نَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ
«Воистину, эта ваша умма — Умма единая. Я же — ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (21:92)
В виду того, что под словом «Умма» Всевышний Аллах в Благородном Коране подразумевает исламскую общину, мы обратились к аятам Корана, ко всем достоверным сборникам хадисов, толковым словарям арабского языка и самым главным книгам «Тафсира», чтобы осознать реальность слова Умма и её составные.
Однако мы не встретили в них ни такого выражения, как «концепции патриотизма» (или «патриотические принципы»), ни значения, ни смысла, ни указания или даже источника такого рода выражения. Этот термин абсолютно не существует в исламских книгах. Ни в Коране, ни в хадисах, ни в изречениях сподвижников, ни в трудах больших ученых исламской общины во всех трех эпохах, которые восхвалил Посланник Аллаха (с.а.с.). Поэтому нам следует обратиться к языковым корням значения этого выражения и решению исламского законодательства в отношении него.
Лексическое значение слова «ватан» (родина) и выражения «ватания» (патриотизм).
В арабском языке «патриотизм» обозначается словом «аль-ватания», которое является производным от слова «аль-ватан».
В толковом словаре арабского языке «Лисан-уль-Араб» приводится:
الوطن المنزل تقيم به، وهو موطن الإنسان ومحله والجمع أوطان
«аль-ватан» — это место жительства, в случае с человеком — его жилье. Во множеством числе «аль-автан».
В толковом словаре арабского языке «Муаджам-уль-Айн» (автор Халил ибн Ахмад) приводится:
الوَطَنُ: مَوْطِنُ الإنسان ومَحَلُّهُ وأوطانُ الأغنام: مَرابضُها التي تأوي إليها
«аль-ватан — место жительство человека. В отношении животных слово «ватан» используется в значении загон для скота».
В толковом словаре «Муъджам ас-Саххах» (автор аль-Джавхари) приводится:
الوَطَنُ: محلُّ الإنسان. وأَوْطانُ الغنم: مرابِضها
«аль-ватан — место жительство человека. В случае с животными «ватан» - это загон».
В толковом словаре арабского языка «Тахзиб-ул-Луга» (аль-Азхарий) приводится:
قال الليث: الوَطنُ مَوْطِن الإنسان ومحلُّه ، قال رؤبة:
حتى رأى أهلُ العراقِ أَنَّني
أوطنْتُ أرضاً لم تكن من وَطَني
وأما الوطن فكل مكان قام به الإنسان لأمرٍ فهو موطن له، كقولك: إذا أتيتَ فوقفتَ في تلك المواطنِ فادعُ الله لي ولإخواني
«ал-Лайс говорит: «аль-ватан» - это место жительство человека и загон для животных. Арабский поэт Руба говорил:
Иракцы узрели, что поселился я
На той земли, что не была моей
«аль-ватан» — это любое место, в котором поселился человек для какого-то дела. Как, например, выражение: «Когда приедешь и остановишься у тех мест, то помолись Аллаху за себя и своих братьев».
В толковом словаре «аль-Камус аль-Мухит» приводится:
المعنى اللغوي لكلمة وطن: منزل الإقامة ومربط البقر والغنم، الجمع أوطان، ووطن به يطن وأوطن: أقام. والإقامة قد تكون في قرية أو مدينة، وبذلك تصلح المدينة أو القرية لأن تكون وطناً
«Лексическое значение слова «аль-ватан» — это место жительства человека, загон для животных. Во множественном числе «аль-автан». В форме глагола «автана» означает поселиться либо в селе, либо в городе (т.е. в населенном пункте). Поэтому село или город пригодно быть родиной (ватан)».
