
«Широкорастиражированный» некоторыми СМИ террорист может оказаться попросту психически нездоровым человеком. Речь идет о 24-летнем Викторе Двораковском, которого в ставропольском МВД называли сторонником так называемого радикального ислама, прошедшим соответствующую идеологическую подготовку, чтобы стать очередным террористом-смертником. В чем виновен Двораковский, а в чем нет - разберется следствие. А пока приходится наблюдать за тем, как многие СМИ принялись использовать данный информационный повод для проведения очередной анти-исламской пиар-акции.
История с Виктором Двораковским была с самого начала запутанной. В розыск Двораковский был объявлен после того, как в Пятигорске, в доме, где он арендовал жилплощадь, прогремел взрыв. По данным следствия, сработала бомба, которую подозреваемый подготовил для теракта. Двораковский положил устройство сушиться на газовый котел, на котором оно и сработало от перегрева. К счастью, никто не пострадал - в момент взрыва в доме никого не было. Это по официальной версии. По неофициальной – пострадала жена Двораковского, которая впоследствии была задержана правоохранительными органами Ставропольского края.
По версии следствия, Двораковский являлся хорошим знакомым другого известного персонажа – Виталия Раздобудько, который совершил со своей гражданской супругой Марией Хорошевой самоподрыв в дагестанском селе Губден в начале 2011 года.
Для информации, имя Виталия Раздобудько в СМИ впервые упоминалось после унесшего жизни 37 человек теракта, произошедшего 24 января в аэропорту "Домодедово". Некоторое время его называли смертником, приведшим бомбу в действие, однако впоследствии эта версия была признана несостоятельной.
Самого Двораковского подозревали в намерениях заминировать один из самых перегруженных вокзалов Москвы – Казанский, и еще нескольких несостоявшихся терактах. Все это время он находился в федеральном розыске по подозрению в терроризме.
Задержание произошло в ночь на четверг в поселке Иноземцево, на Ставрополье (IN: Двораковский там проживал), когда, по предварительным данным следствия, тот шел к матери. При задержании он оказал сопротивление сотрудникам полиции. У него в руках взорвалась самодельная бомба, Двораковский получил тяжелые ранения, врачам пришлось ампутировать ему руку. 15 июля Виктор Двораковский вышел из комы.
Двораковский подозревается в незаконном изготовлении взрывных устройств, их незаконном обороте и посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов.
Стоит отметить, что ранее руководитель главка МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу Сергей Ченчик сообщил журналистам, что Двораковский не готовил крупный теракт, а только собирался подорвать себя в случае задержания.
Ченчик рассказал, что пока Двораковского везли в больницу, с ним смогли поговорить оперативные сотрудники. Им задержанный признался, что хотел сымитировать сдачу, а потом привести в действие два взрывных устройства, которые были у него.
В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенных преступлений. Расследование уголовного дела продолжается.
Как удалось выяснить корреспонденту IslamNews у председателя Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), председателя Духовного управления мусульман Ставропольского края Мухаммада Рахимова, предполагаемый террорист Двораковский имеет расстройство психики, напоминающее состояние шизофрении с манией преследования.
"Я его лично не знал, но знаю со слов имама мечети города Пятигорска, в которой пару раз видели Двораковского – парень явно имел отклонения в психике и был неадекватен в высказываниях. Высказывания на грани агрессии, можно так сказать, - уточнил Маххамад Рахимов. – Насколько мне известно, он всего пару раз был в мечети. Да там всех прихожан невозможно разглядеть сейчас: если еще несколько лет назад в мечеть приходило не более 30 человек, то сегодня почти тысяча, вот и угляди там каждый раз подозрительных".
Версию о том, что у Двораковского были психические расстройства, подтвердил и источник в военкомате города Железноводск. Молодой человек был призван в армию в 2005 году и проходил срочную службу в Иваново, однако спустя еще полгода его неожиданно комиссовали по состоянию здоровья.
Как пишет издание «Твой день», офицеры обратили внимание на отзывы с места службы.
"В характеристике командования части было написано, что Виктор – агрессивный и вспыльчивый, хотя в заключении психолога ничего подобного не было", – недоумевают сотрудники военкомата.
