
В ДАГЕСТАНЕ ПРОДОЛЖАЮТ ВОЕВАТЬ С КЛАДБИЩАМИ И КУЛЬТАМИ
Гранитные надгробья вырваны, вдребезги разбиты мемориальные доски, таблички с фотографиями усопших, расколоты могильные плиты. На старом еврейском кладбище Махачкалы зияют антисемитские надписи. «Это уже не первый акт подобного вандализма, – с возмущением говорит глава совета еврейских общин Дагестана, председатель еврейской общины столицы Шими Дибияев. – И это происходит в месяц Рамадан! Пьяные вандалы оскверняют наше кладбище. Почему я говорю пьяные, потому что нормальный, трезвомыслящий человек такое сделать просто не сможет».
Действительно, глядя на разрушения, складывается такое ощущение, что они действовали, вооружившись молотками и трубами, и крушили все на своем пути. Разбита большая часть памятников в центре кладбища. Но главным образом пострадали могилы, которые находятся на краю кладбища. На них пришелся основной удар. Разбито несколько мраморных плит. Металлические ограды сломаны и покорежены.
«Что только здесь не происходит, – разводят руками родственники умерших, – устраивают пикники, распивают спиртное, разводят костры прямо между могилами, а в качестве стола даже используют одно из сваленных надгробий».
Напомним, что подобные инциденты происходят регулярно. Осквернение могил признано старожилами самым массовым из всех, что происходили когда-либо в Дагестане. Специалисты по ритуальному делу отмечают, что некоторые мемориалы и разрушенные памятники не подлежат восстановлению. Привести их в порядок уже нет сил, говорят в общине. Власти могли бы хотя бы частично компенсировать материальный ущерб родственникам, если не смогли обеспечить должную охрану и позволяют разрушать надгробия не в первый раз.
Между тем кладбище, состоящее из огромного количества захоронений, должно охраняться как памятник истории. Охрана находится на противоположной стороне кладбища – один человек почти на четыре гектара площади.
«Ну сколько мы еще будем ремонтировать за свой счет надгробия и могилы и отмывать эти надписи. Это же позор, ведь для евреев содержать могилы родных и близких в подобающем, ухоженном виде предписано религией. Самое страшное – это то, что мы находимся в ожидании очередных погромов», – говорит «НВ» Шими Дибияев.
Нет никакого объяснения увиденному нами на нескольких могилах, где похоронены евреи-ветераны ВОВ. Неизвестные разрисовали нацистскими символами и надписями их надгробные камни.
Поскольку в республике нет случаев раскрытия такого рода преступлений, представители иудейской общины хотят обратиться за помощью в московские еврейские организации, а также в Федерацию еврейских общин России, чтобы они выплачивали деньги за сведения о лицах, осквернивших кладбище. По-другому этот вопрос уже решить невозможно, считают они.
«Особенно нелегко приходится пенсионерам, которые хоронят своих сыновей. Они годами копят деньги. Надгробные плиты обходятся в немалые суммы. А потом эти старые люди приходят ко мне и говорят, что они как будто бы заново пережили смерть близких людей».
Парадокс, но наши законы оказываются к вандалам очень даже «гуманными». Они не предусматривают серьезного наказания. Уголовное дело возбуждается по части 1 статьи 244 УК РФ (Надругательство над телами умерших и местами их захоронения). Максимальное наказание, которое им грозит, – лишение свободы сроком до пяти лет. Если, конечно, их найдут и осудят. Либо – арест на срок до трех месяцев или просто штраф.



Словом, выходит, что в Дагестане людям нет покоя и на том свете.
По словам Шими Мигировича, дело по осквернению могил на еврейском кладбище Махачкалы все-таки возбудили. ОВД Ленинского района столицы возбудило уголовное дело по факту массового осквернения могил на кладбище. Дело заведено по ч. 1 ст. 244 УК РФ. Хотя в «НВ» попали несколько уведомлений, дотированных разными годами, об отказах в возбуждении уголовных дел. Возьмем в качестве одного примера Уведомление №7/12.09 от 22.02.2008 года.
Вандализм, к сожалению, имеет место не только на кладбищах, но и в отношении синагоги. Здесь тоже постоянно разбивают стекла окон, звонят непонятные люди, порой даже угрожают, в том числе взрывами. Положение общины становится невыносимым. А теперь и стрелять начали. Совсем недавно, в середине августа, стреляли в окна второго этажа.
