
(На фото - Джон Керри и Ислам Каримов)
На фоне резонансных процессов в большой мировой политике осталась практически незамеченной состоявшаяся на днях встреча госсекретаря США Джона Керри с министрами иностранных дел 5 среднеазиатских государств.
Интересно, что факт совместного визита в американский Белый Дом глав внешнеполитических ведомств Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана не вызвал особого интереса у Кремля, который обычно с ревностью относится к усилению американского присутствия в постсоветской зоне.
По результатам встречи Госдеп США заявил о том, что этим государством будет выделено 15 миллионов долларов, главным образом для борьбы с терроризмом. При этом ничего не сообщается о том, была ли затронута Вашингтоном тема нарушения прав человека в этих странах или был ли поднят принципиальнейший вопрос - какие же причины выталкивают значительную часть их молодежи в терроризм?
Меж тем, сегодня как минимум в 2-х из этих стран - Таджикистане и Узбекистане - имеют место гонения на верующих и целенаправленная политика искоренения религии. Режимы Рахмона и Каримова несут ответственность за сотни убитых за религиозные убеждения людей не только в Узбекистане и Таджикистане, но и за их пределами, где они с помощью спецслужб расправляются со своими диссидентами.
В то же время стало известно, что на прошлой неделе американцы начали отправку в Турцию десятков, если не сотен наблюдателей, перед которыми поставлена задача следить - не нарушают ли действия турецких властей по нейтрализации мятежа и недопущению его повторения права человека. И это при том, что в Турции действуют оппозиционные газеты и партии, последние располагают своими фракциями в парламенте, где имеют возможность критиковать власть, предъявлять ей требования и т.п.
Возможно ли представить себе что-то подобное в каримовском Узбекистане и рахмоновском Таджикистане? Риторический вопрос. И, тем не менее, от их режимов в обмен на поддержку США не требуют соблюдать права человека, включая право на свободу слова, вероисповедания и общественной деятельности.