Вчера, вслед за парламентской делегацией Татарстана Крым посетил президент республики Рустам Минниханов. Он пообещал помощь «братьям» - крымским татарам. Правительства двух республик подписали соглашение об экономическом и гуманитарном сотрудничестве между Татарстаном и Крымом.
В этот же день в Казани состоялся пышный и даже многотысячный митинг в поддержку Крыма. Поскольку мероприятие проводила власть, то обошлось без задержаний. То есть поддерживали то, что надо.
Митинг по задумке должен был стать эдаким эмоциональным сопровождением визита Минниханова на крымскую землю. Мол, народ благословляет вашу поездку. К участию к митингу подтянули «политических тяжеловесов» в лице партий «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», «Лиги студентов», профсоюзов, и различных общественных организаций, работающих под плотным колпаком властей. Однако не все в Татарстане солидарны с этой позицией. Представители татарских национальных движений, к примеру, выступают против политики Москвы в отношении Крым. Они критикуют республиканское руководство за то, что те следуют в «имперском фарватере Кремля», а спекулировать крымско-татарским фактором неприемлемо, считают они.
Люди почему-то полагают, что Москва, используя казанских татар, хочет купить лояльность татар крымских, а потом их попросту обманет. Этого нельзя допустить, уверены лидеры татарских националов.
Тень Казани
Несколько дней назад в Крым совершили вояж пять татарстанских парламентариев. Судя по всему, они готовили почву (удобряли ее?) для визита Рустама Минниханова. Были проведены предварительные переговоры, консультации, «пропальпирован» настрой крымских татар.
Формально это должно было выглядеть как «инициатива народной дипломатии, вслед за которой последовала официальная дипломатия». Очевидно, что главной целью десанта татарстанских чинов в Крым было не подписание соглашений с правительством Крыма, - на фоне больших инвестиционных вливаний со стороны Москвы они выглядели как комар на взлетном поле. Скорее всего это была вполне понятная попытка развернуть крымских татар от Украины в сторону России.
Понятно, что это не вызвало особого восторга у самих крымских татар.
Как сказал один из активистов крымско-татарской общественности: «Казанские эмиссары приедут и уедут, а мы останемся наедине со своими проблемами. Мы зажаты в тисках. Нас подкупают пряником и пугают кнутом. Разве им есть дело до проблем нашего народа! Они решают свои геополитические задачи».
Тень Гамлета
Понятное чувство недоумения крымской общественности вызвало то, что председатель Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, который был в составе делегации депутатов Госсовета Татарстана, привёз с собой группу… артистов и собирался устроить большой концерт. На что лидеры Меджлиса сделали ему замечание: «У нас горе, а не сабантуй!».
Правда, коллеги из Казани, знающие ширину души Закирова, пояснили, что это вовсе не глупость, просто профессиональная привычка. Председатель куда бы ни ездил, обязательно берёт с собой своих артистов, которые трудятся в Национально-культурном центре «Казань», где он бессменно директорствует вот уже 20 лет, попутно председательствуя в конгрессе татар мира.
Чем-то Закиров сильно напомнил крымчанам легендарного Паратова из «Бесприданницы» Островского, который просто не мог появиться на публике без цыганского хора. Но привычку всё превращать в сабантуй, в Крыму, мягко говоря, не поняли. Впрочем, Закиров своим концертным шагом вполне мог дать понять, что они приехали сюда как артисты. И музыку, мол, заказали не мы. Над этой версией, конечно, посмеялись, но исключать не стали.
Тень Византии
Но гастрольный мотив делегации это еще не все. Еще больше смутил крымских татар тот факт, что Всемирный конгресс татар активно поддерживает раскол внутри их движения, фактически заняв сторону промосковско настроенной организации «Милли фирка», которую обвиняют в тесном сотрудничестве с российскими спецслужбами.
Казанские татары, страдающие от извечных расколов, внутренних противостояний и считающие это проклятием всего тюркского мира, теперь сами выступают в роли тех, кто вбивает клин в единство крымских татар. Вообще ситуация, как ни крути, – театральна. Все ряженные, и никто не покажет истинного лица (в данном случае речь идет не о масках на некоторых военнослужащих в горячие деньки). Точнее, ситуация - даже не театральная, а скорее цирковая….
Вот буквально еще вчера крымских татар обвиняли в том, что они агенты влияния Турции и Запада. А разве тут не помнят, что несколько лет назад Москва прямо обвиняла их в терроризме, экстремизме, желании установить «на русской земле своё татарско-исламское правление»?
То есть, вчера их обвиняли во всех грехах, а сегодня лезут брататься, приглашают с собой! Эти хитросплетения византийской политики (а Москва прямо говорит о своей преемственности Византии), естественно, не могут быть прочной основой для доверительных отношений. Да и, в конце концов, большая политика всегда бывает с примесью лжи, цинизма и двуличия.
Где гарантия того, что, поверив Казани, за которой маячит грозная тень Москвы, крымские татары вновь не окажутся обманутыми? Ведь уже скоро век как они уже не народ, а малочисленная диаспора на своей исторической Родине. И их голосов слишком мало, чтобы повлиять на итог грядущего референдума.
Впрочем, дрейф острова Крым к тем или иным берегам никогда не решали люди, проживающие тут.
Все решается не в урнах. А за дверями. И пока не ясно какими.