран. Например, хиджаб запрещен в некоторых светских странах, но точно также он запрещен и во многих мусульманских странах. Еще один пример – распространение светских браков среди мусульман в мусульманских странах, как это принято в европейских странах.
В обоих случаях мусульманин должен постараться привести все свои обязанности к общему знаменателю, насколько это в его силах. Хорошо, если он может законным путем снять с себя спорную правовую обязанность. Если это невозможно, следует применять шариатский принцип необходимости – в этом случае он будет прощен, ибо Всемогущий Аллах сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Коран, 2:286).
Учитывая это, мусульманину также можно пойти против закона и понести за это ответственность, если он может. Впрочем, это исключительный случай, и его не стоит считать основанием для того, чтобы снимать проблему с повестки дня. Другими словами, мусульманин может жить в любой стране, которая отстаивает его политические права и гарантирует свободу вероисповедания, и там он может выполнять свои обязанности гражданина и при этом требовать соблюдения своих прав в рамках шариата. Если от него требуют выполнения обязанностей, которые противоречат шариату, это не следует считать достаточным оправданием для того, чтобы он отказывался от эмиграции и получения гражданства за пределами страны первоначального проживания. Великий исламский ученый аль-Изз ибн Абдуссалам сказал:
"В случае, когда польза намного больше, чем вред, мы должны добиваться пользы, чтобы избежать, возможно, еще большего вреда. Если польза и вред находятся на одном уровне, то можно выбирать между ними" (Аль-Изз ибн Абдуссалам, Каваид аль-ахкам фи масалих аль-анам)
Мусульманин является позитивным фактором для общества, в котором он живет; он стремится развивать в обществе хорошее и исправлять плохое; он содействует добродетели и противостоит греху, приглашает людей на путь Аллаха, обычно живет в гармонии с волей Аллаха, взаимодействует с другими и готов участвовать в диалоге с ними по спорным вопросам. Кроме того, мусульманин сотрудничает с людьми во всем, чем доволен Всемогущий Аллах и воздерживается от всего, чем Он может быть недоволен. Он взаимодействует с людьми в общественной и политической жизни с целью реформирования общества, в котором они живут, распространения духа терпимости, человеческих ценностей и установления справедливости.
В этом отношении мусульманин должен руководствоваться наставлением Пророка, в котором он приводит пример человека, который подчиняется учению Аллаха, и того, который не подчиняется. Он говорит о людях, которые вместе плывут на одном корабле, но часть из них занимает нижнюю палубу, а часть - верхнюю. Пассажиры нижней палубы должны ходить по воду на верхнюю палубу и беспокоить ее обитателей. Тогда люди, что были внизу, решили проделать в днище корабля дыру, чтобы через нее черпать воду. Если пассажиры верхней палубы позволят им сделать это, то весь корабль пойдет ко дну, если они не допустят этого – все спасутся (Сахих аль-Бухари, Глава о партнерстве).
Какое прекрасное объяснение! Слова Пророка Мухаммада очень ярко иллюстрируют, что значит единство людей в обществе, и что они обязаны сотрудничать в противостоянии всему вредному и вместе защищать интересы общества.
2.3. Военная служба
Едва ли не самое большое количество вопросов вызывает закон о военной службе, которая может стать причиной конфликта между обязательствами европейского мусульманина как гражданина своей страны и его обязанностями как последователя ислама. Европейские мусульмане в целом подчиняются европейским законам, а военная служба – это одна из их обязанностей перед страной. В то же время они как мусульмане послушны всем исламским законам, покоряясь Всемогущему Аллаху и его Последнему Пророку (мир ему и благословение). В связи с этим, какова точка зрения ислама на тот факт, что мусульманин может стать солдатом европейской армии?
