Продолжающаяся в Сирии гражданская война
вполне устраивает мировые державы
Международное сообщество беспомощно наблюдает, как специальный представитель ООН и посланник Лиги арабских государств Лахдар Брахими представляет проекты предложений, а президенты и премьер-министры произносят красивые слова… А гражданская война, между тем, все идет, и ежедневно сообщается об операциях и зверствах. Среди этого смятения необходимо учитывать несколько основных принципов, прежде чем делать выводы. Сейчас не время для наивности и иллюзий.
«Полезный враг» для Запада и Израиля
Башар аль-Асад возглавляет диктаторский режим, основанный на узурпации и коррупции, режим, который без малейших сомнений – начиная с десятилетий правления его покойного отца – десятками тысяч убивал и пытал своих противников. Террор стал внутренней политикой. Роль Сирии в Ливане, где она организовала сложную сеть альянсов и играла на внутренних разногласиях, в лучшем случае сомнительна. На израильском фронте, хотя и обвиняемая в поддержке всех без разбора палестинских групп сопротивления, Сирия представляет собой «полезного врага» для сменяющих друг друга лидеров в Тель-Авиве. Несмотря на все решительные, а порой гневные заявления, сирийское правительство, интересным образом, оставалось пассивным, даже после прямого нападения Израиля, когда в сентябре 2007 года был уничтожен предполагаемый ядерный объект.
Сирию, наряду с Ираном, выставляют как врага западных интересов, как страну, которой нельзя доверять и от которой следует ожидать самого худшего. Однако когда сирийцы начали выходить на улицы, и когда мирные жители сотнями стали гибнуть от действий регулярной армии, американской администрации и европейским правительствам потребовалось более восьми месяцев, чтобы сменить свой мотив – и свою сирийскую политику. Мужество и решимость сирийского народа не отвечали западным планам и интересам в регионе. В течение восьми с лишним месяцев США и Европа призывали Асада провести «демократические» реформы.
С началом восстаний в Египте, Тунисе, Ливии и Йемене, с ростом напряженности в Иордании и Бахрейне, а также маячащей на горизонте перспективой усиления мощи Ирана, Запад тянул время, пытаясь найти надежные контакты в переругавшейся и разделенной сирийской оппозиции.
В то же время Россия и Китай продолжали свое стратегическое наступление. Геостратегический и экономический профиль обеих стран в регионе растет, а обе они резко возражали против интервенции в Ливию, где резолюция ООН предоставила западным державам предлог, необходимый для устранения Муаммара Каддафи и захвата природных ресурсов страны. Тем не менее, ни у кого из действующих лиц не хватило смелости, чтобы повторить ливийский сценарий в Сирии.
Для кого-то «конфликт низкой интенсивности», а для сирийцев — ежедневная трагедия
Американская и европейская позиции в последние месяцы изменились, а давление на сирийское правительство возросло. Официальная поддержка сирийской оппозиции и Свободной сирийской армии окрепла. Саудовская Аравия и Катар принимают полномерное участие, непосредственно финансируя и вооружая политическую и военную оппозицию. Соседняя Турция сменила свою политику «не иметь проблем с соседями» на активную поддержку смены режима в Дамаске. Пекин и Москва, тем временем, продолжают поддерживать Асада (намекая при этом, что могут представить себе и будущее без него). Болезненно и с большим трудом все фигуры на шахматной доске переставляются таким образом, чтобы создать патовую ситуацию. Ни политический, ни военный исход не представляется возможным. Гражданская война продолжается, и число погибших растет с каждым днем.
По американской терминологии, Сирия стала театром регионального «конфликта низкой интенсивности», находящегося под контролем и, если выразиться довольно цинично, скорее полезного, чем вредного. Дивиденды могут оказаться весьма существенными, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Ближний Восток серьезно дестабилизирован и резко разделен по многим фронтам. Политическая напряженность в отношениях между секуляристами и исламистами остается высокой; вполне ощутимы разногласия между самими суннитами (салафитские буквалисты, реформисты, салафитские джихадисты и т.д.), а раскол между суннитами и шиитами стал одним из ключевых факторов в нестабильном ближневосточном уравнении.
К этой взрывоопасной смеси нужно добавить политические союзы, старые и новые: недемократические и прозападные страны Персидского залива, меняющееся лицо власти в Египте, Тунисе и Ливии, нестабильность в Ираке и Ливане и, наконец, остракизм Ирана. Ближний Восток охвачен кризисом, и Запад, так же как Китай и Россия (не говоря уже о Турции и Индии) пытается сменить позицию и защитить свои экономические и геостратегические интересы.
Смещение центра напряженности работает в пользу Израиля: разделение арабских стран позволяет американскому союзнику Израиля поддерживать и укреплять кооперацию и координацию, а израильскому режиму - беспрепятственно продолжать свою непрестанную колонизацию палестинских земель.
Освободиться от деспота, не впадая в кабалу Запада
Мы можем – и должны – выступать против самодержавного режима Асада, но не попадая при этом в ловушку чрезмерного упрощения конфликта или слепой поддержки сопротивления. Сирийская оппозиция, в силу своей структуры, не внушает доверия. Некоторые из ее союзников, судя по их объявленным и необъявленным намерениям, откровенно опасны. В этом растущем смятении мы должны соединять принципиальную позицию (неприятие диктатуры) с политическим анализом и бдительностью, которая не оставляет места для наивности (безусловной поддержки оппозиции).
Запад, Китай и Россия, похоже, согласились не приходить в ближайшей перспективе ни к какому согласию – цинизм, за который сирийцы заплатят своими жизнями. Хуже всего, что не существует никакой реальной альтернативы, никакого другого решения, кроме того, которое навязано силой оружия. Конфликт будет долгим и горьким; погибнут тысячи людей. И нет никакой уверенности, что, даже освободившись от деспота, сирийский народ будет свободен от иностранного господства. На самом деле, как раз противоположный исход кажется наиболее вероятным.
"вполне ощутимы разногласия между самими суннитами (салафитские буквалисты, реформисты, салафитские джихадисты и т.д.),"
Там в основном простые Ашариты , Матуридиты , другое дело что в Авангарде Ан Нусра саляфитская . Сунниты это не только "саляфиты", это же вопрос полемики .:)
зря он так сказал
так называют тех кто принимает аяты так как они пришили без уподобления и подмены смысла, без философии, не говоря об этих аятах больше чем сказал Сам Аллаh и Его посланник