Просвещение

Критический мусульманин Зияуддин Сардар

Зияуддин Сардар за свою длительную творческую жизнь заслужил много эпитетов. Как его только не называют. Но пока этот интереснейший мусульманский мыслитель больше известен на Западе, хотя его новаторство, прежде всего, обращено к единоверцам.

Он родился в 1951 г. в Пакистане, а известным мыслителем, ученым и критиком, который специализируется на проблемах взаимодействия культур, исламской науки и будущего мусульманского мира, стал уже в Британии. Журнал «Prospect» включил Сардара в список 100 наиболее влиятельных британских интеллектуалов, а газета «The Independent» назвала его «собственным британским мусульманским эрудитом».

Сардар написал  и отредактировал за 30 лет около 30 книг, многие со своим давним соавтором Меррилом Вин Дэвисом. Он является приглашенным профессором постколониальных исследований Лондонского университета. Был редактором журнала «Futures» и прорывного в 80-е мусульманского футурологического издания «Inquiry». Он также является членом Британской комиссии по вопросам равенства и правам человека. Его публицистика чаще всего появляется в «The Guardian», «The Observer» и «New Statesman».

До начала интенсивной интеллектуальной деятельности Сардар достаточно много поездил по миру. Жил и работал в Саудовской Аравии, США, Марокко, Египте, а в Малайзии был советником Анвара Ибрагима, бывшего вице-премьера и одного из самых известных происламских политиков.

Футурист Тони Стивенсон описывает стиль Сардара, как «интеллектуальную агрессию», но подчеркивает, что за этим скрывается «искренняя и глубокая человечность». Он также называет его культурологический анализ, который он применяет к мусульманскому и западному мирам, «хирургически проницательным». И при этом, по словам Стивенсона, мысль Сардара остается доступной, хотя и «опирается на академическую глубину».

Футурист

Практикующий мусульманин Сардар является одним из сильнейших внутренних критиков современного исламского общества. Он считает, что привычка мусульман постоянно опираться на устаревшие научные подходы и средневековые правовые решения уже грозит будущему уммы. Отсюда он выводит рецепт спасения: «Мы должны вырваться из гетто нашего менталитета».

Мыслитель едко критикует излюбленную привычку многих единоверцев вспоминать величие прошлого при явном нежелании исправлять свое нынешнее жалкое положение. Мусульмане должны изучать свою историю, а не жить в ней, говорит Сардар. Из-за чрезмерной увязанности мусульман в своем прошлом, они утратили способность прогнозировать и планировать собственное будущее. По этой причине, говорит Зияуддин, будущее оказалось «колонизированно» Западом.

Сардар подробно изучил, как может и должно выглядеть жизнеспособное будущее для мусульманской цивилизации в нескольких исследованиях. После их выхода его назвали «исламистом-футуристом».

«Почему люди ненавидят Америку?»

Кадры женщины, бежавшей 11 сентября 2001 г. по Нью-Йорку с криком: «Почему все нас так ненавидят?», облетели весь мир. Сардар вместе с Дэвис дали ответ на мучивший многих громкий вопрос. После выхода их совместного бестселлера в России Сардар стал известен и у нас.

«Почему люди ненавидят Америку?» – не банальный антиамериканизм, а попытка действительно понять проблему и заглянуть в суть США. Это интеллектуальное осмысление событий, охвативших мир после того, когда Джордж Буш объявил новый «крестовый поход». Авторы, наряду с политическим анализом, показывают, что телевидение и Голливуд — это зеркало, которое отражает и американскую мечту, и американский кошмар.

В России в середине нулевых также увидели документальный фильм Сардара «Битва за Ислам». Это несколько неожиданный для нас взгляд. Автор отправляется в эпическое путешествие по пяти ведущим мусульманским странам. Фильм показывает больше, чем то, что попадает в главные новости дня про подъем исламского экстремизма, и обнаруживает другую историю – историю модернизации.

«Критический мусульманин» в авангарде Арабской весны

В 2011 г. Сардар начал выпускать журнал «Critical Muslim» («Критический мусульманин»). Он называет его «интеллектуальной, культурной, философской и творческой основой» для революций на Ближнем Востоке. Обложка первого номера провозглашала: «Работаем, чтобы создать капельку критической мысли, которая служит катализатором перемен».

 

Между тем, Сардар далек от идеализации происходящего. В многочисленных интервью он подчеркивает, что «восстания, безусловно, свергнут диктаторов, но смогут ли они искоренить авторитарное мышление, которое глубоко укоренилось в мусульманском обществе?»

Официально «Critical Muslim»- трибуна Мусульманского института, главой которого Зияуддин недавно стал. Это клуб мусульманских интеллектуалов – мыслителей, ученых и художников.

«Мусульмане, как показал мой опыт, жаждут настоящих дебатов, чтобы обсудить вещи, которые их касаются, но рассматриваются как табу, чтобы поднять проблемные вопросы — уйти от традиционных устаревших мыслей или заготовленных западных ответов», – объясняет Сардар свою миссию на нынешнем этапе.

Экология, искусство и религия

 

В самом начале своей карьеры Сардар работал научным корреспондентом ведущих в своей области журналов «Nature» и «New Scientist». Он всегда был чуток к проблемам окружающей среды.

Сегодня вместе с рядом других авторов его называют одним из зачинателей нового – экологического – направления в мусульманской мысли. Апеллируя к Корану, хадисам, а также к истории исламской богословской, философской и научной мысли, они добились развенчания утверждений, будто Исламу недостает экологического измерения.

 

Новаторство Сардара также обычно видят в его взгляде на культуру и искусство как на важнейшие двигатели развития исламского мира. «Мы считаем культуру, искусство, литературу, музыку, и все те вещи, которые очеловечили нас, центром нашего проекта, – говорит он. – Мы стремимся выделять культурные достижения там, где они существуют, поощрять творчество там, где его не существует, а также содействовать более точному восприятию того, что значит быть мусульманином в XXI в.».

О Коране в блоге

При всей своей значимости Коран никогда методично не преподносился немусульманской аудитории. Сардар решил заполнить эту нишу нестандартным креативным способом. На сайте крупнейшей британской газеты The Guardian он открыл еженедельный «Блог о Коране», который быстро приобрел популярность. Англоязычные блоггеры, многие из которых лично знакомы с Сардаром, предпочитают читать его, а не обращаться к проповедям традиционных имамов.

Ранее вместе с другим выдающимся современным мусульманским интеллектуалом Тариком Рамаданом Сардар был в числе ведущих спикеров популярного документального фильма о Пророке (мир ему), вышедшего на ВВС. Их взгляд «объективных инсайдеров» тогда также привлек интерес самой разной аудитории.

Автор: Абдулла Ринат Мухаметов
подписаться на канал
Комментарии 0