Если подойти к значению слова «родина» (ватан) в более широком смысле — это село или город, т.е. населенный пункт, в котором проживает человек. Что касается других городов и сел в отношении него, то они одинаковы в равной степени. Нет разницы между городами и селами, расположенными в масштабах его района, области или государства, и другими населенными пунктами, расположенными заграницей. Все они одинаковы с точки зрения того, что он не проживает в них. Например, человек, живущий в Бейруте, может привязаться своим сердцем к Бейруту, ибо он жил и проживает в нем, а также привык к нему. При этом нет разницы для него между Триполи (город на севере Ливана) и Дамаском, между Сайдой (город на юге Ливана) и Александрией, между Баальбак (город в Ливане) и Багдадом с точки зрения того, что он не проживает ни в одном из них.
Родина — это любое место, в котором остановился человек для выполнения какого-то дела. Родина — это местность, в которой поселился человек, независимо от того, является ли его проживание постоянным или временным. Тот, кто уезжает в какой-нибудь другой населенный пункт на какой-то период времени, то значит, этот населенный пункт становится для него родиной в лексическом значении слова, т.е. местом жительства, даже если и временного. Арабский поэт аль-Харири в своих «Макъамат» (стихах) писал:
وَجُبِ البلادَ فأيها أرضاك فاتخذهُ وَطَنْ
Ты путешествуй по стране, а понравившееся тебе место, сделай — родиной
До разрушения государства Халифат мусульмане не придавали этому слову никакого значения, кроме лексического, которое означало место жительства, место пребывания и место кочевания во время поездки.
Слово «ватан» в Коране и Сунне
1 - В Благородном Коране Всевышний Аллах использует производное от слова «ватан» выражение «аль-мавтин» (места) в его лексическом значении, т.е. места сражения и пребывания:
لَقَدْ نَصَرَكُمُ اللَّهُ فِي مَوَاطِنَ كَثِيرَةٍ
«Аллах одарил вас победой во многих местах» (09:27)
2 - Что касается Сунны, то в хадисах это слово употребляется в своем лексическом значении.
В хадисах говорится, что «одной из особенностей Посланника Аллаха (с.а.с.) было то, что он собирал для себя совет из известных лиц в каждой местности (употребляется слово «ватан»), в которой он поселялся».
В хадисе говорится, что «Посланник Аллаха запретил ссориться с черными арабами (метисами), а также воспретил человеку выбирать в мечети определенное место (употребляется слово «ватан»), подобно верблюду». То есть, человек не должен брать лично себе определенное место для совершения молитвы, подобно верблюду, который идет только в мягкое место, на котором он уже спал и приучился к этому месту. В другом хадисе говорится, что «Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил нам поселяться в мечети, т.е. делать их местом проживания (употребляется слово «ватан»)».
В сборнике «аль-Авсат» за автором ат-Табарани при упоминании истории Мусы, мир ему, с Хидыром. В этом длинном хадисе Посланника Аллаха (с.а.с.) приводится: «О, Муса! Прививай (в арабском языке употребляется слово, производное от слова «ватан», — глагол «ваттин») свою душу к терпению, встретишь мудрость». Под выражением «прививай (ваттин) свою душу» подразумевается «приучай себя».
В книге «Шуаб аль-Иман» за автором аль-Байхаки приводится лексический текст, а не хадис. Сообщается от аль-Асмаъи от одного араба из бедуинов следующие слова: «Отчаянье — свобода, а жадность — кабала. Богатство — родина (ватан), а бедность — чужбина. Мы познали от вкуса помилования (прощения), то, что не познали от кары».
В сборнике «Муснад» Абу Йяла приводится хадис Посланника Аллаха (с.а.с.) о Даджале, в котором говорится: «… каждый из них будет говорить, что подготовил (употребляется слово ваттана) себя к тому, чтобы убить его. И встретит их мертвыми, и призовет их со славами: «Радуйтесь! Аллах погубил вашего врага».
В книге «Насб-ур-Раят фи тахридж ахадис аль-хидая» приводится:
«Кто покинул свою родину (ватан) и переселился в другую родину (ватан), затем отправился в путь и остановился в своей первой родине (ватан), то он может сокращать (намаз). Поскольку данная родина (ватан) перестала быть его родиной (ватан). Ведь видно, как Посланник Аллаха (с.а.с.) после хиджры (переселения) считал себя путником в Мекке. Потому что в основе изначальное место (ватан) аннулируется при смене на подобную родину (ватан) без поездки, а родина постоянного проживания аннулируется при смене на подобную родину и поездке, даже если на изначальную родину».
