Просвещение

Единство и братство в Исламе

اِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ اِخْوَةٌ فَاَصْلِحُوا بَيْنَ اَخَوَيْكُمْ

"Ведь все, кто верует, - в едином братстве,

А потому - мирите же обоих ваших братьев..." (Коран, 49:10)

 

اِدْفَعْ بِالَّتِى هِىَ اَحْسَنُ فَاِذَا الَّذِى بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَاَنَّهُ وَلِىٌّ حَمِيمٌ

"Добро и зло не могут быть равны,

Так оттолкни же зло добром,

И тот, кто ненависть к тебе питает,

В родного друга обратится". (Коран, 41:34)

 

وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

«И устремляйтесь к прощению от вашего Господа и к Раю, ширина которого - небеса и земля, уготованному для богобоязненных, которые расходуют и в радости и в горе, сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Аллах любит делающих добро!» (Коран, 3:133-134)

 

Пристрастность, упрямство и зависть, которые порождают разлад и разобщенность, злобу и враждебность между ве­рующими людьми, с точки зрения исти­ны, мудрости и Ислама, являющегося наи­высшей гуманностью, а также в отношении личной, общественной и духовной жизни скверны и неприемлемы, несут вред и несправедливость и являются отра­вой для жизни человека. Из очень мно­гих аспектов данного факта мы изложим лишь шесть из них.

 

Первый аспект:

Пристрастность, упрямство и зависть несут несправедли­вость с точки зрения истины.

О несправедливый человек, питающий злобу и ненависть к верующему челове­ку!

Например, ты находишься на корабле или в доме, и вместе с тобой есть еще девять невинных людей и один преступник. Ты поймешь, в какой степени жестоко поступит чело­век, который будет стараться потопить этот корабль или поджечь этот дом, и до небес огласишь о его жестокости. И даже если будет всего лишь один невинный человек и девять преступников, то опять же ни по какому закону правосудия этот корабль потопить нельзя.

Точно так же, в естестве верующего че­ловека, тело которого является своеобразным божественным домом или судном, имеются не девять, а не менее двадцати таких невинных особенностей, как иман (вера), ислам и сосед­ство. И если ты, несмотря на это, питая злобу и враждебность к верующему человеку из-за одной его неблаговидной чер­ты характера, которая вредит и не нравится тебе, пытаешься или желаешь потопить или поджечь, уничтожить этот своеобраз­ный дом, это является такой же скверной и жестокой несправедливостью.

 

Второй аспект: с точки зрения му­дрости тоже несет несправедливость. Ибо известно, что любовь и ненависть так же противоположны, как свет и мрак. Они не могут в подлинном смысле совместиться друг с другом.

Если любовь - основываясь на преоблада­нии своих причин - будет в сердце искренней, тогда ненависть обратится в жалость, в сострадание. Да, верующий человек любит и должен любить своего брата, но из-за его пороков будет лишь жалеть его. Не насилием, а добротой будет стараться исправить его. Поэтому, как ясно сказано в хадисе, "Верующие люди не должны, держа друг на друга обиду, не разговари­вать более трех дней".

Если же причины, порождающие нена­висть, преобладают, и в сердце поистине возникла ненависть, тогда любовь будет мнимой, превратится в притворство и низкопоклонство.

О несправедливый человек! Посмотри же сейчас, какой несправедливостью является злоба и ненависть к своему верую­щему брату. Ибо если ты скажешь, что обычные мелкие камни значительнее Ка­абы и величественнее, чем гора Ухуд, то поступишь очень глупо. Если ты разумен, то поймешь, что точно так же, несмотря на то, что многие мусульманские особен­ности наподобие имана (веры), почита­емого как Кааба, и ислама, величествен­ного как гора Ухуд, требуют дружбы и союза, предпочесть иману и исламу неко­торые недостатки, порождающие злобу к верующему человеку и находящиеся на положении обычных камней, является таким же бездушием, безрассудством и ве­ликой несправедливостью!..