Почему это происходит у нас, на толерантной земле Дагестана, российской колыбели трех мировых религий? Почему не случилось так, что сообщение об очередном погроме еврейского кладбища не всколыхнуло общественность Дагестана, а отзвуки этого скандала не достигли самых высоких кабинетов МВД и прокуратуры республики, не отразились в заявлениях первых лиц? Не запестрели гневными заголовками республиканские СМИ: «Совершен очередной акт вандализма»? И что здесь страшнее – то, что это вандализм, или то, что он очередной?!
Проведенное «НВ» расследование показало, что и на этот раз обстоятельства погрома не столь шокировали общество. И то, что надгробия громили экстремисты или антисемитски настроенная молодежь, никого не удивило. По одной из версий, ночью надругаться над могилами могли те, кто ворует цветные металлы с могильных оград покойных и снимает мраморную плитку.
Разбитые и перевернутые надгробные плиты на еврейском мемориальном кладбище обнаруживает почему-то лишь один Шими Дибияев. А где прибывшая на место происшествия оперативная группа для фиксации следов злого умысла и преступления. Хорошо, что община все фиксирует на фотокамеру и подает заявления в органы по фактам надругательства над усопшими, а то и вовсе могут сказать, что это провокация, чтобы привлечь к себе внимание.
Кстати говоря, по факту недавно происшедшего случая хотели возбудить уголовное дело по статье «Вандализм». Представители религиозной еврейской общины с таким определением не согласились. По их мнению, данный погром носит исключительно экстремистский и националистический характер. Свою точку зрения представители диаспоры мотивировали тем, что погромы происходят на протяжении многих лет с незавидной регулярностью. Общее количество пострадавших за эти годы надгробий и сосчитать невозможно, община ремонтирует – вандалы вновь все крушат.
Версия, что к последнему погрому еврейского кладбища могут быть причастны экстремистские элементы, основана на комментариях некоторых интернет-форумов о том, что акты вандализма творят подростки-«бойцы», тяготеющие к неонацизму. Вполне возможно, что за погромами стоит сообщество людей, имеющее отношение к новым запретным организациям или сектам, политические взгляды которых широко известны. Надо отметить, что в Интернете появилась публикация «Правовое решение русско-еврейского спора», согласно которой русские имеют все основания предъявить евреям претензии за геноцид русского народа и нанесенный русским существенный материальный, физический и моральный урон. А также мотивируя тем, что евреи предъявили претензии немцам в свое время за геноцид еврейского народа (значит, и русским можно). Приветствуются все формы мести, включая и осквернения могил назначенного врага. Эта публикация уже сама по себе является экстремистским выпадом, призванным разжечь внутринациональные конфликты.
И все же Шими Дибияев, дабы не выносить сор из избы, дал указание своей общине привести памятники в порядок. Обращается он только к органам следствия для поимки вандалов и прекращения позорной практики. Очевидно, что по поводу случившегося общественные организации республики должны направить Открытое письмо президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову, чтобы он взял под личный контроль ситуацию с актами вандализма на еврейском кладбище.
Наряду с экстремистской версией погрома бытует и мнение о якобы надуманности проблемы осквернения могил, а погромы назовут провокацией. И не вспомнят даже, что после подобных акций разрушенные надгробия восстанавливают за свой счет. Хотя город и республика должны выделять на это средства.
Следует учесть, что кладбищенский вандализм – это надругательство над памятью умерших, следовательно, считается общественно опасным деянием. И оно приобретает системный характер. В законе «О погребении и похоронном деле» не прописан статус кладбищ как особо важных объектов достояния. «Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение», написано в законе.
Кроме того, в этом нормативном акте не сказано об охране и содержании могил. В лучшем случае администрация кладбища может лишь обратиться в полицию с соответствующим заявлением.
Впрочем, с самого начала не вызывало сомнений то, что искать следы можно и в пунктах приема «цветмета». Но практически все пункты кем-то «крышуются», а охотники за бронзой, медью и латунью занимают в рядах кладбищенских вандалов скромное место. Увы, проблему вандализма замалчивали до тех пор, пока она не вышла из-под контроля. При этом дагестанцы почему-то не замечают, что вандализм в отношении еврейских кладбищ и синагог – это черное пятно в современной истории, которое останется в ней навсегда. И будет передана нашим потомкам, чтобы их стыдили в грядущих веках.
