Сегодня завершился проходивший в Стамбуле двухдневный саммит Организации Исламского Сотрудничества (ОИС).
Второй его день для читателей из постсоветского пространства интересен прежде всего выступлением президента Беларуси Александра Лукашенко. Он, судя по всему, решил перехватить инициативу в отношениях с суннитским Исламским миром у Кремля, который потерял ее, сделав ставку на Шиитскую ось и испортив отношения с Турцией.
Лукашенко заявил о том, что многополярный мир невозможно построить без Исламского мира, который должен стать "одной из опор стабильности и безопасности, двигателем прогрессивного и устойчивого развития на планете". Путь к этому, по его словам, "в достижении единства в мусульманском мире, в преодолении внутренних разногласий".
Заметим, что о "многополярном мире" много говорили в Москве. Однако в Исламском мире союзниками по его построению в Кремле сознательно выбирались либо страны вроде шиитского Ирана, либо режимы вроде секуляристской хунты Сиси, которые по определению стоят на пути возрождения и консолидации Исламского мира. Московские геополитики вроде Дугина никогда не скрывали, что видят угрозу в объединении мусульманских стран вокруг пригодных для этого центров, таких как Турция, Саудовская Аравия, Катар. Поэтому ставка в Кремле делалась и делается на вбивание клиньев в Исламский мир, будь то сектантских (шиитский экспансионизм) или политических (секулярные тирании).
Из этого становилось понятно, что в "многополярном мире" московских геополитиков и стратегов объединенному Исламскому миру как одному из полюсов места нет. На самом деле, совершенно не факт, что сторонником такого объединения является Лукашенко, однако, по крайней мере, как прагматику ему нет смысла портить отношения с тем фактором, контуры которого оформляются в виде союза прежде всего Турции, Саудовской Аравии и Катара. Поэтому Лукашенко заявил, что "стремление укреплять связи с исламским миром — абсолютно осознанный выбор, которого Беларусь постоянно придерживается". Он сказал, что в Беларуси гарантируются права ее граждан мусульманского вероисповедания и сделал символический жест: "Глубоко символично, что именно здесь, в Стамбуле, на представительном форуме я могу сообщить вам о важном событии для всех белорусских мусульман. В столице нашего государства завершается строительство Соборной мечети, открытие которой состоится в ближайшее время".
Идеологически ориентированным было завершающее выступление хозяина мероприятия - президента Турции Реджепа Тейипа Эрдогана. Если вчера он заявил о том, что Исламский мир должен получить место в Совбезе ООН, то сегодня он призвал к самодостаточности Исламского мира: "Почему мы должны просить немусульман решать проблемы мусульман? Мы должны быть в состоянии решать свои проблемы сами".
Из практических предложений можно отметить идею создания Мусульманского Интерпола, которая, впрочем, вызывает серьезные вопросы. Дело в том, что Интерпол устроен так, что отдельные государства объявляют в розыск и запрашивают экстрадиции своих граждан, в чем им остальные его участники обязаны оказывать содействие. В этой связи есть серьезные опасения, что идеей "Мусульманского Интерпола" могут воспользоваться антиисламские режимы, в том числе, для объявления в розыск оппозиционных исламских активистов и деятелей. Другое дело, что, по правилам существующего Интерпола, запрошенный через него может не быть выдан в случае, если преследование носит политически мотивированный характер. Остается надеяться, что в случае создания Мусульманского Интерпола будут предусмотрены аналогичные оговорки. Иначе трудно представить себе, как внутри него смогут находиться и взаимодействовать такие страны как Турция и Египет, власти которых имеют противоположные представления о том, кто есть преступник, а кто жертва преступления.