Да, единение на основе веры, конечно же, потребует единения сердец. Единство же убеждений потребует единства общест­ва. Да, ты ведь не можешь отрицать, что находясь вместе с каким-нибудь челове­ком в одном отряде, ты почувствуешь к нему дружеское отношение, и что от сов­местного нахождения под командова­нием одного командира к этому человеку у тебя возникнет товарищеская связь, а вместе же находясь в одной стране, ты ощутишь к нему братские чувства. Между тем, благодаря свету и сознательности, которые дает иман, существует столько объединяющих связей и братских нитей, связывающих верующих людей, сколько имеется Божественных Имен, которым научила и показала тебе вера.

Например, у вас обоих единый Созда­тель, единый Правитель, единый Бог (Ма'буд), единый Кормилец... и так до тысячи это единство.

К тому же, у вас один пророк, одна вера, одна Кыбла... и до сотни это единство.

И еще у вас одно селение, одно государство, одна родина... и до десяти это единство.

И если у тебя не умерло сердце и не погас разум, то пой­мешь, что несмотря на то, что столько свя­зующих нитей требуют единства и едине­ния, согласия и союза, дружбы и братства, и на то, что имеются своеобразные узы, которые могут связать между собой светила и вселенную, питать искреннюю злобу и ненависть к верующему чело­веку, придавая большее значение не­долговечным как паутина пустякам, которые приводят к разобщенности и разладу и зарождают злобу и нена­висть, - каким это является неуваже­нием к тем узам единства, каким пренебрежением к тем причинам, порождающим дружбу, и в какой сте­пени несправедливостью к тем нитям братства!..

 

Третий аспект. Смысл этого аята:

وَلاَ تَزِرُ واَزِرَةٌ وِزْرَ اُخْرى

"Ни одна душа не понесет чужого бремени (чужого греха)" (Коран, 6:164), выражающий под­линное правосудие, выявляет, в какой сте­пени огромной несправедливостью явля­ются злоба и ненависть, питаемые к ве­рующему человеку из-за одной его небла­говидной черты характера, которые вы­ступают в качестве обвинения и других его, невинных, черт; и, особенно, распро­странять злобу на близких верующего че­ловека, обозлившись из-за его какого-нибудь предосудительного качества, по гиперболе этого аята:  

اِنَّ اْلاِنْسَانَ لَظَلُومٌ

"Поистине, человек - несправедли­вейший" (14:34), является совершением весьма жестокой несправедливости. Не­смотря на то, что эта истина, Божествен­ные законы и исламская мудрость преду­преждают тебя, как ты можешь считать себя правым и говорить: "Я имею право так поступать"?

С точки зрения истины пороки, порож­дающие ненависть и вражду, так же тем­ны как зло, и тусклы как грунт, и не должны распространяться и отражаться на других. Если же другой человек, взяв с него пример, сделает зло - это другой во­прос. Добрые же дела, зарождающие дружбу, - это такой же свет как дружба, и их делом является распространение и отражение. Поэтому такое выражение, как "Друг моего друга - мой друг", вошло в поговорку, а такое выражение, как "Ра­ди друга все милы", является общеизвест­ным.

Итак, о несправедливый человек! Если ты видишь истину, то поймешь, на­сколько противоречит истине злоба, кото­рую ты питаешь - несмотря на то, что исти­на такова - к милому невинному брату и к близким нелюбимого тобой человека...

 

Четвертый аспект: и в отношении личной жизни тоже является несправедливостью. В качестве сути данного четвер­того аспекта послушай несколько следую­щих принципов:

 

Первый. Когда ты считаешь, что твои мысли и путь, по которому ты идешь, верны, ты имеешь право сказать: "Мой путь верен" или "Мой путь еще лучше", но говорить: "Только мой путь един­ственно верен", - не имеешь права.

وَعَيْنِ الرِّضَا عَنْ كُلِّ عَيْبٍ كَلِيلَةٍ   وَلكِنَّ عَيْنَ السُّخْطِ تُبْدِى الْمَسَاوِيَا

Как видно из этого изречения: «Глаза согласия не видят ошибок, дурной же глаз ищет недостатки», твой несправедливый взгляд и пренеб­режительное мнение не могут выступать судьей. Они не могут, обвинив в ложно­сти, осуждать чей-либо иной путь.

 

Второй принцип. Все, что ты говоришь, должно быть правдой. Но ты не имеешь права говорить все, что является правдой.

