Политика

Силы специальных операций в Северном Ираке

Объединённое комбинированное командование сил специальных операций "Север"

 Ответственным за специальные операции на севере (Ирака) было назначено Объединённое боевое комбинированное командование сил специальных операций "Север" (Combined Joint Special Operations Task Force-North, CJSOTF-North), более известное как боевая группа "Викинг" (Task force Viking, TF Viking).

     В качестве основного компонента в рамках данного командования была выбрана 10-я группа специальных операций, или 10-я ГСО (воздушно-десантная), как имевшая наибольший опыт действий в Курдистане в период с 1991 по 1996 в рамках операции "Утешение" (Provide comfort), возглавленной США в целях спасения курдов, проживающих на севере Ирака, от давления со стороны Саддама.

      Кроме того, совместно с 10-й ГСО действовали также: 3-й батальон 3-й ГСО, недавно вернувшийся из Афганистана; 20-я ГСО и 2-й батальон 7-й ГСО, которых ранее также предполагалось задействовать в рамках ОК "Север", были в сентябре 2002 года пере брошены в Афганистан, заменив там батальон 3-й ГСО. Также планировалось задействовать следующий наряд сил: 123-й специальный тактический эскадрон (авиаподдержка "Викинга" из состава военно-воздушных сил командования сил специальных операций) и конвенционные части – 173-я воздушно-десантная бригада и несколько рот из 2-го батальона 14-го пехотного полка 10-й Горной дивизии армии США.

     Первоначально, план кампании, озвученный для БГ "Викинг", предполагал поддержку ею марша 4-й пехотной дивизии с севера, из Турции, на Багдад. Но поскольку турки сорвали предполагаемое вторжение и заблокировали выдвижение 4-й дивизии, "Викингу" оказалась поставлена иная задача: держать иракские силы к северу от Багдада в напряжении, не давая им возможности придти на помощь столице.

      Пока же люди из "Викинга" вынужденно искали иные способы проникновения в Иракский Курдистан, минуя турецкое воздушное пространство. Как гласила официальная история армейских сил специальных операций "Все дороги ведут в Багдад", первым делом, сразу после того, как турки заблокировали пропуск американских войск по своей территории, ОК "Север" из вспомогательного элемента было преобразовано в самостоятельное командование. Не имея сильной пехотной поддержки, с 10-м ГСО в своём ядре, данное командование должно было осуществлять организацию и обучение пешмерги (курдских ополченческих формирований – прим. автора перевода) и заодно приковывать 13 иракских пехотных и механизированных дивизий к северу – таков был приказ для имевших лишь лёгкую экипировку спецназовцев.

      В конце 2002 года несколько скрытых групп из ГСО и других ведомств (в том числе ЦРУ) тайно проникли в Курдистан. Они были размещены в долине Харир вне курдской столицы, Арбиля, занимаясь наземной разведкой и организацией и тренировкой сил пешмерги. Эти группы занимались тем же, чем занимались оперативники ЦРУ в Афганистане в 2001-м: готовили пути для прибытия основных сил.

     10-я ГСО не располагала ещё пока тяжёлой наземной техникой и поэтому должна была быть обеспечена гражданским автотранспортом (т.к. большая часть техники оставлялась группами спецназа в Афганистане, где она проходила пересертификацию по новым стандартам). В итоге чего примерно 230 белых "Лэнд Роверов" и 30 джипов марки "Тойота Tacomas" были задействованы и модернизированы до требований сил специальных операций. Вся эта техника была снята со складов в Турции и, при незначительных препятствиях со стороны турецких властей, переброшена через границу на курдскую территорию. Однако 19 марта, когда началась война против Ирака, "Викинг" все ещё большей частью находилась на пути в Северный Ирак.

Первые выстрелы

     В 21:00 19 марта по местному времени, американские ВВС и ВМФ поразили свои первые цели – иракские обзорные радары вдоль западной и южной границы. Мишени были заранее разведаны и "подсвечены" лазерами; штурмовики А-10 использовали 30-миллиметровые автоматические пушки и ракеты "Хеллфайр"; также применялись корабельные ракеты. В течении семи последующих часов ночного времени было подтверждено уничтожение в общей сложности 70 мишеней.

      Между тем как ТГ "Викинг", в то время, как все её ODA (от Operational Detachment Alpha – стандартная группа численностью 12 человек в составе американских ССО – прим. Переводчика) задерживались с прибытием на театр, столкнулась с некоторыми проблемами. Планировщики окончательно разработали маршрут прибытия 10 ГСО с переднего края дислокации в Констанце, Румынии; этот маршрут получил кодовое название "Некрасивое дитя" - столь легкомысленно названное одним из офицеров специальных сил – и проходил через воздушное пространство двух стран, закрытое ими для полётов.