Но сначала давайте спросим: а вообще, разрешено ли мусульманину быть солдатом немусульманской армии? Ответ: это зависит от того, является ли мусульманин гражданином немусульманской страны. Как упоминалось выше, если мусульманин пользуется правами гражданина немусульманской страны, следовательно, у него, как у гражданина, есть обязательства и обязанности по отношению к этой стране. Поскольку большинство современных мусульманских ученых согласно, что мусульманин может иметь гражданство немусульманской страны, отсюда следует логический вывод, что тогда мусульманин может служить в армии соответствующей страны.
Как солдату европейской армии, мусульманину следует знать, что его долг перед страной бороться в рядах армии этой страны, защищая ее от нападения. Этот долг лежит на нем в соответствии с клятвой гражданина, которую он давал. Это не делает его плохим мусульманином, потому что он защищает невинных, даже если они другой веры или национальности. Более того, он должен защищать страну, в которой живет, и народ, рядом с которым он живет. В жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) мы можем найти множество примеров в поддержку этого аргумента, например то, как он обращался с евреями в Медине.
Однако если армия из защитницы превращается в агрессора, который несправедливо нападает на другие страны, мусульманину не разрешается участвовать в наступательной войне, независимо от того, кто является ее объектом – мусульманская или немусульманская страна. Всемогущий Аллах учит нас, говоря: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (Коран, 2:190).
Таким образом, мы говорим, что мусульманину как солдату европейской армии не разрешено участвовать ни в какой несправедливой агрессии, даже если она ведется против немусульман. Например, если армия какой-либо европейской страны нападает на Китай или Японию, мусульманину, который является солдатом этой армии, запрещено каким-либо образом участвовать в этой агрессии. Как видим, этот вопрос не связан с религиозной или конфессиональной принадлежностью. Речь идет о том, что мусульманин может воевать ради защиты своих прав, но ему не разрешается беззаконно нападать на кого бы то ни было, даже на немусульман. Как солдату европейской армии, мусульманину не дозволено участвовать в несправедливой войне, которую ведет его армия. Тем более это недопустимо, если данная армия предпринимает нападение на мусульманскую страну.
Пророк Мухаммад (мир ему) давал множество строгих указаний на этот счет, запрещая войны между мусульманами. Так, передан хадис, в котором он сказал: «Если мусульмане сойдутся друг с другом в бою, то оба, и убийца, и убитый, попадут в Ад». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, но почему в Ад попадет убитый?» «Потому что он хотел убить своего единоверца», - ответил Пророк. (Сахих аль-Бухари, Книга испытаний)
Ясно, что это наставление Пророка относится ко всем случаям. Поэтому, подчеркиваем, что мусульманину не разрешено участвовать в войне под знаменами своей страны, если война ведется против мусульман. Не исключено, что в этом отношении мусульманину, который является солдатом европейской армии, будет сложно выполнять свой религиозный долг. Однако он должен быть откровенен и решителен с самого начала и сразу предупредить власти о своей позиции.
Европейские законы обеспечивают решение этой проблемы, потому что в большинстве случаев они освобождают солдата от участия в боевых действиях, если оно противоречит его религиозным убеждениям, в противном случае он может подать в отставку. В этом случае, говорим мы, если нет никакого другого выхода, мусульманскому солдату следует уволиться из армии, потому что ему ни в коем случае не разрешено участвовать в войне против своих братьев-мусульман.
Исламская вера основана на том принципе, что мусульманин верен своей религии и применяет ее законы. Это не значит, что лояльность мусульманина к своей стране ставится на второй место, потому что лояльность мусульманина своей стране – это неотъемлемая часть его религиозного долга.
Однако лояльность к стране не всегда означает лояльность ее правительству, потому что в этом случае оппозиционные партии данной страны можно было бы тоже обвинить в неверности стране, что противоречит принципу политического плюрализма и демократии. Таким образом, если участие солдата в войне для него затруднительно, он может не участвовать, и это ни в коем случае не отразится на его лояльности стране.