Все, что ты говоришь, должно быть вер­ным. Но говорить все, что является вер­ным, - это неверно. Ибо иногда бывает, что какой-нибудь человек, чье намерение не такое искреннее, как у тебя, начинает раздражать своим наставлением и вызы­вает противоположную реакцию.

 

Третий принцип. Если хочешь проявить злобу, то прояви ее к злобе, за­севшей в твоем сердце, постарайся устра­нить ее. И враждуй со своими страстями (нафс-и аммара) и капризами нафса, ко­торые больше всего вредят тебе, старайся исправить себя, свой нафс. Не проявляй злобу к верующим из-за своего вредного нафса. ...

Да, подобно тому, как чувство люб­ви само достойно любви, так и чувст­во ненависти прежде всего само до­стойно ненависти. Если хочешь побе­дить своего врага, на его зло отвечай добром. Ибо если ты будешь отвечать злом, враждебность будет лишь толь­ко усиливаться. Если даже он внешне будет казаться побежденным, в его сердце затаится злоба, и он будет продолжать пи­тать к тебе ненависть. Если же будешь отвечать ему добром, он пожалеет о слу­чившемся и станет тебе другом...

Как сказано в этом изречении:

اِذَا اَنْتَ اَكْرَمْتَ الْكَرِيمَ مَلَكْتَهُ   وَاِنْ اَنْتَ اَكْرَمْتَ اللَّئِيمَ تَمَرَّدًا

дело верующего - быть великодушным. Твое доброжелательство покорит твоего недруга. Если даже внешне он кажется низким, в отношении имана (веры) он достоин уважения. Да, часто бывает, что когда плохому человеку говоришь: «Ты хороший, ты добрый», он изменяется в лучшую сторону, а когда хорошему человеку постоянно говоришь: «Ты плохой, ты злой», он становится плохим.

Стало быть, вними таким священным принципам Корана, как эти (25:72; 64:14):

وَاِذَا مَرُّوا باِللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا

وَاِنْ تَعْفُوا وَتصْفَحُوا وَتَغْفِرُوا فَاِنَّ اللهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ

«Встретив пустословие в общении (с людьми) с благопристойностью его обходят»,

«А если пропустите, и извините, простите…, то Аллах – Прощающ, Милосерд!» -

 в них заключено благополучие и спасение.

  

Четвертый принцип. Люди, в сердцах которых таится злоба и ненависть, угнетают себя, и своего верующего брата, и поступают несправедливо к Божественной милости. Ибо питая к кому-либо злобу и ненависть, он терзает свою душу (нафс). Видя, как благоденствует его недруг, и боясь опасности, исходящей от него, он мучается и страдает, угнетая самого себя. Если же злоба исходит от зависти, то это сущее страдание, ибо зависть прежде всего гнетет и изводит самого завистника. А тот же, кому завидуют - вред ему от зависти или незначителен, или же его вообще нет.

Как избавиться от зависти? Пусть за­видующий человек задумается об участи тех вещей, которые являются предметом его зависти, чтобы в результате он понял, что земная красота и сила, положение и богатство, имеющиеся у его соперника, преходящи и недолговечны. Пользы от них немного, а беспокойств, связанных с ними, - множество.

Если зависть порож­дена достоинствами, связанными с дела­ми Потустороннего мира (Ахирата), то они по сути не могут быть предметом за­висти. Если же и они являются причиной зависти, он или сам двуличен, желает на этом свете уничтожить свое воздаяние иного мира, или же двуличным считает того, кому завидует, поступая тем самым несправедливо.

Кроме того, радуясь несчастьям, постиг­шим его (т.е. того, кому он завидует), и страдая от его успехов, он злится на судьбу и на Божественную милость, кото­рая приносит ему удачу. Он словно бы критикует судьбу и возражает против Божьей милости. Тот, кто критикует судьбу, разобьет свою голову о камень. А воз­ражающий против Божественной милости лишится ее.

Чья пристойность, чья неис­порченная совесть позволит целый год питать злобу и ненависть из-за какого-ни­будь пустяка, из-за которого не стоит злиться и один день? Между тем, ты не можешь обвинять своего верующего бра­та, полностью приписав ему какое-нибудь зло, которое от него на тебя исходит.