     22 марта стало эпическим, когда передовые силы 2-го и 3-го батальонов выгрузились возле Арбиля с бортов шести МС-130Н. Впрочем, этот "лифт оказался без перил": несколько МС-130Н (не имея пока возможности летать через Турцию) оказались заблокированы огнём иракских ПВО и не смогли приблизиться к месту высадки, а один даже получил повреждения от снарядов зенитных орудий и вынужден был совершить экстренную посадку на авиабазе в Инжирлике в Турции.

     В итоге, только 19 ODA и четыре ODB – (от Operational Detachment Beta – группа численностью 11-13 человек в составе американского спецназа – прим. Переводчика) из 10 ГСО оказались дислоцированы в Северном Ираке. Однако 23 марта турки наконец открыли своё воздушное пространство, и ещё три МС-130Н приземлились в Башуре неподалёку от курдской столицы. Теперь "Викинг" насчитывала 51 ODA и ODB (порядка 600 спецназовцев) среди примерно 60.000 пешмерги – мобилизованной милиции Курдской Патриотической Унии (КПУ). Спустя несколько дней прибыл запрошенный автотранспорт, а 26 марта 173-я бригада совершила свой боевой прыжок на аэродром в Башуре; отныне назначением бригады стали нефтяные поля близь Киркука, пока контролируемые иракцами.

     "Викинг" между тем как сосредотачивался близ "Зелёной линии" разграничительной линии между курдскими и иракскими арабскими территориями. Основными задачами ТГ были три: удерживать 13 иракских дивизий к северу от Багдада, не позволяя слать подкрепления на юг; осуществлять продвижение по направлению на Киркук и Мосул и провести операцию против Ансара аль Ислама – международного террориста, чей лагерь располагался на границе с Ираном (эта последняя операция получила кодовое наименование "Викинг Хаммер").

"Викинг Хаммер"

     Ансар аль Ислам возглавлял суннитскую террористическую группировку, формировавшуюся преимущественно из числа сторонников Абу Мусаба аль Заргави, международного террориста родом из Иордании, возглавлявшего филиал Аль Каеды в Ираке. Порядка 700 членов входили в состав этой группировки и были дислоцировано в долине вдоль иранского и курдского пограничья. Их позиции были хорошо укреплены, группировка имела на вооружении артиллерию ПВО, а в её состав входили специально обученные отряды смертников, способных совершать теракты при помощи биологического и химического оружия.

     Операция официально началась 21 марта, однако её наземная часть вступила в действие несколькими днями позднее, когда прибыли главные силы 10-й ГСО из состава 3-го батальона. В полночь на 21-е марта 64 ракеты "Томагавк" с крейсеров в Персидском заливе обрушилось на лагерь Ансара аль Ислама. Теперь очередь была за наземным наступлением.

     Атака на суше началась 28 марта, после произведенного с шести сторон штурмующих групп (каждая такая группа включала по нескольку ODA), при поддержке примерно тысячи бойцов пешмерги. Главные силы нацелились на Саргат, местечко, где были складированы главные запасы химического и биологического оружия, однако были остановлены огнём 12,7-миллиметровых автоматических пушек (в оригинале именно так, а не "пулемётов" – прим. переводчика) с окрестных высот. В ответ спецназовцы вызвали пару F/А-18 "Суперхорнет", ударных самолётов флота, которые выбросили на позиции Ансара две 500-килограммовых самонаводящихся бомбы JDAM и напоследок прочесали холмы, где засели арабы, огнём 20-миллиметровых авиационных пушек.

     Наступление продолжилось. Несмотря на огонь ДШК, ODA 081, используя автоматические гранатомёты Mk19, легко подавила позиции оборонявшихся, позволив курдам занять лагерь в Гульпе на подступах к деревне Саргат, наиболее укреплённом пункте неприятеля. Здесь, огнём из ДШК и миномётов, при поддержке нескольких РСЗО БМ-21, исламисты оказывали наиболее яростное сопротивление. Используя огонь М2 50-го калибра, спецназовцы смогли прижать противника к земле и выиграть время для курдов, доставивших свои собственные миномёты и РСЗО БМ-21, аналогичные тем, что были у противника. С помощью этих средств силы Ансара оказались быстро выбиты из деревни.

