Излюбленным занятием многих современных мусульман является обвинение во всех своих бедах и злоключениях «врагов Ислама», «коварный Запад», «сговорившихся ЦРУшников и сионистов». Однако и Коран, и Сунна Посланника Аллаха (мир ему) утверждают, что все, что нас постигает, является результатом наших же деяний, грехов и ошибок. История исламской цивилизации является одним из самых ярких доказательств того, что мусульмане во многом сами несут ответственность за собственный упадок.
После эпохи стремительных территориальных приобретений, политического и экономического становления Халифата, верхушка мусульманского государства начала все больше подвергаться земным пороками и поддаваться человеческим страстям. Данное обстоятельство значительно ослабило политическую и военную систему Халифата в реагировании на все новые вызовы и противостоянии внешним нашествиям.
Так, по словам многих историков, мусульмане Испании со временем становились все более подверженными различным порокам, которые поражали их из-за увлечения непомерной роскошью и накопления безграничных богатств, которые все больше развращали сердца. Мусульманская верхушка все больше теряла присущее ей некогда благочестие, богобоязненность и элементарный стыд перед Господом и перед своими единоверцами. Это были первые признаки начинавшегося духовного вырождения некогда лучших представителей человеческого рода, которое готовило приближение неизбежного разложения и краха Халифата.
Потомки воинов, бывшие, по словам современника, «рыдающими от страха перед Господом монахами ночью и бесстрашными витязями днем», за три года дошедшие от Гибралтара до центра Франции, буквально за несколько поколений стали все больше поддаваться порокам, изнеженности и трусости. Подобные процессы протекали не только в Испании, но и при Аббасидском дворе в Халифате. Халиф, чьим долгом являлось с оружием в руках защищать город от агрессоров-монголов, вместо этого умирал в своей постели растоптанный лошадьми. Воистину, весьма знаковый символ отсутствия твердости и решимости правителя, а также упадка и разложения Халифата.
При таком разложении и вырождении нравов правящей верхушки правящих династий, только берберские воины новой волны - Альморавиды (араб – «аль-мурабитун» - «стоящие на страже») и Альмохады (араб – «аль-муваххидун» - «единобожники») - позволили сохранить Испанию в мусульманских руках еще на два столетия. В то же время тюрско-курдские и арабские войска, ведомые Сельджуками, Нуруддином аз-Занки и Салахуддином аль-Аййуби, позже Османами, отсрочили крах мусульманского Востока на более длительный срок.
Несомненно, мусульманская умма порождала великих и бесподобных лидеров, таких как Бейбарс, Мухаммад II, Баязид, аль-Мансур, Йусуф ибн Ташфин, Нуруддин аз- Занки и др. Но в то же время, в умме со временем все больше начали появляться слабые, безвольные и откровенно нечестивые фигуры, которые вносили все больший вклад в постепенное разложение власти в исламском мире.
Все происходило в полном соответствии с хадисом Посланника Аллаха (мир ему), который сказал: «Узы Ислама станут развязываться пуговица за пуговицей. Первой пуговицей будет власть, а последней намаз».
Можно привести в пример правителя насридской династии Абу Абдуллаха (1482-1492), который продал за золото мусульманский эмират Гренады. Более того, он даже дошел до того, что поднял оружие и сражался против своего отца Мулай Хасана и своего дяди аль-Зигхала, которые в то время отбивались от испанцев. Можно привести в пример и период удельной раздробленности Испании между 30 мусульманскими правителями (мулюк ат-таваиф), которые сражались друг с другом в союзе с христианскими силами.
Однако наиболее ярким и шокирующим примером упадка нравов и разложения мусульманской верхушки является аль-Хаким I, который управлял Испанией между 796 и 822 годами. До того как он стал эмиром в 796 г., его отец Хишам, с успехом защищавший Испанию от нападений франков и северных христиан, учредил совет государства для принесения присяги на верность своему сыну аль-Хакиму, который должен был наследовать престол после него.
Когда церемония завершилась, Хишам обратился к молодому наследнику со следующими словами: «Обращайся с людьми справедливо без различения бедного и богатого. Будь добр и мягок к тем, кто зависит от тебя, поскольку все они творения Всевышнего. Возлагай управление и защиту твоих городов и провинций на верных и опытных управляющих. Наказывай без жалости министров, которые притесняют твоих подданных.
