Соглашение США с Ираном, вступление Турции в военный конфликт, боевые действия саудитов в Йемене чрезвычайно усложнили карту конфликта на Ближнем Востоке, выведя его на новый уровень опасности. Этот грозный треугольник, образовавшийся в регионе Турция - ИГ - курдские сепаратисты, представляет сегодня наиболее взрывоопасную зону в мире.
И ситуация здесь по мере снижения уровня управляемости конфликтом при одновременном росте возможностей для различного рода комбинаций и внешнеполитических манипуляций всё более усугубляется. Свидетельством тому события конца июля — начала августа этого года. Турецким военным даже дан приказ в случае еще одного теракта на иракско-турецкой границе углубиться на территорию Ирака на семь километров, сообщает турецкая газета Yeni Şafak. Политическое руководство Турции объяснило это необходимостью продолжить боевые операции против курдских террористов, чтобы оттеснить их от турецких границ.
Однако потом произошло событие, которое еще более насторожило власти Турции. Демократическая партия народов (HDP), являющаяся крылом террористической организации ПКК, объявила о «независимости» турецкой провинции Ширнак.
Бывший депутат парламента Турции от HDP Амина Айман заявила, что отныне в Ширнаке не признают легитимность власти и правоохранительных органов Турции. Представители политического крыла ПКК подтвердили, что будут готовить «силы самообороны» и воевать против правительственных войск. Глава муниципалитета Ширнака Сархат Кадырхан поддержал инициативу HDP о «независимости» провинции. Руководитель ширнакского отделения HDP Салих Гувендж прямо сказал, что он и его подчиненные не признают власти Турции, и никакой приказ, отданный назначенным Анкарой чиновником, не имеет для них какой-либо законной силы.
Налицо классический сценарий сепаратизма, который уже разыгрывался в Карабахе, Абхазии, Донбассе и в других местах. Стоит отметить, что это чисто российский механизм порождения в стране хаоса. Учитывая, что ПКК традиционно находилась под контролем советского КГБ, не исключено, что к событиям в Турции приложила руку и Россия. В свое время усиление восточной политики Советского Союза, обусловившее создание национальных террористических организаций в Турции, в первую очередь армянских и курдских, было вызвано намерением советского правительства ускорить падение правящего режима в этой стране и приход к власти левых сил.
В тот период и была создана курдская террористическая организация ПКК - по своей идеологической направленности марксистское объединение курдов, задавшихся целью построить независимое курдское государство на территории Турции. Многие боевые группы ПКК стали проходить обучение и политзанятия на базах Ясира Арафата на Ближнем Востоке. Таким образом, ни у кого не вызывает сомнения, что ПКК - как и Армянская национальная армия, а также крайне агрессивная АСАЛА - была создана при активном участии и покровительстве КГБ.
Кстати, об Армении - именно туда почему-то сбежали опальные турецкие прокуроры Зекерия Оз и Джелал Кара, которые до этого входили в нурсистское объединение Фетхуллаха Гюлена. Не исключено, что цель визита на прошлой неделе главы ГРУ генерал-полковника Игоря Сергуна в Армению как раз была связана с активизацией курдских организаций. К тому же у России есть причины проводить антитурецкую политику - за последнее время в российско-турецких отношениях наметился серьезный кризис.
Турция фактически блокирует реализацию проекта строительства имеющего для России стратегическое значение газопровода «Турецкий поток», выступает с резкими антироссийскими заявлениями по Крыму, намеревается провести военную операцию в Сирии.
Как считают многие эксперты, реальной целью Анкары в этой операции является не нейтрализация угроз со стороны «Исламского государства», а внесение перелома в идущей сейчас в Сирии гражданской войне и свержение законной власти. Сильным ударом по иллюзиям определенной части российских политиков и экспертов относительно российско-турецкого сотрудничества в политической сфере стал недавний Всемирный конгресс крымских татар в Анкаре. В обращении к участникам конгресса президент Турции Эрдоган заявил, что «Турция не признает и не будет признавать аннексию Крыма». Он также провел личную встречу с депутатом Верховной Рады Украины Мустафой Джемилевым и главой Меджлиса крымских татар Рефатом Чубаровым, которым Россия запретила въезд в Крым.
В этой связи интересно и то, что США одобрили авиаудары Турции по базам ПКК в Сирии и Ираке, а также планы турецких властей по интервенции в Сирию и созданию зоны безопасности на ее территории, контролируемой турецкими войсками. Очень возможно, что это одобрение Вашингтона на операцию было получено именно в обмен на жесткую антироссийскую позицию Турции.
«В данный момент Турция не может быть союзником России в силу исторических особенностей», — считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. По его словам, сторонникам протурецкого курса в Москве, считающим, что Турция могла бы вопреки позиции своего ведущего союзника — США поддержать Россию в ее конфликте с Западом, можно напомнить печальную для России историю сотрудничества большевиков с основателем Турецкой Республики Кемалем Ататюрком.
Турция действительно очень серьезный конкурент для России, находящийся в западном блоке, и попытка замкнуть на ней украинский транзитный газ изначально была под вопросом. Сразу было понятно, что если целью этого был уход от излишней зависимости от транзитера, то с включением в него Анкары, причем в качестве основного звена, эта зависимость может только возрасти.
Таким образом, вполне понятно, почему сегодня Россия, разыгрывая курдский вопрос и войдя в сговор с врагами Эрдогана – нурсистами, пытается расшатать ситуацию в Турции. Однако Турция не Украина, а Эрдоган не Янукович, а потому события могут пойти по непредсказуемому варианту.