     "Викинги" продвинулись вперёд, с целью взять под охрану Дарамар Гордж, комплекс пещер в окрестных отвесных скалах. Пешмерга здесь вновь встретила слабый огонь из РПГ и автоматического оружия, отчасти, впрочем, подавленный 40-ка и 50-миллиметровыми гранатами. Однако без средств авиаподдержки продвижение вновь оказалось невозможным, и пришлось ждать, прежде чем ещё шесть JDAM обрушатся на пещеры. Всю ночь с 28 на 29 марта четыре штурмовика АС-130 безостановочно преследовали своим огнём силы Ансара, отступавшие к иранской границе. Наутро 29 числа спецназовцам осталось лишь произвести дозачистку долины, в которой вчера днём и ночью был произведён столь тотальный разгром. Вскоре бойцы 3-го батальона ССО США и пешмерга вернулись на рубеж "Зелёной линии", готовясь к решающему наступлению на Киркук и Мосул.

     В дальнейшем, специалисты специальной исследовательской группы, изучавшие документы, предоставленные по итогам боя в Саргате, обнаружили наличие нескольких снарядов, начинённых рисином, атропиновых иньекторов (используемых как концентраты, создающих эффект распыления химического оружия) и инструкции на арабском языке по изготовлению химического оружия. Изучение снимков тел, оставленных бойцами Ансара аль Ислама, продемонстрировало наличие среди них высокого процента иностранных наёмников и добровольцев. Общее число только убитых и подтверждённых потерь противника доходило до 300; безвозврат (т.е. убитые) пешмерги составил 22 человека; убитых среди военнослужащих США не было.

Айн Сифни

    В начале апреля ТГ "Викинг" осуществила перегруппировку, сконцентрировавшись вокруг города Айн Сифни, важнейшего пункта, позволявшего контролировать главную стратегическую дорогу, ведущую из Мосула на юг. Совместно с их собратьями из ОК "Запад", подошедших, соответственно, с запада, воины из 10-й и 3-й ГСО беспокоили быстрым огнём иракские гарнизоны, заставляя тех нести потери и отступать. 5 апреля осталось только два иракских взвода, брошенных в Айн Сифни.

     6 апреля атака началась, силами трёх ODA, 051, 055 и 056, при поддержке примёрно 300 пешмерги. ODA 055 и 056 являлись, по факту, группами огневой поддержки, вместе с отдельными тяжело вооруженными отрядами курдских ополченцев. Прочие представляли собой силы зачистки.

     Однако 051 ODA, продвигаясь в глубь поселения, неожиданно встретила отчаянное и интенсивное сопротивление – пресловутые "два взвода" иракцев внезапно обернулись силами до батальона, вернувшимися ночью в город и использующими 82-миллиметровые миномёты, малокалиберные автоматические пушки и даже одно артиллерийское орудие. Впрочем, после четырёхчасовой авиаобработки, штурмовые элементы сумели-таки занять Айн Сифни. Вскоре контратаковавшие при поддержке нескольких миномётов пехотные части иракцев сумели отбить город, но были отброшены назад спецназовцами и курдами.

     Впрочем, куда как большую известность получил бой, случившийся в тот же день, что и сражение за Айн Сифни и названный "Битвой у перекрёстка Дебекки".

Битва у перекрестка Дебекки

     Деббекка представляла собой место, где сходились дороги на Киркук и Мосул и стратегическое значение которого вряд ли могло быть переоценено: именно здесь можно было наиболее эффективно сдерживать иракские подкрепления, перебрасываемые как на север, так и на юг. Здесь, господствуя над местностью, высилась гряда Зургав Зирав Дагх, ныне оккупированная иракскими частями, сторожившими перекрёсток.

     Операция началась с авиационного удара бомбардировщиками В-52 по высотам. Затем, следуя ударной волной за бомбовым ударом, ODA 044 при поддержке 150 бойцов пешмерги двинулись на объект "Скала" – главенствующую над Т-образным перекрёстком дорог и городом Дебекка вершину. Огневую поддержку продвижения осуществляли ещё две ODA, 391 и 392. Ещё севернее, в центре, две группы пешмерги выдвигались к седловине гряды, а ещё севернее, нацелившись на объект "Камень" (где располагался командный пункт иракцев), шли дополнительно 150 курдов и три ОDA под номерами 043, 394 и 395.

     Центральные колонны пешмерги первыми достигли места своего назначения, заняв седловину и столкнувшись лишь с символическим сопротивлением. 394-я и 395-я ODA приступили к подавлению защитников объекта "Камень" (авиаудар оказался недостаточно эффективен – из четырёъх использованныъх JDAM только одна бомба поразила цель), встретившись с огнём ДШК и 120-миллиметровых миномётов, в то время как ODA 043 и пешмерга стремительно продвигались вперёд, к вершине. Были задействованы свои собственные миномёты – и иракцы, несмотря на упорное сопротивление, оказались опрокинуты и отступали, а атаковавшие группы стремительно заняли вершину холма.