Обратите внимание на изменение родины в вышеприведенном тексте, на то, что это служит критерием для сокращения намаза. Обратите внимание на приведенный им пример с Посланником Аллаха (с.а.с.) в Мекке, что он считал себя путником (мусафир) и не считал, что он у себя на родине, потому что его родиной стала Медина, т.е. он принял для себя этот город местом и домом его постоянного проживания. Так Посланник Аллаха (с.а.с.) считал Мекку местом своей поездки и сократил в там намаз, т.е. не посчитал своей родиной с точки зрения лексического значения слова «ватан» — место постоянного жительства. Так Посланник Аллаха (с.а.с.) считал себя путником в Мекке, а не оседлым, и сокращал намаз. Откуда тогда мы взяли понятие «патриотизм» (отечество) и принадлежность к родине, если он не считал Мекку своей родиной после того, как переселился на постоянное место жительство в Медину?!
История появления термина «патриотизм» (ватания)
Термин «патриотизм» (ватания) появился в европейском обществе вследствие важных идейных и политических перемен, приведших к переустройству европейских сообществ. Говоря вкратце, понятие «родина» в смысле страна, объединяющая массу людей, согласившихся с верховенством родины и подчинением правителю со всеми вытекающими из этого правительственными аппаратами, появилось после того, как политики и философы устремились к свержению церкви и пресечению её вмешательства в общественную жизнь в европейских сообществах.
Это произошло после кровопролитной борьбы на протяжении долгих десятилетий, которая унесла сотни тысяч жизней и бесчисленное количество богатств. Именно тогда мыслители начали призывать к необходимости установления новых основ для объединения граждан вместо религиозной основы и конфессиональных школ, которые были причинами нескончаемых кровопролитий. Так они начали призывать к необходимости объединения на основе верности к родине, т.е. перевести верность от церкви и ее служителей, а также от помещиков, к правителю родины. Это стало самым ярким идейным и политическим преобразованием, случившимся в европейском сообществе, которое короновалось торжеством понятия «отделения религии от жизни», ставшее основой светской демократической идеи и доктриной демократической секуляризации, которая строится на отрицании роли религии и Творца в управлении делами общества.
Как и проявили некоторое снисхождение и разрешили индивидуумам быть религиозными, однако, с тем условием, чтобы это не затрагивало общественные дела. На основании этой теории секуляризма, мыслители и философы, такие как Руссо, Джона Локка, Вольтер и Монтескье, положили основы теории «общественного договора», которая представляет собой договор между правителем и подданными на то, что гражданин имеет законные права, закрепленные в конституции, которые правитель обязан уважать. Отсюда и появилась западная теория «прав человека», в том числе прав гражданина и другие.
Доктор Мухаммад Хусейн, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Ислам и западная культура» пишет: «Впервые выражение родина (ватан) пришло посредством одного служащего «аль-Азхара» по имени Рифаат ат-Тахтавий, который был одурманен и очарован Францией и французской культурой во время своего проживания там с 1826-1832гг. По возращению в Египет он начал воспевать о французской культуре и её красоте, а также начал бормотать о «патриотизме» (ватания). Возможно, вначале он побаивался открыто говорить об этом. Так или иначе, в действительности, он посеял семя идеи, которую приняли пришедшие после него, одурманенные западной культурой люди, начавшие культивировать эту идею. Одними из них стали христиане Шама, которые считали, что посредством пропаганды идеи национализма и патриотизма им удастся освободиться от исламского правления».
Патриотизм (ватания) предлагает своим приверженцам объединяющую людей связь в границах определенной родины. Но что такое родина? На самом деле пропагандисты идеи патриотизма считают родиной определенную политическую структуру, на которой строится государство с вычерченными на карте границами, невзирая на то, кто является автором этих границ. Они громогласно заявляют о сирийском патриотизме, иракском, египетском и так далее.