Ибо, во-первых, в этом есть некая доля судь­бы: исключив эту долю, нужно покорностью ответить судьбе.

Во-вторых, иск­лючив часть, относящуюся к страстям (нафсу) и сатане, не злиться, а пожалеть о том, что он поддался своим страстям, и ждать его раскаяния.

В-третьих, поста­райся увидеть свою ошибку, которую ты не видишь или не хочешь увидеть, и при­пиши одну часть себе.

И после этого, ес­ли ты с прощением и великодушием отнесешься к оставшейся незначи­тельной части, которые быстрее и безопаснее всего победят твоего вра­га, ты избавишься от несправедли­вости и вреда.

Иначе, подобно одному опьяневшему и обезумевшему ювелиру, покупающему стекла и кусочки льда по цене алмаза, со злостью, с по­стоянной злобой и всегда с неприязнью - словно навечно и вместе останетесь в этом мире - относиться к бренным, бы­стротечным, маловажным делам сего ми­ра, не стоящим и ломаного гроша, - это, резко говоря, является жестокостью или безрассудством, а также своего рода безу­мством...

Таким образом, если ты любишь себя, не давай возможность злобе и чувству мести, которые так вредны для личной жизни, проникнуть в твое сердце. Если же они проникли в твое сердце, не слушай их сло­ва. Посмотри, прислушайся к Хафизу Ширази, который видел истину:

"Сей мир - не такое сокровище, ко­торое стоило бы раздора". Ибо из-за того, что он бренен и мимолетен, он не представляет ценности. Если уж огромный мир таков, то ты поймешь, насколько же маловажны частные дела этого мира!.. И еще он сказал:

"Две фразы истолкуют, дадут об­рести покой и благополучие в двух мирах (в этом мире и в Ахирате): великодушное обращение с друзьями и миролюбивое отношение к врагам".

 

Если же скажешь: "У меня нет само­обладания, натура у меня гневная. Да и обозлили меня, не могу подавить в себе гнев".

Ответ. Если злой характер не проявля­ется на деле, и ты не обращаешься к таким вещам, как злословие (гыйбат), и если поймешь свой недостаток, это не причи­нит вреда. Раз уж у тебя нет самооблада­ния, не можешь подавить свой гнев, твое понимание своего недостатка и того, что ты несправедлив, выступающее в качестве своеобразного раскаяния, внутреннего по­каяния и обращения к Господу о проще­нии (истигфар), избавит тебя от этого зла. Мы для того и написали эту тему, чтобы она подтолкнула к этому внутреннему покаянию, чтобы человек не считал несправедливость справедливостью и не выставлял своего правого врага несправедливым.

 

Случай, на который стоит обратить внимание. Однажды, как результат этой злостной пристрастности я увидел: один верующий ученый пренебрежительно, до степени обвинения в безбожии, отозвался о другом благочестивом ученом, придерживающемся в политике противопо­ложной ему точки зрения. И с уважением и похвалой отозвался об одном мунафике (безбожнике-лицемере), имеющем общую с ним точку зрения. Я ужаснулся, увидев эти скверные последствия политики, сказал:

اَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ وَالسِّيَاسَةِ

"Ищу спасенья у Аллаха от сатаны и поли­тики", и с тех пор я отстранился от политической жизни.

 

Пятый аспект, который изложит, что упрямство и пристрастность вредны с точ­ки зрения общественной жизни.

Если будет сказано: "В одном из хадисов сказано:

اِخْتِلاَفُ اُمَّتِى رَحْمَةٌ

"Разногласия в моей умме являются ми­лостью". Разногласия же вызывают необходимость поддержки одной из сторон, одной из партий. К тому же, эта болезнь (поддержки одной из партий) избавляет притесняемый народ от гнета привилегированного класса (знати). Ибо если знать какого-нибудь селения объединится, начнется притеснение простого народа. Если же существуют партии, при­тесняемый человек прибегнет к помощи одной из партий и избавит себя. Кроме того, благодаря столкновению идей и расхождению во мнениях истина будет проявляться полностью".

