Среда обитания

Какой рукой едят секулярные сторонники исламской "реформации"?

На днях турецкие новостные ресурсы, которые представляют секулярную оппозиционную линию, снова взорвались материалами, касающимися «спорной» фатвы, изданной турецким Диянетом (Управлением по делам религии). В этот раз имеется в виду фатва, опубликованная на официальном сайте Диянета 3 февраля, в которой говорится о том, что следует использовать лишь правую руку при принятии пищи и питья, так как это является Сунной Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а левой рукой едят и пьют шайтаны.

Для всех более-менее грамотных мусульман в этом «правиле правой руки» нет абсолютно ничего нового. Хадисов от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в которых он призывает есть правой рукой, и не использовать левую руку, существует много, например, известный хадис в Сахих Муслима: «Не ешьте левой рукой, ибо шайтан ест левой рукой». Диянет в данном случае лишь напомнил то, что хорошо известно турецким мусульманам, так же, как и мусульманам всего мира, и более того, что является органичной частью мусульманского этикета (адаба).

Тем не менее, секулярные СМИ сделали сенсацию, которую тут же подхватили СМИ всего мира. Достаточно почитать русскоязычные ресурсы и можно заметить, что почти все главные СМИ опубликовали новость о том, что «В Турции мусульманам запретили есть и пить левой рукой», «В Турции призвали мусульман не есть левой рукой», или даже «В Турции мусульманам ограничат левую руку».

Сегодня кажется, что секулярные медиа в Турции гораздо более внимательно относятся к материалам Диянета, чем верующие мусульмане. Турецкие наблюдатели, и их иностранные коллеги, пишут о том, что Диянет издает странные или «спорные» постановления, вроде действительности развода, совершенного по телефону и СМС, минимального брачного возраста для девушек и так далее. Безусловно, есть вопросы, которые могут вызывать возражения с точки зрения исламского фикха, например, фатва Диянета о незаконности использования криптовалют. Это вопросы новые, и ученые лишь изучают их. Однако, большая часть так называемых «спорных» вопросов никогда не была спорной среди тех людей, которые живут исламской религией.

Возникает интересная ситуация – секуляристы бравируют своей анти-религиозностью, и считают, что религия должна быть отделена от государства. Это условие в Турции выполняется, однако, им этого мало. Будучи фактическими атеистами, они еще и требуют реформации религии. То есть, Диянет, фатвам которого они и так не следуют, и не собираются следовать, должен отказаться от своих консервативных взглядов, чтобы соответствовать представлениям о «прогрессивной» частной религии. Другими словами, секуляристы не просто хотят загнать мусульманскую практику в частное поле (это им и так удалось сделать), но они еще хотят влиять на эту практику.

В конечном счете, это желание понятно. Диянет изначально создавался в 1924 году не просто как орган администрации для мусульман, но и как структура подконтрольная секулярной республике, которая стремилась осуществить реформацию Ислама, например, ввести азан и чтение Корана на турецком языке. Вряд ли это удивит кого-то, но именно в такой модели государственного контроля и спускаемой сверху реформации видят свой идеал как турецкие либералы, так и многочисленные зарубежные коллеги.

Комментарии 0