Несколько дней осталось до окончания публичных обсуждений законопроекта о внесении изменений в статью 48 Семейного Кодекса РФ и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»: Минюст России предлагает ограничить право родителей регистрировать детей, рожденных вне медицинских учреждений, то есть на дому. Автор Wordyou.ru Галина Бабич разбирается, насколько опасны домашние роды для женщин, где рожать мусульманкам, и кому выгодно согнать беременных в роддома.
О том, что домашние роды в России перестают быть экзотикой и фактически становятся тенденцией, свидетельствует статистика: в последние годы растет количество детей, рожденных вне медицинских учреждений. Лидирует Москва: именно здесь можно встретить больше всего сторонников домашних родов и естественного родительства, найти «духовную акушерку» и вступить в активное сообщество единомышленниц, посещая соответствующие семинары, курсы и клубы.
Осознанные роды
«В Москве, по данным ЗАГС, которые мы запрашивали, рождается вне медицинских учреждений чуть больше 1000 детей в год, что составляет около 1% от всех новорожденных Москвы», – рассказала главный редактор журнала «Домашний ребенок» Катерина Перхова.
Катерина возглавляет «Международный Альянс Матерей и Акушерок» (МОО «МАМА») – общественную организацию, призванную защищать права родителей и поддерживающую акушерскую модель ухода во время беременности и родов в соответствии с мировыми стандартами. По ее словам, всего в России, по данным Минюста, в 2013 году вне медучреждений родился 3881 ребенок. А в первом полугодии текущего года – уже 1753.
Надо сказать, что по своей сути домашние роды – это не только и не столько альтернатива нашим роддомам, наследникам советской системы. В первую очередь, это осознанный выбор женщины, которая желает всецело участвовать в процессе родов, а не быть пациенткой, которую «лечат» от беременности. Она сама выбирает, с кем и в какой обстановке рожать, получает психологическую и духовную поддержку своих близких, имеет возможность не разлучаться со своим ребенком и вообще соблюсти любые ритуалы, которые сочтет необходимыми.
Иными словами, роды – это не только роды, как бы странно это ни звучало. Это поле, где пересекаются наука, культура и духовность. И когда на этом поле появляется Минюст, всем становится не по себе.
Убрать свидетелей
В разработанном Минюстом проекте Федерального закона предлагается для установления материнства в случаях, если ребенок был рожден вне медицинского учреждения и без оказания медицинской помощи, отказаться от существующего порядка – когда для регистрации такого «домашнего» ребенка в органах ЗАГС достаточно было свидетельских показаний присутствовавшего при родах лица.
«Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органом записи актов гражданского состояния на основании документов установленной формы о рождении, выданных медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, а в случае рождения ребенка вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи в труднодоступных или малонаселенных местностях, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, на основании заявления лица, присутствовавшего при родах. Происхождение ребенка от матери может быть установлено также на основании решения суда» (Ст. 1 Проекта Федерального закона).
Фактически, внесенные поправки требуют от роженицы в обязательном порядке воспользоваться медицинскими услугами государственного или частного медучреждения (если речь не идет об отдаленных и труднодоступных районах). При этом, согласно действующему законодательству, роддом имеет право на выдачу справки только детям, рожденным в его стенах, а частная медицина не всем по карману, особенно когда речь идет о многодетных семьях.
Так что доказывать, что в домашних условиях мать родила этого ребенка, а ребенок родился у этих родителей, придется через суд (!). Это означает, что младенец, пока «не установлены» его родители, может оказаться в «разработке» социальных служб, помещен в больницу без сопровождения матери под предлогом диагностирования у него инфекционного заболевания или вовсе изъят из семьи.
Закон и беспорядок
Очевидно, что принятие проекта в том виде, в каком он представлен в Госдуму, повлечет за собой не только нарушение прав новорожденного, который, согласно Конвенции о правах ребенка (ст. 7 ч. 1) и Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 24 ч. 2), должен быть зарегистрирован государством сразу после своего рождения независимо от обстоятельств появления на свет. Ставятся под сомнение конституционные права граждан, в частности, гарантии неприкосновенности их частной жизни (ст. 23 Конституции РФ).
К слову, председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина законопроект не поддержала. По ее мнению, он «существенно ограничит право подавляющего большинства россиян на выбор места рождения своего ребенка». Правда, и тот закон, который существует сегодня, не всегда работает.
- Проблемы возникают в случаях отказа в регистрации ребенка в ЗАГС без справки врача, что в настоящий момент противоречит закону, – говорит Катерина Перхова. – К ситуации подключаются социальные службы – опека и поликлиника. Они оказывают давление на родителей и иногда забирают ребенка в больницу для обследования только по причине домашних родов.