Гранитные надгробья вырваны, вдребезги разбиты мемориальные доски, таблички с фотографиями усопших, расколоты могильные плиты. На старом еврейском кладбище Махачкалы зияют антисемитские надписи. «Это уже не первый акт подобного вандализма, – с возмущением говорит глава совета еврейских общин Дагестана, председатель еврейской общины столицы Шими Дибияев. – И это происходит в месяц Рамадан! Пьяные вандалы оскверняют наше кладбище. Почему я говорю пьяные, потому что нормальный, трезвомыслящий человек такое сделать просто не сможет».
Действительно, глядя на разрушения, складывается такое ощущение, что они действовали, вооружившись молотками и трубами, и крушили все на своем пути. Разбита большая часть памятников в центре кладбища. Но главным образом пострадали могилы, которые находятся на краю кладбища. На них пришелся основной удар. Разбито несколько мраморных плит. Металлические ограды сломаны и покорежены.
«Что только здесь не происходит, – разводят руками родственники умерших, – устраивают пикники, распивают спиртное, разводят костры прямо между могилами, а в качестве стола даже используют одно из сваленных надгробий».
Напомним, что подобные инциденты происходят регулярно. Осквернение могил признано старожилами самым массовым из всех, что происходили когда-либо в Дагестане. Специалисты по ритуальному делу отмечают, что некоторые мемориалы и разрушенные памятники не подлежат восстановлению. Привести их в порядок уже нет сил, говорят в общине. Власти могли бы хотя бы частично компенсировать материальный ущерб родственникам, если не смогли обеспечить должную охрану и позволяют разрушать надгробия не в первый раз.
Между тем кладбище, состоящее из огромного количества захоронений, должно охраняться как памятник истории. Охрана находится на противоположной стороне кладбища – один человек почти на четыре гектара площади.
«Ну сколько мы еще будем ремонтировать за свой счет надгробия и могилы и отмывать эти надписи. Это же позор, ведь для евреев содержать могилы родных и близких в подобающем, ухоженном виде предписано религией. Самое страшное – это то, что мы находимся в ожидании очередных погромов», – говорит «НВ» Шими Дибияев.
Нет никакого объяснения увиденному нами на нескольких могилах, где похоронены евреи-ветераны ВОВ. Неизвестные разрисовали нацистскими символами и надписями их надгробные камни.
Поскольку в республике нет случаев раскрытия такого рода преступлений, представители иудейской общины хотят обратиться за помощью в московские еврейские организации, а также в Федерацию еврейских общин России, чтобы они выплачивали деньги за сведения о лицах, осквернивших кладбище. По-другому этот вопрос уже решить невозможно, считают они.
«Особенно нелегко приходится пенсионерам, которые хоронят своих сыновей. Они годами копят деньги. Надгробные плиты обходятся в немалые суммы. А потом эти старые люди приходят ко мне и говорят, что они как будто бы заново пережили смерть близких людей».
Парадокс, но наши законы оказываются к вандалам очень даже «гуманными». Они не предусматривают серьезного наказания. Уголовное дело возбуждается по части 1 статьи 244 УК РФ (Надругательство над телами умерших и местами их захоронения). Максимальное наказание, которое им грозит, – лишение свободы сроком до пяти лет. Если, конечно, их найдут и осудят. Либо – арест на срок до трех месяцев или просто штраф.



вот оно - лицо вандализма, которое мы стараемся не видеть
Кто причастен к очередному погрому на кладбище, предстоит выяснить следствию. Но пока нет даже подозреваемых, хотя такие случаи регулярно происходят с 2005 года. С тех пор ничего не решено, все стало только хуже, а обращения еврейской синагоги в соответствующие органы так и остались обращениями. Словом, выходит, что в Дагестане людям нет покоя и на том свете.
По словам Шими Мигировича, дело по осквернению могил на еврейском кладбище Махачкалы все-таки возбудили. ОВД Ленинского района столицы возбудило уголовное дело по факту массового осквернения могил на кладбище. Дело заведено по ч. 1 ст. 244 УК РФ. Хотя в «НВ» попали несколько уведомлений, дотированных разными годами, об отказах в возбуждении уголовных дел. Возьмем в качестве одного примера Уведомление №7/12.09 от 22.02.2008 года.
Вандализм, к сожалению, имеет место не только на кладбищах, но и в отношении синагоги. Здесь тоже постоянно разбивают стекла окон, звонят непонятные люди, порой даже угрожают, в том числе взрывами. Положение общины становится невыносимым. А теперь и стрелять начали. Совсем недавно, в середине августа, стреляли в окна второго этажа.