Однако посредством изобретенной идеи патриотизма они хотят закрепить те политические структуры, которые установил безбожный колонизатор в наших странах после того, как раздробил их на ничтожные мини-государства. Так они исказили языковое значение слова «родина» (ватан) и придали ему новое значение, указывающее на государства, которые появились в результате западных договоров и заговоров, самым главным из которых является «Сайкс-Пико». Например, это Ливан, Ирак, Иордания, Палестина, Сирия, Египет и т.д.
Идея патриотизма выступает неотъемлемой частью западных заговоров по закреплению раздробленности одной мусульманской державы на Ливан, Палестину, Сирию, Иорданию, Египет, Ливию и др. Опасность этой идеи ярко выразилась в таких лозунгах, как «Первым делом Иордания», «Египет для египтян», «Палестинская проблема — проблема палестинцев», которые мы встречаем повсеместно. Сегодня же мы слышим новый лозунг: «Отчизна сирийцев». Таким образом, идея патриотизма смогла закрепить разобщенность Исламской уммы, сделать так, чтобы жители каждой страны не интересовались тем, что происходит в соседних мусульманских странах.
Реки крови текут в землях Шама, равно как в Палестине, так и в Сирии. Но никто из военнослужащих египетской, иорданской, саудовской или турецкой армиях не пошевельнёт и пальцем, ибо это не его родина. Более того, эта идея закрепила раздробленность Исламской уммы на множество мелких государств, несмотря на то, что Ислам запретил мусульманам иметь более одного правителя. Сверх того, Ислам приказал свергнуть второго правителя в случае его появления, если у мусульман уже есть правитель. Также идея патриотизма закрепила признание независимости исламских стран друг от друга и их разобщенность. Так, произошло разделение исламской общины, которой Всевышний Аллах приказал быть единой. Исламская умма разделилась на множество общин (наций). Все это привело к ослаблению Исламской уммы перед её врагами. Идея патриотизма стала отравленной стрелой, которая помогла безбожному колонизатору оккупировать исламские страны, высосать кровь мусульман и разграбить их богатства.
Следовательно, патриотизм стал связью, объединяющей людей, которые живут внутри границ одного из этих государств, и отделяющей их от остальных людей, которые проживают за пределами этих границ. Так ливанец оказывается привязанным только к ливанцу, а египтянин только к египтянину. И смысл всего этого заключается в том, чтобы разделить исламскую общину, сделать многочисленными их интересы, не дать им работать над одной проблемой — проблемой всей Исламской Уммы. Согласно этой логике, алжирец не должен интересоваться тем, что беспокоит тунисца, и так далее. Для закрепления этого понятия в массах были разнесены коварные лживые лозунги, как «Религия — Аллаху, а родина для всех», «Мы принадлежим сначала родине, а затем религии», «Ислам — для мусульман, а родина для всех» и другие подобные лозунги, которые в корне противоречат Исламу. Разве прослеживается понятие патриотизма в следующих словах Посланника Аллаха (с.а.с.): «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу: когда один из его органов поражает болезнь, то и всё тело отзывается на это бессонницей и жаром» (Бухари и Муслим)?
Взгляд Ислама на патриотизм и патриотические чувства у мусульман
Поборники патриотизма обосновывают свое мнение сообщением о том, что при выходе из Мекки Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Ты — самый любимый город Аллаха для меня. Если бы многобожники не выдворили бы меня, я бы не покидал тебя». Также они аргументируют свою позицию тем, что Ислам приказал защищать родину, считая это джихадом на пути Аллаха.
