Обсуждение вопроса чтения Корана на период Рамадана в стамбульской Айя-Софье вышло на более глобальный уровень и высветило непростые отношения между формальными союзниками.
Так, позицию Греции, протестующей против использования Айя-Софьи в мусульманских религиозных целях, фактически поддержали США. Госдеп устами своего представителя Марка Тонера выступил со следующим заявлением: "Мы признаем, что Агия София — это место исключительного значения», — объявил Тонер, преднамеренно использовав греческое название мечети. Мы бы призвали турецкое правительство хранить Агию Софию так, чтобы уважались его традиции и его сложная история". Обращает на себя внимание, что при этом было использовано греческое, православное название храма, что вкупе с заявлением указывает на то, о каких "традициях" идет речь.
А вот Германия, напротив, поддержала в этом вопросе Турцию, что особенно показательно на фоне недавнего конфликта двух стран по вопросу о признании резни армян в Османской империи в 1915 году геноцидом.
Отвечая на вопрос одного их журналистов с обвинениями в адрес турецкого руководства, решившего использовать Айя-Софью в исламских целях (пока) на Рамадан, спикер МИД Германии Мартин Шафер заявил, что использование данного объекта в тех или иных целях является внутренним делом Турции. Более того, он отметил, что это здание на протяжении веков было мечетью, что же касается его внесения в список ЮНЕСКО, он выразил надежду на то, что каким бы образом ни использовалось это здание, это будет сделано так, что не помешает использовать его и как музей. В этой связи отметим, что именно так используются многие действующие исторические мечети Стамбула, посещение которых предусмотрено и для туристов.
Такая разница в оценках одного события двумя ключевыми западными странами, конечно, неслучайна. Показательна в свою очередь и откровенная оценка, данная президентом Турции Эрдоганом Бараку Обаме как президенту, покидающему свой пост.
В беседе с журналистами в субботу турецкий лидер сказал, что у него были большие надежды в 2008 году, когда Обама стал президентом США, однако, они не оправдались. Начиная с экономики, где не было достигнуто прогресса в сотрудничестве двух стран, которое осталось на том же уровне, что и до прихода к власти Обамы, до вопросов международной политики и безопасности. Эрдоган отметил, что Обама не сдержал свое обещание решить иракский кризис, всего лишь перебросив американские войска из Ирака в Афганистан. Особо он осудил поддержку администрацией Обамы YPG - сирийского крыла Рабочей Партии Курдистана (PKK), террористической организации, ведущей борьбу против Турции на ее территории. Он сказал, что в то время, как Турция, будучи членом НАТО, подвергается у своих границ угрозе, США, которые, по идее, являются ее союзником по альянсу, вместо того, чтобы помочь устранить эту угрозу, усиливают ее.
В общем, можно сказать, что Эрдоган вернул должок Обаме, который в начале этого года также заявил о своем разочаровании в нем. А вот с фрау Меркель его отношения, судя по всему, развиваются более продуктивно, несмотря на публичный конфликт по армянскому вопросу.
Так, в британскую прессу произошла утечка из дипломатической переписки немецкого МИДа, свидетельствующая о том, что Меркель активно пытается продавить внутри ЕС отмену виз для Турции, несмотря на отказ Эрдогана либерализовать турецкое антитеррористическое законодательство, что ему было поставлено Брюсселем в качестве условия для этого. Как следует из этой утечки, британские дипломаты считают, что отказ ЕС отменить для турок визы "взбесит Эрдогана" и он "откроет шлюзы" для беженцев в Европу, а Меркель в связи с этим активно настаивает на компромиссном решении со стороны ЕС.
Если это действительно так, то можно констатировать, что недавний скандал по вопросу геноцида принципиально не повлиял на турецко-германские отношения. Скорее его можно рассматривать как демонстративное стремление нынешних властей Германии доказать, что они не идут во всем на поводу у Эрдогана, в чем их обвиняют противники, но при этом по всем практическим вопросам сотрудничество сторон продолжится.