Политика

Пряник и кнут для имамов

Решение правительства Таджикистана о выделении имам-хатибам соборных и центральных мечетей страны пособий и зарплат вызвало неоднозначную реакцию в обществе. 

ВОПРОС о назначении заработной платы имам-хатибам был поднят летом прошлого года во время встречи президента страны с представителями духовенства.

Тогда президент поручил Минфину и Комитету по делам религии совместно с соответствующими органами решить этот вопрос и с 1 января 2014 года начать выдавать официальную зарплату имам-хатибам пятничных мечетей.

«Я назначил вам официальную зарплату, чтобы вы не нуждались в тех 100 долларах, которые дают или пытаются вам дать из-за рубежа. Дав вам 100 долларов, они будут просить вас о ста услугах», - сказал тогда глава государства.

По словам председателя Совета улемов Исламского центра Таджикистана Сайидмукаррама Абдулкодирзода,  в феврале более 300 священников начнут получать жалование. 

Однако, по мнению некоторых экспертов, устанавливая зарплату религиозным деятелям, правительство в очередной раз сделало попытку подчинить себе религию, хотя по конституции религиозные организации отделены от государства. Утверждение единой формы одежды для священников, издание специального пособия для имам-хатибов, разработка тем проповедей и другое является шагом к установлению тотального контроля над свободой вероисповедания, которое гарантировано главным законом страны, уверены наблюдатели.

 

Обязанности мулл

ДАВАЯ зарплату имамам, государство из бюджета потратит, по предварительным подсчетам, около миллиона долларов. Насколько это оправдано? Что хочет получить государство взамен этой щедрости от религиозных деятелей?

По словам экспертов, получая зарплату, имам-хатибы полностью переходят под контроль властей. Теперь можно будет проверять их деятельность. Согласившись на финансовую помощь от власти, муллы должны проповедовать то, что диктует официальная государственная пропаганда.

По информации местных СМИ, в Таджикистане в ближайшее время появится учебное пособие под названием "52 пятничных проповеди", в котором перечислены 52 обязательные темы для проповедей – по одной на каждую неделю года. Причем предполагается, что имамы не должны будут отклоняться от предложенных тем.

Между тем пятничные проповеди (амри маъруф)   в большинстве мечетей давно идут на заданную тему – имамы стали больше восхвалять благие деяния руководства страны. В столице имамы молятся за президента и мэра столицы, в регионах – дополнительно за председателей областей, районов и городов. 

В последней пятничной молитве в одной из столичных мечетей имам вел речь об обязанностях сыновей перед отцами и несколько раз привел цитаты из выступлений президента, намекая на то, что все должны чтить Отца нации.

В обязанности имам-хатибов входит и разъяснение прихожанам смысла президентского послания парламенту и других выступлений президента.

Есть и экономическая сторона вопроса. Мечети собирают на пятничных и праздничных молитвах большие деньги, кроме того, часто верующие предприниматели и денежные люди время от времени жертвуют мечетям немалые средства. Власть не оставила без внимания и этот вопрос, практически возложив  решение некоторых социальных задач на плечи религии.

В прошлогоднем выступлении перед духовенством президент отметил: «Думаю, настало время, чтобы религиозные объединения в городах и районах приняли меры для оживления правильной пропаганды дачи садаки и пожертвований и чтобы щедрые и благородные люди взяли под свое попечительство сирот, инвалидов и малоимущие семьи. Для того чтобы правильно, с точки зрения веры, использовать садаку граждан Исламскому центру Таджикистана, необходимо прикрепить сирот, нуждающихся и малоимущие семьи к соборным мечетям».

 

Поддержка или вмешательство?

ПРОТИВ обеспечения заработной платой имам-хатибов за счет госбюджета ранее выступили лидер Компартии Таджикистана депутат Шоди Шабдолов, глава общественной организации «Перспектива+» Ойнихол Бобоназарова, другие политики и общественные деятели.   

Пресс-секретарь ПИВТ Хикматулло Сайфуллозода недавно заявил, что «государство вмешалось в деятельность религиозных органов. Зарплата и отличительная форма поставят официальных улемов в подчиненное положение, и государство сможет использовать их в своих узко идеологических интересах».

«Не стоит забывать, что это решение к тому же противоречит Конституции РТ, которая предполагает отделение религиозных организаций от государства, из чего следует, что такой ход правительства противоречит нормам государственности», - также отметил он.

Сотрудник Центра стратегических исследований при президенте страны Сайидо Назаров также считает это решение «не до конца рассчитанным ходом». «Это может привести к тому, что имам-хатибы, перейдя под защиту власти, потеряют свой авторитет. Наоборот, повысится имидж тех деятелей, которые получили образование за рубежом и не служат в государственных учреждениях», - считает он. 

По его мнению, Таджикистан считается светским государством, и среди представителей духовенства других конфессий также может возникнуть вопрос, почему им не платят. Получается, представители других конфессий остаются за бортом государственной заботы?

Несмотря на то, что последователи других религий составляют всего чуть более 1% населения страны, до сегодняшнего дня в Таджикистане прошли регистрацию 75 неисламских религиозных объединений. И они тоже могут вносить вклад в дело пропаганды общечеловеческих ценностей и воспитания молодежи.

Кроме представителей других конфессий, в обиде могут оказаться и махаллинские комитеты.

Как известно, сегодня,  особенно в сельской местности, наибольший  статус имеют три человека: имам-хатиб местной мечети, директор школы и председатель махаллинского комитета. Это самые уважаемые люди в кишлаках, народ в большинстве своем их слушает.

И если имамы и директора получают зарплату, то почему не назначить оклады и председателям махаллакомов? Ведь и они могут вести такую же официальную пропаганду среди населения? Этим вопрос задаются сегодня многие наблюдатели. 

Однако есть и сторонники, поддерживающие решение правительства. Они считают, что с назначением окладов у имамов появится социальная обязанность. По мнению писателя Садри Умара, решение о выделении зарплаты имамам правильное:  «Все равно они не останутся без куска хлеба, лучше пусть получают зарплату и служат обществу», - считает он.

 

Цитата:

«Если в религию добавлена изрядная доля страха, ее можно с успехом использовать как инструмент, в первую очередь в целях удержания общества под пятой той или иной власти. При ее помощи можно манипулировать общественным сознанием, удерживать людей от нежелательных шагов и т.п.

Первое время этот инструмент работает великолепно, но затем непременно обнаруживается, что он никуда не годится.

Использование религии в качестве инструмента оборачивается трагедией для всех. И для тех, кто ее так использует, и для народа, которым таким образом пытаются управлять, и для самой религии. Это всегда приводит к развитию сначала полной религиозной индифферентности, затем к взрыву безбожия и тут же к появлению новых исповеданий и новых религий. Именно такой новой религией стал к концу XIX века марксизм, занявший в сердцах не худших людей России место Бога, вытесненного оттуда обязательностью говения, справочками об исповеди, которые надо было представлять по месту работы, и той атмосферой страха, которая нагнеталась при помощи статеек из журнала «Странник», переизданных непонятно почему в 1996 году» - Георгий Чистяков, священник Русской православной церкви, филолог, историк. 

Автор: Сайфиддин КАРАЕВ, Asia-Plus
подписаться на канал
Комментарии 0