Почему это происходит у нас, на толерантной земле Дагестана, российской колыбели трех мировых религий? Почему не случилось так, что сообщение об очередном погроме еврейского кладбища не всколыхнуло общественность Дагестана, а отзвуки этого скандала не достигли самых высоких кабинетов МВД и прокуратуры республики, не отразились в заявлениях первых лиц? Не запестрели гневными заголовками республиканские СМИ: «Совершен очередной акт вандализма»? И что здесь страшнее – то, что это вандализм, или то, что он очередной?!
Проведенное «НВ» расследование показало, что и на этот раз обстоятельства погрома не столь шокировали общество. И то, что надгробия громили экстремисты или антисемитски настроенная молодежь, никого не удивило. По одной из версий, ночью надругаться над могилами могли те, кто ворует цветные металлы с могильных оград покойных и снимает мраморную плитку.
Разбитые и перевернутые надгробные плиты на еврейском мемориальном кладбище обнаруживает почему-то лишь один Шими Дибияев. А где прибывшая на место происшествия оперативная группа для фиксации следов злого умысла и преступления. Хорошо, что община все фиксирует на фотокамеру и подает заявления в органы по фактам надругательства над усопшими, а то и вовсе могут сказать, что это провокация, чтобы привлечь к себе внимание.
Кстати говоря, по факту недавно происшедшего случая хотели возбудить уголовное дело по статье «Вандализм». Представители религиозной еврейской общины с таким определением не согласились. По их мнению, данный погром носит исключительно экстремистский и националистический характер. Свою точку зрения представители диаспоры мотивировали тем, что погромы происходят на протяжении многих лет с незавидной регулярностью. Общее количество пострадавших за эти годы надгробий и сосчитать невозможно, община ремонтирует – вандалы вновь все крушат.
Версия, что к последнему погрому еврейского кладбища могут быть причастны экстремистские элементы, основана на комментариях некоторых интернет-форумов о том, что акты вандализма творят подростки-«бойцы», тяготеющие к неонацизму. Вполне возможно, что за погромами стоит сообщество людей, имеющее отношение к новым запретным организациям или сектам, политические взгляды которых широко известны. Надо отметить, что в Интернете появилась публикация «Правовое решение русско-еврейского спора», согласно которой русские имеют все основания предъявить евреям претензии за геноцид русского народа и нанесенный русским существенный материальный, физический и моральный урон. А также мотивируя тем, что евреи предъявили претензии немцам в свое время за геноцид еврейского народа (значит, и русским можно). Приветствуются все формы мести, включая и осквернения могил назначенного врага. Эта публикация уже сама по себе является экстремистским выпадом, призванным разжечь внутринациональные конфликты.
И все же Шими Дибияев, дабы не выносить сор из избы, дал указание своей общине привести памятники в порядок. Обращается он только к органам следствия для поимки вандалов и прекращения позорной практики. Очевидно, что по поводу случившегося общественные организации республики должны направить Открытое письмо президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову, чтобы он взял под личный контроль ситуацию с актами вандализма на еврейском кладбище.
Наряду с экстремистской версией погрома бытует и мнение о якобы надуманности проблемы осквернения могил, а погромы назовут провокацией. И не вспомнят даже, что после подобных акций разрушенные надгробия восстанавливают за свой счет. Хотя город и республика должны выделять на это средства.
Следует учесть, что кладбищенский вандализм – это надругательство над памятью умерших, следовательно, считается общественно опасным деянием. И оно приобретает системный характер. В законе «О погребении и похоронном деле» не прописан статус кладбищ как особо важных объектов достояния. «Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение», написано в законе.
Кроме того, в этом нормативном акте не сказано об охране и содержании могил. В лучшем случае администрация кладбища может лишь обратиться в полицию с соответствующим заявлением.
Впрочем, с самого начала не вызывало сомнений то, что искать следы можно и в пунктах приема «цветмета». Но практически все пункты кем-то «крышуются», а охотники за бронзой, медью и латунью занимают в рядах кладбищенских вандалов скромное место. Увы, проблему вандализма замалчивали до тех пор, пока она не вышла из-под контроля. При этом дагестанцы почему-то не замечают, что вандализм в отношении еврейских кладбищ и синагог – это черное пятно в современной истории, которое останется в ней навсегда. И будет передана нашим потомкам, чтобы их стыдили в грядущих веках.
КТО ОН, РУСЛАН ГЕРЕЕВ?