Что касается аргументированного ими хадиса Посланника Аллаха (с.а.с.), то он не имеет ничего общего с патриотизмом. Ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) не любил Мекку из-за того, что она была его родиной. Напротив, он любил её из-за того, что она была заповедным городом, хранящим достопочтимую Каабу. Это отчетливо понимается из того же хадиса, который они, в основном, приводят частично, не упоминая все слова Посланника Аллаха (с.а.с.), сказанные в хадисе. От ибн Абу Хатим от ибн Аббаса (р.а.) передается, что Пророк (с.а.с.) при выходе из Мекки, идя в пещеру, повернулся лицом к Мекке и сказал: «Ты — самый любимый город Аллаха для Аллаха. И ты самый любимый город Аллаха для меня. Если бы многобожники не выдворили бы меня, я бы не покидал тебя». Следовательно, Посланник Аллаха (с.а.с.) любил Мекку из-за того, что она является самым любимым городом для Всевышнего Аллаха.
Что касается их утверждения о необходимости защиты родины, называя это джихадом на пути Аллаха, то в этих словах прослеживается подмена понятий и умышленное введение умы в заблуждение. Ислам приказывает защищать не родину, а скорее, все исламские страны, несмотря на то, являются ли они родиной муджахидов или других, помимо них. На основании этого обязательным является ведения джихада за освобождение Палестины от сионистского государства, за освобождение Андалузии от европейцев, а также защита Боснии, Герцеговины, Чечни и Кашмира.
Защита мусульман Сирии возлагается не только на жителей этой страны, когда они в одиночестве не могут отразить атаку противника. Напротив, это возлагается на всех мусульман, которые проживают рядом, и так далее, пока не осуществится эта обязанность. Также если исходить из соображений патриотизма, мусульманин, который живет не в мусульманской стране, как, например, в Австралии или Америке, должен, якобы, защищать эту страну, если она вступит в войну с другим государством. И это несмотря на то, что по Исламу это запрещено, ибо это не война на пути Аллаха, о которой Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто будет сражаться под знаменем слепой преданности племени, призывать к этой слепой преданности или поддерживать эту слепую преданность, то его смерть будет джахилийской».
Помимо этого, Посланник Аллах (с.а.с.) не держался за землю своей родины — Мекку, из которой его выдворили без права. Также поступили и благородные сподвижники. Ведь он мог переселиться и жить там после покорения Мекки. Однако, несмотря на это, он вернулся в Медину — столицу Исламского государства, и провел оставшиеся дни своей жизни там. Как и не завещал мусульманам придать его невинное тело в землю своей родины — Достопочтимой Мекки. Также поступали и благородные сподвижники (р.а.). Шахиды Бадра и Ухуда были похоронены на кладбище «Бакъи» в Медине, Абу Убайда — в Гоор (Иордания), Абу Айюб аль-Ансарий — у стен Константинополя (Турция), Халид ибн аль-Валид — в Хомсе (Сирия), благородные хранители Корана (хафизы) из числа сподвижников — на землях Индии и побережьях Каспийского моря в ходе исламских завоеваний. Ни от Посланника Аллаха (с.а.с.), ни от сподвижников (р.а.), не исходило никакого указания на патриотизм или тоску по каким-то городам. Напротив, их главной заботой и судьбоносной проблемой было возвышение слова Аллаха, продвижение Ислама, спасение людей от мрака, вывести их к свету.
Более того, Ислам расценил патриотизм как проявление зловонных притязаний невежества (призывом джахилии). В сборниках достоверных хадисов аль-Бухари приводится, что Джабир (р.а.) рассказал: «(Как-то раз, когда) мы вместе с Пророком (с.а.с.), принимали участие в одном из военных походов (Бану Мусталикъ), около него собралось много мухаджиров. Среди них был один человек, который в шутку ударил какого-то ансара пониже спины. Этот ансар не на шутку рассердился, (и дело кончилось тем, что) они стали призывать (на помощь других). Ансар закричал: «(На помощь) о, ансары!», — а мухаджир закричал: «(На помощь) о мухаджиры!» (Тогда из своего шатра) вышел Пророк (с.а.с.) и сказал: «Почему (они произносят) слова времен джахилии?» — после чего спросил: «Что с ними случилось?» — и ему рассказали о том, как мухаджир ударил ансара. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Прекратите (говорить такие слова), ибо, поистине, они зловонны (отвратительны)!», при этом Джабир сказал, что когда Пророк переселился в Медину, ансаров было больше, чем мухаджиров. Последние начали прибывать и увеличиваться по численности в дальнейшем.