Расследование по делу Виктора Двораковского только началось. По последним данным, в Ставропольском крае в отношении Двораковского, подозреваемого в причастности к терроризму, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, проинформировала пресс-служба СК России.
Эта история чем-то напомнила другой случай, произошедший с русским парнем Сергеем Пигоревым, которого также подозревали в терроризме.
«Кто же совратил тебя до ислама?»
Статья под названием «С будкой и без охраны» была опубликована в еженедельнике «МК в Дагестане» в 2005 году, автор Диана Алиева.
Материал-расследование начинается с информационного повода: «В Махачкале сотрудниками МВД Дагестана задержан 32-летний местный житель Сергей Пигорев.
У него в руках находился черный полиэтиленовый пакет с готовым самодельным взрывным устройством». Эта оперативная информация МВД буквально в течение нескольких часов разлетелась по всем СМИ: крупная спецоперация - задержанный Пигорев - "правая рука" самого неуловимого дагестанского террориста Макашарипова (IN: известный в Дагестане лидер так называемых незаконных вооруженных формирований. Убит в ходе спецоперации в 2007 г.).
По словам адвоката задержанного Сахиля Гусейнова, который знал Пигорева еще до ареста, история с миной - чистая фальсификация.
«С момента, как он - русский - принял ислам, и началось его преследование. Под любым предлогом обыскивали квартиру, где мой подзащитный проживает с отчимом, матерью и сестрой. Заставляли заходить к участковому и отмечаться каждый вечер, хотели заставить принести его домашнюю библиотечку в милицию. Это все целенаправленная работа оперативников Кировского района по именам Арсен и Нурик, а также оперативников Хакимова И. А., Абдуллаева Г. А., Маджидова Д., которые якобы и задержали Пигорева с бомбой. Ранее его уже преследовали по национальному и религиозному признакам, так как не могут найти тех, кто совершает взрывы в Махачкале, и зная, что за моим подзащитным никого нет».
И вот 15 мая по Центральному телевидению показали сенсационный сюжет из Дагестана. Он повествовал об успешном задержании в Махачкале 13 мая очередного члена группировки «Джамаат» со взрывчаткой, на расстоянии 100 м от эпицентра взрыва. Сенсационность материала заключалась в том, что в качестве террориста впервые был пойман коренной дагестанец, русский мусульманин… Сергей Пигарев. Министр внутренних дел РД Адильгерей Магомедтагиров, комментируя происшедшее, проинформировал шокированных россиян о факте пребывания Пигарева в 1994 году в Чечне и Афганистане, где он в рядах боевиков проходил подготовку к диверсионной деятельности.
А вот что рассказал журналисту сам Сергей:
"Я стал подниматься вверх по улице, по направлению к своему дому". Не прошло и двух минут, как возле него остановилась автомашина, из которой выбежали несколько человек, положили Сергея лицом на землю и сообщили, что являются сотрудниками милиции. Они стали спрашивать о том, что находится в пакете. Сергей ответил, что не знает, о каком пакете идет речь.
Сахиль Гусейнов: Я был сильно удивлен, когда увидел, как приехал мой подзащитный, которого назвали террористом. Он был без сопровождения, конвоя, без наручников, приехал на такси со следователем, в руках держа какой-то пакет, и жевал булку. Неужели это матерый террорист, чуть ли не правая рука Макашарипова?! Просто все знают, что он невиновен и не представляет никакой опасности!
Имам мечети подтвердил, что Пигорев регулярно посещал мечеть, и характеризовал Сергея как немного странноватого, но безобидного человека:
"Он мне говорил, что его постоянно преследует милиция, потому что он русский и принял ислам, даже просил, чтобы я ему помог разобраться в ситуации. Он захотел принять ислам, мы не имеем права ему отказывать в этом. Да, он немного странноватый, но он не опасный для общества человек, я уверен».
PS
Впоследствии С. Пигорева полностью оправдал Верховный суд Дагестана. Интересно, что на суде государственный обвинитель, вследствие отсутствия иной аргументации, всё время задавал Сергею вопрос: «Кто же совратил тебя до ислама?»
Сотрудники правоохранительных органов, о которых говорил С. Пигорев, так и не понесли наказание, по факту применения недозволенных методов ведения следствия даже не было проведено служебное расследование.