     На юге, ODA 044, 391 и 392 и курды столкнулись с минным полем и грязевым рвом, которых иракцы соорудили на дороге перед объектом "Скала". И пока пешмерга занималась разминированием, спецназовцы быстро обошли созданные на их пути преграды и соединились прямо у подножия холма. Здесь они вошли в соприкосновение с иракской пехотой, занимавшей заранее вырытые траншеи и бункеры, которые, впрочем, оказались быстро выжжены огнём гранатомётов. Один из захваченных пленных, полковник, сообщил при допросе, что их поддерживает танковая часть, отведённая на юг и укрытая. В связи с чем группы получили приказ занять позиции и быстро отошли, укрепившись в тех самых траншеях и бункерах на склонах холма, где недавно оборонялась пехота противника, развернувшись фронтом на юг. При этом 392 ODA отогнала группы, использовавшие 60-миллиметровые миномёты и отошедшие в Дебекку, под прикрытие длинноствольной ЗСУ-57-2, вскоре также уничтоженную ODA 392 из ПТРК "Джавелин ATGM" и гранатомётов 50-го калибра ("50-й").

     Чуть позднее, началась иракская контратака: группы увидели на юге несколько иракских бронетранспортёров, двигающихся в их направлении и использующих дымовую завесу для прикрытия наступления. Отогнанные "Джавелинами" и "50-ми", тем не менее, они выполнили свою задачу: четыре танка Т-55, прикрытые дымовой завесой, открыли огонь по выявленным позициям спецназа.

     Поняв, что план остановить противника огнём ПТРК провалился, группы оставили позиции и отошли на 900 метров за перекрёстки, вызвав авиаподдержку. Здесь, на новой позиции, они оставались более получаса, выжидая авиацию и уничтожив один вражеский БТР: танки не высовывались из-за рва, до которого они дошли и откуда предпочитали прижимать спецназ к земле огнём своим 100-миллиметровых орудий, за пределами действия ПТРК "Джавелин".

     Наконец, спустя 35 минут после инициации взаимодействия средствами связи, прибыло два флотских F-14. Первая двухтысячефунтовая бомба досталась союзным силам, дислоцированным на объекте "Камень" (пилот принял разбитый Т-55 на горе за вражеские силы: было убито несколько бойцов пешмерги и ещё четверо - ранено). Впрочем, передышка оказалась достаточной: оклемавшиеся спецназовцы с южного фланга сумели уничтожить Т-55, попытавшиеся перейти в наступление, а приьывший во второй волне F/А-18 "Суперхорнет" подавил сопротивление начинавшей пристрелку иракской артиллерии. Итог оказался поразителен: 26 спецназовцев сумели выдержать боестолкновение с механизированной ротой иракской пехоты при поддержке взвода танков и артбатареи. А день спустя, 7 апреля, ТГ 1-63 прибыла к окрестности Арбиля, имея в своём составе роты с БТР и "Брэдли" - окончательно решив заодно исход противостояния под Дебеккой.

Падение Киркука и Мосула

     Пешмерга и девять ODA сумели окружить Киркук 9 апреля, после тяжёлых боев по овладению окружавших город высот. Предшествовавшая этому событию капитуляция близлежащего города Туз лишила защитников Киркук подкреплений из состава иракской армии, и теперь лишь ополчение из числа федаинов защищало его. Первые ODА вошли в город 10 апреля, при поддержке местных курдов. А 18 апреля 173-я воздушно-десантная бригада взяла контроль над городом в свои руки, и он полностью контролировался силами вторжения.

     Всего днем позднее того, как ODA вошли в Киркук, группа спецназовцев из 30 человек сумела прорваться через линии обороны Мосула и подойти к этому северному иракскому городу. Их продвижению предшествовали несколько дней тяжких авиаударов по трём иракским дивизиям, оборонявшим Мосул. 13 апреля прибыли главные силы: 3-й батальон 3-й ГСО, батальон 10-й горной дивизии США и 26 экспедиционный батальон морской пехоты при поддержке 10-й ГСО и пешмерги. Они сумели войти в город, взяв ответственность над ним и окончательно подавив сопротивление разбежавшихся частей арабов.

Автор: Илья Топчий, navoine.ru
подписаться на канал
Комментарии 0