Более того, лояльность мусульманина, который живет в мусульманской стране, не требует от него подчиняться правителю, если тот приказывает совершить грех – наоборот, мусульманин не должен подчиняться этому приказу, так как Пророк (мир ему и благословение) учил нас не подчиняться приказанию человека, если оно нарушает приказание Аллаха (Сахих Муслим, Книга правительства). Поэтому неподчинение правителю, если он приказывает совершить грех, ни при каких условиях не снижает лояльность мусульманина стране, где он живет.
Ислам нацелен на то, чтобы сделать человеческие и нравственные ценности руководством для народов. Всемогущий Аллах повелел Пророку Мухаммаду познакомить неверных Мекки со своей верой. В стихе Корана Он говорит: «Скажи: “Воистину, мой Господь наставил меня на прямой путь, на правильную религию, веру Ибрахима, истинное единобожие. Он не был из числа многобожников”» (Коран, 6:161).
В то же время ислам завещает своим последователям всегда отстаивать человеческие и нравственные ценности – и в мусульманской, и в немусульманской стране. Вера также налагает на мусульман обязательство не подчиняться правителям (мусульманам или немусульманам), если те нарушают и призывают нарушать заповеди Аллаха.
3. Права мусульман как граждан Европы
В последние двести лет большинство обществ стало признавать права человека, и многие страны стремятся к тому, чтобы защищать эти права и гарантировать их путем внесения в конституцию. Соответственно, этими правами пользуются граждане этих стран, не говоря уже о резидентах и людях, приезжающих в эти страны.
Как европейский гражданин мусульманин пользуется всеми своими правами, и это действительно большое достижение. В целом мусульмане в Европе пользуются религиозной свободой, то есть могут сохранять свою веру. Они имеют право на исповедание своей религии, привлечение к ней других, создание организаций и институтов для распространения идей ислама. Все это делается на основании положений, которые обеспечивают эти права.
Конечно, для мусульман не представляет никакой проблемы учитывать позицию ислама, пользуясь своими правами граждан немусульманской страны. Потому что мусульманин безо всяких правовых последствий для себя может отказаться от этих прав, если они предполагают, что ему придется совершать нечто, запрещаемое исламом. В любом случае, вне всякого сомнения, мусульмане могут благополучно пользоваться правами, которые касаются их личных интересов.
Впрочем, возникает серьезный спор, когда встает вопрос участия в политике; это право может быть очень полезно мусульманам как общине, а не как отдельным лицам. Многие мусульмане отвергают политическое участие и могут аргументировать свои взгляды. Поэтому мы собираемся подробно остановиться только на вопросе участия в политике, как одном из прав мусульман в Европе.
3.1. Право на участие в политической жизни Сама идея отказа от участия в политической жизни была привита европейским мусульманам представителями происламских сил, которые, опасаясь преследований, бежали из своих арабских и мусульманских стран в Европу.
Кроме того, некоторые из представителей происламских сил считали, что участие в политике европейских стран тем более запрещено, поскольку, по их мнению, даже несправедливые режимы мусульманских стран, хоть и в слабой степени, но все-таки правомочны для ислама, тогда как западные режимы – вообще немусульманские, они абсолютно ничего не знают об исламе. Поэтому они считают, что мусульманам, живущим в таких странах, не разрешено участвовать в их политических системах до тех пор, пока они не станут исламскими.
Те, кто отвергает участие в европейских политических системах, строят свои взгляды на основании того, что принимать неисламские законы – это грех, точно так же, как входить в органы неисламской законодательной и политической власти. Это, считают они, вынудит мусульман поступиться некоторыми своими религиозными принципами. Мы собираемся обсудить этот вопрос в следующих двух параграфах.
3.2. Доводы ислама в пользу участия в политической жизни
Мусульманам следует позволить участвовать в решении судьбы европейских обществ. Они могут участвовать в политической жизни этих стран; они могут вступать или создавать новые политические партии, участвовать в национальных и местных выборах. Подобное участие является их религиозным и гражданским долгом.