Почему женщины даже при таких сложностях продолжают выбирать роды дома? Ведь в России уже появились центры, где выделяют для родов отдельные палаты, разрешают находиться рядом с роженицей мужу и близким, организуют совместное пребывание матери и новорожденного – словом, создают вполне комфортные условия, о которых, кстати, сказано в Методическом письме Минсоцразвития (№15-4/10/2-6796 от 13 июля 2011г.). Но все это в большинстве случаев пока доступно лишь семьям с хорошим достатком, и кроме того, по-прежнему не решает проблемы медицинского вмешательства в процесс родов.
- Неделикатный подход в роддомах, некомпетентные врачи, догматическое ведение родов, невежество – вот что плохо, – говорит автор книги «Малыши в исламе. Естественное родительство в помощь маме-мусульманке» Малика Умм Яхья.
Исламская параллель
В роддомах женщины вынуждены сталкиваться с такими проблемами, как участие в родах чужих мужчин и открытие интимных частей тела перед посторонними, и довольно сложно бывает обеспечить новорожденному все условия, которые предписаны женщине ее религией. Мусульманка не может позволить себе спокойно молиться, в том числе и во время схваток, а с появлением на свет своего младенца – провести желательные процедуры, такие как чтение в ухо малышу специальных формул (азан и икамат) и «угощение» его мягким фиником (тахник).
- Многие соблюдающие мусульманки предпочитают роды дома, в первую очередь, чтобы никто лишний не увидел их интимные органы, – объясняет Малика Умм Яхья. – Конечно, когда речь идет о жизни и смерти, допускается и осмотр мужчиной, если компетентных женщин нет. Но на самом деле в современных роддомах мужчины-врачи или практиканты просто ходят и смотрят, и им неважно, экстренная ситуация или нет.
Если добавить к этому сложности с ношением хиджаба, отсутствие халяльного питания, непонимание и недоброжелательность соседок, медсестер и врачей, то посещение роддома для мусульманки оборачивается, по словам Малики Умм Яхья, «состоянием стабильного дискомфорта, у которого есть свои медицинские последствия».
- Честно скажу, я не видела ни одной фетвы относительно разрешения или запрета домашних родов. Но мне не приходило в голову их искать. Какой тут может быть запрет, если женщины традиционно рожали дома, в присутствии опытной женщины? Сподвижницы нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, рожали дома. Это особенность их времени, особенность целой эпохи, которая фактически недавно закончилась – с приходом родильных домов, с совершенствованием хирургии как плюс и с зарождением мужской грубой родильной медицины как минус.
По мнению МОО «МАМА», сегодня в России самым быстрым и рациональным решением проблем безопасности домашних родов и легальности акушерок, оказывающих в таких родах профессиональную помощь, станет создание родителями и специалистами собственных служб специализированной частной скорой помощи и анестезиолого-реанимационных акушерских бригад.
- У нашей общественной организации есть такой проект, – говорит Катерина Перхова, – сейчас идет сбор денег, и мы будем очень признательны за поддержку, ведь от этого зависит будущее многих семей. А пока, учитывая те условия, которые сейчас есть в России, более безопасно, если есть такая возможность, уехать рожать в Голландию, Германию, Данию или Великобританию с акушерками, официально и профессионально помогающим в домашних родах.
Кому какое дело?
Каковы же столь веские причины, побудившие неизвестных авторов законопроекта пренебречь российскими и международными нормами и вдруг внести изменения в Семейный кодекс, лишающие некоторую, надо заметить, весьма малую часть населения их законных прав, которые и без того не всегда соблюдаются? В пояснительной записке к Проекту сказано: регистрация ребенка по свидетельским показаниям «способствует увеличению числа родов без оказания медицинской помощи вследствие отказа рожениц от обращения к врачам, что крайне опасно для жизни и здоровья как женщин, так и новорожденных».
Между тем, исследования Всемирной Организации Здравоохранения показывают, что домашние роды в присутствии квалифицированного специалиста не опаснее, чем роды в медучреждении. Напротив, значительно понижается уровень детской смертности. На Западе домашние роды фактически выступают как составная часть всей государственной системы родовспоможения. В Голландии, например, до 30% родов происходит вне роддомов.
- Домашние роды с профессиональной акушеркой, по данным многих мировых исследований, имеют равные или меньшие риски по сравнению с родами в роддоме, – объясняет Катерина Перхова. – В частности, риск вмешательств и последствий этих вмешательств, необоснованного кесарева сечения, а также поражения внутрибольничными инфекциями, нарушения в лактации – в домашних родах этот риск минимален.
