"Портал-Credo.Ru": Вы не могли бы прокомментировать ситуацию, которая складывается сейчас вокруг Татарстана? В российских проправительственных СМИ нагнетается такая атмосфера, что значительная часть общества начинает воспринимать Татарстан как второй Дагестан, где ваххабиты активны и рвутся к власти, и что ситуация в Татарстане сейчас очень напряженная. Кому это нужно и кто это нагнетает?
Абдул-Вахед Ниязов: Знаете, действительно, ситуация в Татарстане сейчас гораздо хуже, чем была полгода назад. Но я бы не стал так драматизировать ситуацию, тем более сравнивать ее с обстановкой в Дагестане.
К сожалению, в Дагестане сейчас политический "гордеев узел" нашей страны. И начиналось все с неких идеологических баталий. Сейчас это клубок противоречий на фоне столкновения интересов различных национальных групп, кланов, разных кавказских процессов, все замешано сильнейшим образом на депрессивную экономику, на сложнейшую социально-экономическую ситуацию, на колоссальный уровень безработицы и невероятный уровень коррупции. И сравнивать ситуацию в Татарстане и в Дагестане — это, по крайней мере, некорректно и, наверное, не будет правильным.
- Так мы об этом и говорим, что нам режет слуг подобное сравнение...
- Теперь надо посмотреть на природу обострения ситуации, потому что она отличается от той, которая была полгода назад. Я имею неплохое представление о ситуации в Татарстане, и, как я могу судить, это все-таки связано с некими идеологическими противоречиями, которые, безусловно, имеют место. Раньше они эффективно сочетались и учитывались по эффективному принципу "каждой сестре по серьге" — ситуация не нарывала.
Это был стиль руководства ДУМ Татарстана во времена Усмана Исхакова, когда он гармонично мог соединять и салафитствующую молодежь с традиционно-ханафитскими настроениями людей старшего поколения.Здесь одним из апологетов этих настроений был, к сожалению, убиенный мой друг и в какой-то степени он даже мой ученик — Валиулла Якупов. И возрождающиеся очаги суфийских настроений, апологетом которых выступал как раз муфтий Фаизов. То есть все это сочеталось точно как в хадисе Пророка: "Разномыслие среди вас есть для вас благо" — разномыслие в мусульманском сообществе. Да, были какие-то противоречия, но они либо сглаживались, либо находилась какая-то конструкция, которая позволяла всем вместе возрождать духовность в Татарстане, помогать национальному возрождению татарского народа, помогать развитию межрелигиозного и межнационального диалога и сотрудничества.
И итогом всего этого была европейская витрина взаимопонимания народов, национальностей, культур, цивилизаций — прежде всего христианства и ислама. С удовольствием приезжали и политики, и духовные деятели, деятели культуры. Казань стала центром первого международного мусульманского кинофестиваля и заслуженно получила статус третьей столицы России - во многом благодаря тому, что там присутствовал внутриконфессиональный и межконфессиональный мир.
На мой взгляд, новое руководство Татарстана во главе с президентом Миннихановым сильно увлеклось экономическими проблемами. И какие-то вещи, которые сегодня могут быть незаметны, в дальнейшем могут стать большой проблемой и не только помешать, а и остановить экономическое развитие. Это проблемы межнациональных, внутриконфессиональных, межконфессиональных отношений. Для старой команды Шаймиева это было приоритетом, несмотря на все экономические вопросы.
Минниханов как человек новой формации – более прагматичный, с сильной региональной командой — действительно очень много сделал за небольшой срок в плане экономики, инноваций, развития промышленности, новых технологий. Казань — один из самых продвинутых регионов у нас во всех этих отношениях. Но за всеми этими достижениями вопросы конфессиональные, духовные отошли на второй план.
- И это опасно?
- Конечно, это очень опасно и это контрпродуктивно. Это первая причина.
Вторая причина — не команда Минниханова, а остатки старой команды Шаймиева, которые при взаимодействии с некими московскими персоналиями под занавес своего ухода поменяли руководство ДУМ Татарстана, и в столь важной Республике на столь важную позицию поставили совершенно неподготовленного человека, у которого не было ни опыта, ни знаний, ни команды, но была масса амбиций.
- Вы кого имеете в виду?
- Нынешнего муфтия Фаизова. Он не смог договориться ни с салафитским течением, ни с достаточно свободно настроенной молодежью, у него даже были большие противоречия с ханафитским большинством. Перед вот этими всеми событиями были даже его публичные ссоры с тем же Валиуллой Якуповым.
Третья причина — это внутриклановая борьба в Татарстане. Шаймиев ушел красиво, но часть его команды осталась — противоречия существуют, острая, почти подковерная борьба, безусловно, присутствует.
Татарстан является флагманом федерализма в России. Конечно, мы понимаем, что не все в центре, в Москве, "без ума" от такой "самостийности" Татарстана, от его экономических, культурных и спортивных успехов. И мы видим это по вбросам того же Прохорова, которого нельзя назвать совсем самостоятельным политиком — я имею в виду его последние нападки на федерализм.