Участие в политике является религиозным долгом, поскольку оно позволяет мусульманам призывать других на путь Всемогущего Аллаха, участвовать в реформировании европейских обществ, защищать интересы мусульманской общины, принимать участие в улучшении ее благосостояния, избирать самых достойных для законотворческой деятельности и работы в высших органах власти. Такое участие разрешено при условии, что мусульмане будут стремиться защищать общественные интересы и добиваться всеобщей справедливости.
Таким образом, подобное участие не должно быть способом извлечь собственную выгоду, совершать греховные поступки и нарушать законы. На этот счет в исламской традиции есть несколько основных правил:
1. Иметь средства исполнения долга – это долг. (Ибн Наджим, аль-Ашбах ван Назаир) 2. Больший вред устраняется меньшим. Это правило можно также выразить поговоркой: «Из двух зол выбирают меньшее» (Ибн Наджим, аль-Ашбах ван Назаир). 3. Законы создаются в интересах людей, живущих в настоящее время, и тех, что будут жить в будущем (Аш-Шатиби, аль-Мувафакат) 4. Исламский закон весь говорит о защите общественных интересов, он либо приносит благо, либо предотвращает вред (аль-Изз ибн Абдуссалам, Каваид аль-ахкам фи масалих аль-анам)
Применение этих основных правил не требует наличия исламской правовой системы, которая обеспечивала бы их выполнение. Аль-Изз ибн Абдуссалам считает:
«Предположим, что данной страной правит немусульманская власть, и эта страна избирает мусульманина в качестве судьи. Следует твердо помнить: от этого человека ожидается, что он будет защищать общественные интересы проживающих здесь мусульман. Поскольку мусульманину следует содействовать всему, что может защитить общественные интересы и способствовать реформам в обществе, правильнее будет разрешить этому человеку занять должность. Собственно говоря, Законодатель настолько милосерден и гибок, что он устраняет все препятствия, мешающие людям достигнуть своих интересов, и никогда не создает трудностей для них. Таким образом, было бы нелогично, если бы мусульмане переносили трудности и отказывались иметь дело с человеком, который занимает ответственный пост и может устранить их, только потому, что его назначил неправедный правитель».
В своих доводах этот великий ученый как бы спорит с современной действительностью, далее он продолжает:
«Если все правители равны в своем непослушании Аллаху, нам следует выбирать меньшее зло. Если мы выберем большее зло, не исключено, что мы не сможем обеспечить главные интересы мусульман, а ислам этого не разрешает, разве что этого нельзя избежать. В этом отношении Всемогущий Аллах говорит: «Так бойтесь же Аллаха, насколько можете, слушайтесь [Его]» (Коран, 64:16).
Более того, ибн Абдуссалам заключает:
«Мусульманам даже разрешено воевать на стороне непокорного правителя и защищать его правление, если есть опасение, что другой, еще более непослушный Аллаху, может прийти к власти, если этот правитель будет свергнут».
Из всего вышеизложенного следует, что мусульманину разрешено участвовать в политических системах при любых условиях, даже если из-за этого им придется участвовать в несправедливой войне.
3.3. Ответ на аргументы противников участия в политической жизни
Аргумент первый: Те, кто не согласен с этим мнением, утверждают, что участие в европейских политических системах похоже на молчаливое одобрение европейских законов.
Это не так. Европейские законы делятся на две категории: первая категория включает законы, которые схожи с исламскими законами, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы мусульмане одобряли эти совместимые с исламскими европейские законы. Ко второй категории относятся законы, которые не согласуются с исламскими. Как европейский гражданин, мусульманин не должен одобрять европейские законы, которые не согласуются с исламскими законами, более того, он должен добиваться их изменения правовыми средствами. Таково право каждого европейского гражданина.