Управляй своими солдатами умеренно и справедливо. Помни, что оружие дается им для защиты страны, а не для разорения. Всегда заботься о том, чтобы им вовремя выплачивали жалование и чтобы они всегда могли положиться на твои обещания. Стремись к тому, чтобы люди любили тебя, поскольку в этой любви кроется безопасность государства, а в их страхе пред тобой – опасность для страны, а в их ненависти к тебе – неизбежный крах государства.
Защищай обрабатывающих поля и снабжающих нас хлебом. Не позволяй, чтобы что-либо угрожало их урожаям или их лесам. Во всех отношениях действуй так, чтобы твои подданные могли испрашивать благословения для тебя и жить в счастье под твоей защитой. И таким образом, но никак иначе, ты обретешь имя самого славного правителя».
Аль-Хаким I поступил в точности наоборот. Его правление и правление его отца служат поразительной иллюстрацией того, как лучший период в истории государства может смениться самым худшим по причине грехов, пассивности и упадка мусульман. Аль-Хаким I обнаружил в себе многие черты деспота.
Безрассудство в защите границ своего государства сочеталось с крайней свирепостью к подданным. Он был склонен к частому употреблению спиртного. Данный порок возмущал общественное мнение, провоцировал презрение к нему со стороны добросовестных мусульман, сделал дворец местом оргий, которые позорили столицу мусульманского амирата.
Он был первым мусульманским правителем Испании, который окружил свой трон роскошью и личной гвардией в 6 тысяч человек. Аль-Хаким мучился маниакальным страхом за свою власть и проявлял невероятную жестокость в наложении наказаний на своих подданных даже за шутливую беседу. Для собственной защиты он сформировал армию, по своему происхождению бывшей полностью христианской, которая всегда располагалась у ворот его дворца.
На нем лежала ответственность за «День рва», когда он пригласил правящую верхушку соседнего владения Толедо на званное угощение. Последние ответили на зов, предполагая, что едут на празднование. Но все они до единого были коварно схвачены и обезглавлены. Число жертв этого ужасного преступления исчислялось от 700 до 5 000 человек.
Данное преступление нарушало все законы гостеприимства, которые были так почитаемы арабами и мусульманами. За данной резней последовало огромное количество восстаний, безжалостное подавление которых привели к еще большим кровопролитиям среди народа.
Подавляя очередное восстание, аль-Хаким приказал вырезать тысячи людей, а три сотни наиболее заметных своим положением и участием в восстании фигур, особенно религиозных лидеров, были распяты головами вниз на берегу реки Кордовы. Окраины Кордовы, где возник сам город, были разрушены до основания, а жители под страхом распятия были просто изгнаны из своих домов в течение трех дней.
Подобная лютость и свирепость по отношению к собственному же народу привела к невероятному ослаблению аль-Хакима в противостоянии с агрессивными соседями, жаждавшими изгнать мусульман с испанских земель. Потеря Барселоны в 800 году в период его правления была крупным поражением исламского государства и первым успехом христиан, в которых окреп дух реваншизма.
Историки отмечают поразительное безразличие, равнодушие и преступную небрежность аль-Хакима в том, с какой легкостью он позволил неприятелю вырвать из рук исламской цивилизации один из самых стратегически важных и процветающих городов мусульманской Испании. За Барселоной христиане отбили всю Каталонию.
Уже к 811 году христианские силы смогли не только закрепиться на большинстве отвоеванных у мусульман земель, но и начать перегруппировку сил, перестройку и укрепление большинства крепостей и превращения этих земель в мощный плацдарм для разворачивания широкого наступления на исламское государство.
Печально, постыдно и прискорбно перелистывать снова и снова такие страницы нашей истории. Но это факты, на которые нельзя закрывать глаза и которые нельзя игнорировать. Именно наши грехи, наше бездействие и пассивность в противостоянии нечестию, творящемуся на наших глазах, являются основными причинами ослабления нашей веры, нашей религии, нашей силы и в конечном итоге всей исламской цивилизации.
На фото: мечеть Мескита в Кордове
Сказал ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах):
Правители — это образ деяний людей! Божественная мудрость не допускает того, чтобы злыми и нечестивыми людьми, правил кто-то, кроме таких же, как они сами!