И кто бы ни организовал двойной теракт с убийством нашего уважаемого друга Якупова и ранением действующего муфтия Фаизова, но то, что из-за этого был поднят беспрецедентный шум — аресты десятков людей, сравнения с 37-м годом, — свидетельствует: здесь уже все эти четыре фактора начали активно играть свою роль.
Это недопустимо, что на духовного лидера какого бы то ни было региона совершается покушение. Но ведь до сих пор мы не получили все ответы о причинах, деталях и нюансах, связанных с этим покушением.
Недопустимо, что духовного деятеля — Валлиулу Якупова - убивают у подъезда. Но, к сожалению, это те реалии, которые в огромной стране имеют место быть. Делать из этого какой-то информационный фон, что в Татарстане чуть ли ни открылся северный фронт "Аль-Каеды" — конечно, недопустимо.
- Кому это выгодно? Кто-то же это делает, и довольно организованно.
- Действительно, в этом двойном теракте следствие должно разобраться, но из-за подобных вещей ставить Татарстан в один ряд с тем, что происходит сегодня в Дагестане — это крайне неверно. В Москве и в Петербурге подобных событий происходит гораздо больше и гораздо чаще.
Конечно, это очень плохо. И, конечно, и руководство Республики, и руководство всех правоохранительных органов должны сделать очень серьезные выводы, провести профилактическую работу и так далее. Но раскручивать вокруг Татарстана истерию, что там сейчас начнется чуть ли ни гражданская война, христианско-мусульманская резня — это уже явные политические спекуляции.
Кому это выгодно? Существует борьба кланов, есть люди внутри Татарстана, которых не устраивает достаточно успешное руководство Минниханова, как достойного преемника Минтимера Шаймиева. Безусловно, не всех это устраивает.
Потом есть действительно просчеты команды самого Минниханова, которые сделали возможным, что на фоне вот этих событий логика поведения команды была настолько непродуманной, непоследовательной, ажиотажно-панической, что они сами дали почву для всех этих разговоров и спекуляций.
И, конечно, нельзя забывать, что есть определенные люди в Москве, которым не очень нравится такой красивый, достаточно самостоятельный Татарстан. Эти люди — отнюдь не патриоты страны, которые хотят видеть сильную страну с сильными регионами.
И слабое руководство ДУМ Татарстана, которое свои просчеты и неспособности пытается прикрыть разглагольствованиями насчет того, что здесь чуть ли не северный фронт "Аль-Каеды", второй Дагестан и так далее, сильно портит картину.
Вся эта истерия должна закончиться. Все-таки Минниханов и его команда, сделав серьезные тактические ошибки, стратегически, я думаю, соберутся и выйдут достойно из этой ситуации. Для федерального центра тоже, я думаю, неинтересно из витрины региональной, которая имеет очень большой международный резонанс, как пример межконфессионального, межцивилизационного мира и понимания в России, делать очередную "горячую точку".
А что касается ДУМ, то федеральные и региональные власти, просто выдержав какую-то паузу, чтобы это было как-то корректно, красиво, тоже сделают определенные выводы. И само руководство Татарстана, и федеральный центр, конечно, сейчас сделают все, чтобы борьба кланов не принимала столь уродливые и гипертрофированные формы.
Я не просто желаю, чтобы ситуация стабилизировалась. Я думаю, что социальных предпосылок нет для раскачивания маятника. Во-первых, Татарстан — один из самых успешных экономически регионов России. Во-вторых, немало все-таки делается в области национального строительства для татарского народа в Татарстане. В-третьих, Татарстан — это полигон для реализации социальных инициатив — много делается в социальной области от образовательных проектов до спортивных.
Поэтому в Татарстане нет почвы для того, чтобы эти противоречия сейчас набирали обороты, а маховик маятника — амплитуду.
Много делается — это видно. Даже если сравнить с тем, что было 5-10 лет назад, то молодежь более трезвая, она более ориентирована на заработок денег, выстраивание собственной карьеры, на спортивную или культурную самореализацию. Поэтому мы с марта-апреля будем запускать русскоязычную версию нашей социальной сети "SalamWorld", и мы Татарстан видим как один из обязательных региональных центров сети, потому что там есть большой потенциал.
И сегодня, если мы возьмем блогосферу, ее мусульманский сектор, то Татарстан занимает весьма существенную часть там. То есть это говорит о том, что истерия закончится, но мне бы очень хотелось, чтобы были сделаны правильные выводы и поставлены правильные акценты. Потому что, в противном случае, не завтра, но послезавтра, при каком-то ухудшении социальной ситуации, при каком-то экономическом спаде может произойти очень серьезный сбой и резонанс. Поэтому, безусловно, надо об этом думать и не повторять ошибки российских властей 90-х годов, которые мы до сих пор расхлебываем в том же Дагестане, как и во многих других регионах Северного Кавказа. И, тем более, не переносить эти ошибки на другие регионы, особенно на наш во многих отношениях витринный регион, которым является Татарстан.