Кроме того, на европейских мусульманах лежит обязанность соблюдать исламские законы независимо от того, являются ли они частью политической системы или нет.
Второй ложный аргумент: Оппоненты также говорят, что участие мусульман в европейских политических системах противоречит принципу аль-валя’ и аль-бара’ (приверженность исламу и непричастность к неисламским доктринам). Это тоже неправильно. Этот принцип не имеет ничего общего с политической деятельностью. Все мы знаем, что европейские системы исключают религию из решения вопросов жизни общества, так как это светские системы. Поэтому, если мусульманин, участвуя в европейской политической системе, становится членом парламента, и этот парламент издает нормативно-правовой акт, который направлен против исламского закона, он может возражать и пытаться убедить коллег голосовать против издания такого акта.
Однако если это ему не удастся, его не следует порицать, потому что он пытался устранить зло, прилагая к этому все возможные усилия. В этом случае мусульманину лучше участвовать, чем отрезать себя от политики или считать, что достаточно ему самому держаться подальше от зла, не пытаясь ничего изменить.
Точно также мусульманин может стать министром европейского правительства и, следовательно, ему придется применять неисламские законы. В таком случае мусульманину разрешается принять должность, на которой ему, возможно, придется применять законы, противоречащие исламскому учению, при условии, что он будет использовать свой пост для поддержки слабых и восстановления справедливости, насколько это в его силах.
Здесь уместно процитировать слова ибн Таймийи:
«Если мусульманский правитель или судья не способен полностью исполнять свои обязанности мусульманина, или должность правителя или судьи вынуждает его участвовать в каких-либо нечестивых делах, даже если все это можно исправить, мусульманин может принять эту должность, только если он больше других исполнен решимости и имеет возможность приказывать добро и запрещать зло. В этом случае, возможно, мусульманину даже обязательно согласиться на эту должность».
Об исполнении должностных обязанностей в неисламской системе ибн Таймийа далее говорит:
«Нет ничего плохого в том, что мусульманин принимает должность в неправедной юридической системе, если он намеревается способствовать реформированию общества и предотвращать несправедливость настолько, насколько это в его силах. Даже предпочтительно, чтобы мусульманин сделал это, имея вышеупомянутое намерение, несмотря на возможность того, что ему придется совершать некоторые неправедные деяния, пытаясь помешать большему злу (ибн Таймийа, Майму’ аль-фатава, глава о конфликте между добрыми и злыми делами).
Третий ложный аргумент: Мусульманину следует стремиться установить исламский закон и не участвовать в политической системе, которая применяет неисламские законы.
Изначально полное применение исламского закона – это главная цель каждого мусульманина. Это касается и мусульман, живущих в мусульманских странах.
Однако неверно ограничивать политическую и государственную деятельность одной лишь этой целью. Фактически, политическая работа предназначена для защиты интересов мусульманской общины при любых условиях и в любом месте. В случае, если исламские законы уже применяются, функцией политической и государственной деятельности будет обеспечение наиболее полного применения этих законов и восстановление справедливости между людьми. С другой стороны, если мусульмане составляют меньшинство – в любой стране – у них нет возможности установить в ней исламские порядки.
В такой ситуации политической целью, которой могут достигнуть мусульмане, будет не установление главенства исламского закона, а обеспечение свободы распространения мусульманской веры и призыва к ней других, помимо прочих целей, которые могут возникнуть в результате достижения этой первой цели.
Возможно, политическая цель происламских сил в мусульманских странах после падения мусульманского правления – применение исламского закона во всей полноте. Впрочем, мусульманам в других местах на земле необязательно иметь такую же политическую цель. Например, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), будучи в Мекке, имел лишь одну политическую цель: призывать людей на путь Аллаха.
Четвертый ложный аргумент: Участие мусульман в политической системе укрепляет эту систему, а не приносит пользу мусульманам.