Увидев происходящее, глава лицемеров Абдуллах бин Убаййа ибн Салюля сказал: «Они созывают (друг друга, чтобы напасть) на нас, но, поистине, когда мы вернёмся в Медину, могущественные изгонят из неё презренных!». Услышав это Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сказал: «О, Посланник Аллаха, позволь мне, я казню этого мерзавца?». (На это) Пророк (с.а.с.) сказал: «Нет, ибо тогда люди станут говорить, что (Мухаммад) убивает своих сподвижников!». Смотрите, как Посланник Аллаха (с.а.с.) расценил деление на основе того, что этот из Медины, а тот из Мекки, и обращение за помощью к своему народу как к одному, так и к другому. Он назвал эти притязания — зловонными (отвратительными) и приказал отречься от них. В другой версии хадиса говорится: «К джахилийским притязаниям призываете, когда я нахожусь среди вас?!».
Исламский ученый ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Любые притязания (призывы), не исходящие из Ислама и Корана, как притязания на основе родословия, города, пола, мазхаба или тарикъата, являются проявлением джахилии. Более того, когда возник конфликт между мухаджиром и ансаром, где первый призывал на помощь со словами: «О, ансары!», а второй — «о, мухаджиры», Пророк (с.а.с.) сказал: «К джахилийским притязаниям призываете, когда я нахожусь среди вас?!» и сильно разгневался на них».
В сборниках хадисов Абу Давуда приводится, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто провозглашает слепую преданность племени — тот не из нас; кто, борется во имя слепой преданности племени — тот не нас; и кто умирает во имя слепой преданности племени — тот не из нас».
Также сообщается от Тирмизи и других мухаддисов, что Пророк (с.а.с.) сказал:«Поистине, Аллах удалил от вас слепую приверженность к племени, свойственную джахилии (невежеству) и свойственный ей же обычай — кичиться своими предками. Впредь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди — дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед неарабом, кроме как в благочестии».
Также приводится достоверный хадис от аль-Хариса аль-Ашъарий, что «Пророк (с.а.с.) сказал: «Воистину Аллах велел пророку Яхье ибн Закария совершать пять вещей и приказывать сынам Израиля совершать их. И упомянул их». Затем Пророк (с.а.с.) сказал:«И я повелеваю вам пять вещей, которые велел мне Аллах: послушание, подчинение, джихад, хиджра и единство (джамаат). Кто покинет единство (джамаат) на йоту, тот отречется от приверженности к Исламу, пока не вернется. Кто станет призывать к притязаниям джахилии (невежества), тот окажется в Джаханнаме». Его спросили: «О, Посланник Аллаха! Даже если будет совершать намаз и поститься?». На что он ответил:«Даже если будет совершать намаз, поститься и считать себя мусульманином. Посему зовите только с призывом Аллаха, который назвал вас мусульманами, муминами (верующими), рабами Аллаха».
Этот достоверный хадис служит самым ярким и ясным примером опровержения призыва к национализму и патриотизму, называя эти две идеи — джахилийскими, а их приверженцев — обитателями джаханнама, даже если они будут поститься, совершать намаз и считать себя мусульманами. Это самое страшное предостережение и предупреждение для мусульманина от джахилийских притязаний и склонения к сторонникам этих притязаний. Даже если они будут приукрашены завораживающими статьями и звонкими речами, которые не имеют под собой никаких фактов, ни из реальности, ни из достоверных источников. Напротив, это типичная подмена понятий, обман и слепое подражание, которые ведут своих последователей к крайне чреватым последствиям. Мы просим у Аллаха защиты от подобного исхода.