 

Ответ. На первый вопрос ответим так: в данном хадисе имеются в виду положительные разногласия, а именно: каж­дая из сторон стремится исправить и сделать популярным свой путь; стара­ется не разрушить и уничтожить дру­гие пути, а усовершенствовать и улуч­шить их. Но негативные разногласия - т.е. злостно и злобно стараться потопить друг друга - в отношении данного хадиса неприемлемы, ибо враждующие стороны не могут вести положительную дея­тельность.

На второй вопрос ответим так: если поддержка одной из сторон (из партий) происходит во имя достижения истины, то тогда это может быть пристанищем для справедливых. Однако пристрастная под­держка какой-либо стороны (партии) в интересах своих страстей, как это происхо­дит сейчас, является пристанищем для несправедливых, которая образует для них точку опоры. Ибо если к человеку, пристрастно поддерживающему одну из сто­рон, придет дьявол и, разделяя его точку зрения, встанет на его сторону, этот чело­век станет благословлять его. Если же к противоположной стороне присоединится человек с ангельской натурой, он проявит к нему такую несправедливость, что даже (Боже упаси!) будет проклинать его.

На третий же вопрос ответим так: столкновение идей, которое происходит во имя Господа, в интересах достижения истины, - здесь, вместе с единением идей в цели и в основе, имеются разногласия в средствах ее достижения. Выявляя все скрытые уголки истины, такие разногла­сия будут служить истине и справедливос­ти. Но пристрастно и корыстно набивать себе цену в интересах своих разнуздав­шихся страстей, затевать разногласия ради обретения славы - в этом случае происхо­дит не выявление блестящей истины, а возникает пожар раздора. Ибо в то время, когда в цели необходимо единение, у мнений таких людей и на всем Земном шаре не найдется точки соприкосновения. Из-за того, что эти расхождения во мне­ниях возникают не во имя достижения истины, эти мнения расходятся до край­ности и порождают такие расколы в об­ществе, которые невозможно устранить. Положение в мире является свидетелем данного обстоятельства...

Одним словом, если не будут прини­маться во внимание такие высокие прин­ципы, как:

اَلْحُبُّ ِللهِ وَالْبُغْضُ فِى اللهِ اَلْحُكْمُ ِللهِ

"Дружба ради Аллаха", "Вражда ради Аллаха", "Решение у Аллаха", то разлад разобщенность в обществе примут широ­кие размеры. Да, если не следовать дан­ным принципам, тогда человек, желая совершить спра­ведливость, поступит несправедливо.

 

Один поучительный случай из исто­рии. Однажды во время битвы, когда Имам Али (да будет доволен им Аллах) повалил на землю врага и обнажил меч, чтобы покончить с ним, враг плюнул в него. Имам Али от­пустил, не стал убивать его. Его враг спро­сил:

- Почему не убил меня?

- Я хотел убить тебя во имя Аллаха, - ответил Имам Али. - Но ты плюнул в меня, и я пришел в ярость. Из-за того, что вмешались мои чувства, я потерял эту иск­ренность. Поэтому я не стал тебя убивать.

Его враг сказал ему:

- Я хотел тебя разъярить, чтобы ты бы­стрее убил меня. Раз ваша вера настолько чиста и искренна, эта вера является истин­ной.

 

И еще один случай, заслуживающий внимания. Однажды один судья, когда он лишал руки одного вора, проявил признаки гнева, из-за чего его справедли­вый правитель, обративший на это внима­ние, отстранил его от этой должности.

Дело в том, что если бы он лишал его руки во имя Шариата, во имя законов Господа, то тогда он (его нафс) пожалел бы его, а его сердце не гневалось бы, но и не проявило бы к нему жалости. Стало быть, из-за того, что он вмешал свои чувства (нафс) в это предписание закона, он не исполнял свою обязанность по справед­ливости.

 

Прискорбное положение общества и страшная болезнь общественной жиз­ни, ранящая сердце ислама:

Несмотря на то, что даже самые отсталые племена, оценив значение, следуют такому выгодному для общества принципу, как "Забыть и прекратить междоусобные раздоры во время появления и натиска внешних врагов", что же случилось с теми, кто претендует на служение этому исламскому обществу? Ведь в то время, когда имеются бесчисленные враги, кото­рые готовы друг за другом напасть, они, не забывая мелочную взаимную вражду, подготавливают почву для нападения вра­гов. Это положение является упадком, дикостью и из­меной против жизни мусульманского об­щества.