Это тоже неправильно. Ислам не разрешает участие в политической системе – исламской или неисламской – если это участие не приносит пользу мусульманам, не обеспечивает их общественные интересы и не предотвращает вред.
Очевидно, что за счет политического участия можно обеспечить многие интересы мусульман, даже если исламский закон не применяется во всей полноте. Таким образом, мы говорим, что политическое участие разрешено при условии, что оно способствует применению как можно большего числа положений исламского закона.
Всемогущий Аллах велел нам бояться Его настолько, насколько мы можем (Коран, 64:16). Точно так же мусульманин будет прощен, если он не может применять исламский закон полностью, ибо Всемогущий Аллах говорит «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Коран, 2:286).
Но мусульманину нет прощения, если он не старается сделать то, что может. Приведенный выше рассказ о корабле указывает, что мусульманину разрешено сотрудничать с другими и действовать ради человеческой солидарности. Политический союз Хильф аль-Фудул был создан арабскими племенами Мекки до начала пророчества.
Сам Пророк присутствовал при создании этой конфедерации и очень позитивно отозвался о ней: «Я был свидетелем подписания договора в доме Абдуллы ибн Джадана, и он мне очень понравился. Даже сейчас, в исламе, если бы меня пригласили посетить подобную встречу, я бы согласился» (передано аль-Байхаки в «Ас-Сунан аль-кубра»). Эти случаи указывают, что мусульманин может посвятить себя обществу и сотрудничать со всеми его членами, как мусульманами, так и немусульманами, чтобы способствовать реформированию общества и защищать интересы мусульман.
Пятый ложный аргумент: Каждый член европейской политической системы попадает в лоно секулярности, тогда как мусульманин должен всегда находиться под знаменем ислама.
Это тоже неверно. Очевидно, что западные общества строят свою политическую систему на принципах демократии и секулярности, имея горький опыт унижений и угнетения, пережитый под властью монархов и их духовенства.
Благодаря этим принципам мусульмане пользуются в европейских обществах правом на свободу вероисповедания, а также всеми остальными правами человека. Таким образом, мусульмане в европейских обществах должны принимать все эти принципы в целом, даже если они, как мусульмане, сталкиваются в связи с этим с определенными неудобствами.
Если вы, как мусульманин, соглашаетесь жить в европейской стране, то вы должны подчиняться законам и принципам, на которых базируется государственная система этой страны. Не имеет значения, совместимы или несовместимы эти принципы с исламскими законами.
Участие в европейской политической системе – это право, которым нужно пользоваться в рамках европейской правовой системы и отказываться от него правильно лишь тогда, когда этим отказом вы можете вывести мусульман из рамок европейской правовой системы и поместить их в рамки исламской, а это невозможно.
Таким образом, если мусульманин живет в немусульманской стране и, тем не менее, отказывается от участия в ее политической системе, это значит, что он соглашается жить в немусульманской стране при неисламской системе. Более того, это указывает, что он не заботится о том, чтобы получить возможность защищать права и интересы своих братьев-мусульман и улучшать их жизнь в этой стране.
Это также значит, что он отказывается от своих прав и не хочет делать посильный вклад в реформирование общества, в котором он живет, хотя это один из исламских принципов.
В действительности, мусульмане живут в Европе совсем не так. Напротив, они пользуются своими правами как отдельные граждане стран, где действует европейская правовая система. Как же можно во имя ислама запрещать им требовать своих прав как общине? Как можно во имя ислама лишать их возможности исполнить свой религиозный долг и в меру своих сил стремиться к реформированию общества?
Призывая свой народ на путь Аллаха, пророк Шухайб сказал ему: «Я хочу лишь исправить то, что в моих силах» (Коран, 11:88). В связи с этим, очевидно, ошибочно во имя ислама призывать мусульман по-прежнему молчать о коррупции или считать достаточным возражать против зла, не пытаясь предотвратить или исправить его. Всем нам сказано в Священном Коране, что «Аллах не любит нечестия» (Коран, 2:205).