Патриотизм усиливает разделение Исламской уммы и лишает её единства. Другими словами патриотизм способствует превращению единой общины в многочисленные и разрозненные ничтожные подобия государств. Для того, чтобы мусульманину из одной страны поехать в другую, необходимы специальные документы и визы, будто он чужеземец на территориях Ислама. Да уничтожит Аллах патриотизм, который разобщил единую Исламскую умму! Да разрушит Аллах эти постулаты (принципы), которые усиливают разобщенность Исламской уммы, ослабляют и унижают её!
Ситуация дошла до того, что некоторые агитаторы патриотизма прибегли к измышлению хадисов от Посланника Аллаха (с.а.с.). Как, например: «Любовь к родине от веры». Это вымышленный хадис, ибо Пророк (с.а.с.) не говорил подобного. Более того, любовь к родине — это одно, а патриотизм — другое. Любовь к родине является естественным природным чувством человека, потому что сердце человека привязывается к тому месту, где он вырос и привык к нему, оставив приятные ностальгические воспоминания о нем. Поэтому человек тоскует по дому, в котором провел свое детство. Он любит село, город или тот квартал, в котором он вырос или провел большой отрезок времени из своей жизни. Однако эта инстинктивная любовь не выходит за пределы села, города или региона, в котором жил человек. Подобное чувство есть и у животного. Что же касается патриотизма, который активно пропагандируют современные интеллигенты и приверженцы «васатия» (золотой середины), то это понятие разработано для того, что объединять жителей одного государства и отделять их от остальных братьев в других странах исламского мира.
Поистине, призыв к национализму и патриотизму — это пропаганда чуждой для Ислама западной идеи. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто внесет в наше дело что-либо не из него, то оно должно быть отвергнуто». Человек, призывающий к ним, числится грешником перед Всевышним Аллахом. Мусульманам необходимо в обязательном порядке отвергнуть все, внесенные в Ислам, идеи и предложения, и вновь вернуться к оживлению исламской объединяющей связи для установления общества на основе исламской доктрины. В этом случае будут господствовать идеи, чувства и законы (системы) Ислама, чтобы исламская община смогла возобновить исламскую жизнь и занять самую высокую степень среди всех народов мира.
Ислам предписывает мусульманину брать свою религию и законы от Господа миров, а не от мыслителей и философов, которым уготованы вечные мучения в Аду. Патриотизм со всеми своими разновидностями является запретным по Исламу. Нельзя, ни распространять его, ни проявлять молчание в отношении него, ибо он является одним из больших отрицательных явлений (мункарат), которые отделяют одних мусульман от их братьев по вере — других мусульман, а также ведет к проливанию крови мусульман без всякого права. Также патриотизм строит вопросы верности (аль-Валя) и непричастности (аль-Бараа) не на основе веры, что ведет к проявлению верности (дружбы) не к мусульманам, а к неверующим. Поэтому шариатским долгом каждого мусульманина служит отречение от патриотизма и от его приверженцев, а также проявление враждебности к нему и тем, кто пропагандирует его.
С падением патриотизма, как противоречащей Исламу идеи, падут все его принципы, т.е. так называемые «концепции патриотизма», и останется только Ислам, над которым ничто и никто не возвысится, поскольку только исламские принципы (постулаты) вытекают из законов Шариата.
Всевышний Аллах говорит:
قُلْ هَلْ مِنْ شُرَكَائِكُمْ مَنْ يَهْدِي إِلَى الْحَقِّ قُلِ اللَّهُ يَهْدِي لِلْحَقِّ أَفَمَنْ يَهْدِي إِلَى الْحَقِّ أَحَقُّ أَنْ يُتَّبَعَ أَمْ مَنْ لا يَهِدِّي إِلا أَنْ يُهْدَى فَمَا لَكُمْ كَيْفَ تَحْكُمُونَ
«Спроси: «Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который указывает путь к истине?» Скажи: «Аллах указывает путь к истине. Кто более достоин того, чтобы за ним следовали: тот, кто сам указывает путь к истине, или же тот, кто не может найти верного пути, пока ему не укажут на него? Что с вами? Как вы судите?» (10:35)
«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я один из мусульман»? (41:33)