Авторы законопроекта также ссылаются на «участившиеся случаи мошенничества», когда с целью получения материнского капитала или других социальных выплат «лжеродители» пытаются зарегистрировать ребенка, представляя его как рожденного дома. Скажем прямо, таких случаев наберется в год всего несколько десятков на всю страну. К тому же, при раскрытии подобных преступлений нередко оказывается, что преступникам помогали коррумпированные чиновники и сотрудники тех же социальных служб.
Юристы и эксперты, рассматривая данный законопроект, приходят к выводу, что речь идет о государственной монополизации родовспоможения, когда женщина будет вынуждена обращаться в роддом, что, в свою очередь, привлечет в медицину дополнительные средства от населения. Некоторые общественные деятели и вовсе сочли проект очередной попыткой государства обеспечить тотальный контроль над частной жизнью граждан, а кто-то заподозрил, что проект лоббируется частной медициной.
В любом случае, у женщины должен быть выбор: рожать ей дома или в медучреждении, обучать ей своего ребенка самостоятельно или в школе, носить ей никаб, хиджаб или шляпу с бантом. Все это – явления одного порядка, и попытки государства ограничить женщину в правах, запретить ей свободу выбора, навязать очередную «норму» должны вызывать в обществе активный протест и устойчивое неприятие.
Малика Умм Яхья, автор книги «Малыши в исламе. Естественное родительство в помощь маме-мусульманке»:
«Я не склонна к полному отказу от традиционной современной медицины: и кесарево сечение, и УЗИ, и антибиотики по показаниям, и синтетические таблетки – все это приносит пользу при разумном применении. Но нельзя не признать, что врачи допускают слишком много ошибок при ведении родов. И если речь идет о неосложненных родах, то при должной подготовке – с доулой, с мужем или в одиночестве – дома, скорее всего, женщина родит легче, проще и с меньшим количеством травм. Если же роды оказались не такими, как ожидалось, разумные женщины просто едут в роддом».
Наима Нефляшева, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН:
«Ситуация вокруг роженицы в культуре – это целый дискурс. Это не только роды, это целый комплекс отношения к беременной женщине. На Кавказе явно и символически весь род участвовал в обеспечении комфорта беременной, для родов готовили комнату. Был целый класс профессиональных повитух, который советская власть ликвидировала. С 30-х годов прошлого века дома уже почти не рожают».
Хадиджа Бибарсова, руководитель саратовской женской мусульманской организации «Родник»:
«Лично я отрицательно отношусь к родам в домашних условиях. В наше время даже совсем молодые беременные женщины плохо вынашивают беременность, рождаются не всегда здоровые дети. Соответственно, и роды не всегда протекают без осложнений, возникает надобность оперативного вмешательства или же новорожденному нужна срочная реабилитация и стерильные условия. Как можно все эти нюансы соблюсти в домашних условиях?
Вопросами родов для мусульманок в своем городе Саратове мне приходится решать уже на протяжении 15 лет. Договариваюсь частным образом, напрямую обращаюсь к руководству роддомов подойти с пониманием в этом вопросе к мусульманке, чтобы врач-акушер была женщина. Хвала Аллаху, на сегодняшний день не было ни одного отказа, и удалось помочь сотням женщин».
Амина Шабанова, основатель и дизайнер торговой марки «IRADA»:
«Своих двоих детей я родила дома. Ко мне приезжали два врача-акушера. Не акушерки, а именно врачи. Я рожала не вдруг, я тщательно готовилась к родам и наблюдалась у врача, который потом и принимал роды. Рожала в ванной, в воде, при приглушенном свете. По словам мужа, он присутствовал при чуде!
Тогда для получения свидетельства о рождении достаточно было одного свидетеля. Мой муж прищел в ЗАГС и сказал, что такого-то числа у меня родился ребенок. Показал обменную карту – я ее вела на всякий случай.
В своих врачах я была уверена на все сто, хотя отговаривали меня все: и мама, и папа, и свекровь, и муж. Если буду рожать третьего, то, ин ша Аллах, только дома».
Катерина Перхова, президент МОО «МАМА», главный редактор журнала «Домашний ребенок»:
«Как мама, родившая всех детей дома, могу посоветовать внимательно следить за своим здоровьем во время беременности, посещать курсы подготовки к родам и, в случае принятия решения остаться дома на родах, пригласить профессиональную акушерку и обязательно иметь возможность экстренной и быстрой госпитализации, продумав заранее свои действия. Если пара решила рожать самостоятельно, без акушерки, было бы обдуманно пройти «курсы первой медицинской помощи в родах» при службах Скорой помощи или МЧС – часто такие курсы проводятся для широкой аудитории».
Высказать свое мнение о проекте Федерального закона «О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона
«Об актах гражданского состояния» и направить свои предложения: expert@minjust.ru. Ответственное лицо: Асланов Эмиль Асиф оглы
Поддержать проект создания в России службы специализированной частной скорой помощи можно здесь.