 

Один поучительный рассказ:

В кочевом племени Хасенан имелись два рода, враждующих между собой. Несмотря на то, что они убили друг у друга более пятидесяти человек, когда на них нападали такие племена, как Сипкан или Хайдеран, эти два враждующих рода, забыв старые распри и помогая друг другу, не вспоминали о междоусобной вражде, пока не изгоняли то вражеское племя.

 

О верующие люди! Знаете ли вы, сколько существует племен-врагов, гото­вых напасть на племя верующих людей? Словно круги внутри друг друга, сущест­вует, наверно, более ста разнообразных кругов неприятелей. И когда верующие должны занять оборонительную пози­цию, сплачиваясь - протянув друг другу руку помощи - против каждого из них, будет ли хоть в каком-нибудь отношении приличествовать верующим людям ко­рыстная пристрастность и злобное упрям­ство, которые облегчают их натиск и от­крывают врата для их вторжения в свя­щенные границы ислама? Существует множество разнообразных недругов, ко­торые, начиная от заблудших и без­божников и до мира неверных, до раз­личных страхов и бедствий сего мира, один в другом заняли против вас не­приятельскую позицию и друг из-за дру­га смотрят на вас с гневом и яростью. Твое мощное оружие, твоя защита и крепость против всех них - исламское братство. Пойми же, что расшаты­вать мелочной враждой и под вся­кими предлогами эту крепость исла­ма - насколько это противоречит со­вести и делу ислама, очнись!..

В хадисах сказано, что такие зловещие личности, как Даджаль и Суфьян, кото­рые появятся перед Концом света и вста­нут во главе распрей и безбожия, воспользовавшись алчностью и разобщен­ностью исламского мира и человечества, незначительной силой вызовут смуту в человеческом роде и поработят огромный исламский мир.

О верующие люди - обладатели имана! Образумьтесь, если вы не жела­ете в унижении быть порабощенны­ми! Воспользуйтесь против тиранов, пользующихся вашими раздорами, этой священной крепостью:

اِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ اِخْوَةٌ

"Поистине, все верующие - братья" (49:10), укрепитесь в ней. Иначе вы не сможете ни сохранить свою жизнь, ни защитить свои права. Ведь из­вестно, что когда дерутся два силача, любой малец может побить их обоих. Если на чашах весов в противовесе друг к другу находятся две горы, какой-нибудь мел­кий камушек, испортив их равновесие, сможет "играть" ими: одну поднимет, другую опустит...

О верующие люди! Из-за амбиций и неприязненного от­ношения друг к другу ваши силы сводятся на нет, и вас могут одолеть незначительной силой. Если вы небезразличны к жизни своего общества, возьмите себе за правило этот высокий принцип, проявленный в хадисе: "Верующие между собой подобны прочному строению, укрепляют и упрочивают друг друга",

اَلْمُؤْمِنُ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبُنْيَانِ الْمَرْصُوصِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا

избавьтесь от нищеты в этом мире и от несчастья - в ином!..

 

Шестой аспект. Духовная жизнь и правильное поклонение нарушаются из-за враждебности и упрямства. Дело в том, что теряется ихлас (т.е. искренность, искреннее деяние ради Аллаха), являющийся средством для спасения. Ибо какой-нибудь пристрастный упрямец пожелает превзойти своего соперника в благих де­лах, и слишком-то не сможет добиться искреннего, во имя Аллаха, деяния.

К тому же, в своих суждениях и взаимоот­ношениях будет предпочитать своего сторонника, не сможет поступить справедли­во. Таким образом, искренность (ихлас) и справедливость, являющиеся основами благих дел и поступков, будут потеряны из-за вражды и неприязни.

Данный шестой аспект является очень объемным, но чтобы не выходить за рамки нашей темы, мы остановимся на этом месте...

Автор: Бадиуззаман Саид Нурси
Комментарии 0