Шестой ложный аргумент: Участие в европейской политической системе осуществляется в условиях демократии, которая не является исламской системой. Это значит, что мусульманину нельзя участвовать в этой системе.
Демократия – это созданная человеком политическая система, которая пришла на смену диктаторской. Демократии свойственна свобода личности, равенство, подчинение органов власти закону и ее ответственности за нарушения закона.
Эти принципы провозглашает и сам ислам, хотя мусульмане применяли их лишь в отдельные периоды своей истории. Демократия – это политическая система, противоположная диктаторской, неисламской. Зачем же нам, мусульманам, отвергать ее? Если власть, даже исламская, принадлежит диктатору-мусульманину, то такая власть используется не по назначению, ее истинное предназначение извращается.
Мусульманину, который не нравился людям, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) запрещал возглавлять молитву. Но мусульманский правитель, который возглавляет целую страну и не нравится своему народу – это еще хуже. С другой стороны, если мусульмане, которые боятся Аллаха и подчиняются Его заповедям, имеют возможность пользоваться властью при неисламской системе, почему бы им этого не делать? В этом случае мусульмане будут иметь больше возможностей охранять справедливость, интересы общества и сопротивляться коррупции.
Конечно, если люди, живущие в отдельной стране – мусульмане, они выберут исламскую систему правления и выберут из своих рядов тех, кто лучше всего сможет справиться с применением закона Аллаха. Поэтому мусульмане могут усваивать элементы демократии и адаптировать их к исламским принципам, самый важный из которых – покорность законам Аллаха в вопросах, о которых Он, слава Ему, Он оставил вполне ясные предписания. Наконец, мы говорим, что мусульмане на Западе могут относиться к этому также, как если бы они жили в мусульманской стране.
В заключение можно сказать, что светская система противопоставляется исламу, если толковать ее как исключение влияния религии на жизнь общества. Напротив, ислам предоставляет свод законов, который касается религиозных и светских вопросов в их единстве и направлен на то, чтобы помочь человеку достигнуть счастья в этой и будущей жизни.
Однако западные общества усвоили принцип секулярности в ответ на религиозный и сектантский фанатизм, а также как средство свергнуть авторитарную власть духовенства в вопросах политики.
Таким образом, никто не может требовать от жителей Запада отказаться от системы, которая вывела их из темноты на свет, спасла от невежества и отсталости. Однако у нас есть другая обязанность, которую мы должны исполнять по отношению к европейцам: знакомить их с исламом как с образом жизни. Если они примут его, в этой благородной религии, в этом идеальном пути они найдут решения всех своих прошлых и нынешних проблем.
На самом деле, мы вовсе не выступаем против светской Европы – секулярность была решением, которое на определенном этапе помогло европейскому обществу. В отличие от большинства мусульманских стран, европейские страны приняли светские принципы, чтобы избавиться от тирании духовенства, а не ислама.
Как мусульмане, живущие на Западе, мы имеем дело с секулярностью как системой, которая обеспечивает справедливость, свободу религии, равенство. Такое отношение не мешает нам проповедовать ислам как образ жизни и систему, целью которой является единство народа, единство общества, единство религии и государства. И это единство должно достигаться в соответствии с божественными законами и потребностями человеческой природы.
Мы не хотим сказать, что мусульмане, живущие в мусульманских странах, должны прекратить сопротивляться светским тенденциям, поскольку принятие светских законов в мусульманских странах направлено на то, чтобы снизить влияние ислама и изгнать его из повседневной жизни. Но именно ислам объединяет религию и государство, решает проблему религиозного фанатизма и диктаторства, но совершенно другим путем.
Фейсал Мавлави (Faysal Mawlawi) – выдающийся мусульманский ученый, заместитель председателя Европейского совета по фетвам и исследованиям