Секуляристская система Турции в опасности?
Основатели Турецкой республики в 1923 г., скорее всего, переворачиваются в своих могилах. Их видение Турции как строго светского государства, где религия не просто отделена от государства, а вытеснена из всех аспектов общественной жизни, в последнее время подвергается сомнению, пишут в своей аналитической статье обозреватели Би-Би-Си.
Перед празднованием 89-ой годовщины провозглашения республики 29 октября политические ценности открыто обсуждаются благодаря инициированному турецким парламентом процессу консультаций с обществом для принятия новой конституции. В целом, турецкая общественность положительно восприняла инициативу законодателей, увидев в этом новые политические рамки, которые пришли на замену установленным после военного переворота в 1980 г. старым.
Однако данный процесс открыл старые раны, когда жаркие споры разразились вокруг роли религии в политике и становящейся с каждым днем все консервативней общественной жизни.
Согласно эксперту лондонского аналитического центра «Грэйтам Хаус» Фади Хакуре секуляризм (светскость) трудно поддается определению в Турции. По конституции Турция - светская страна, однако из-за «исторических и географических условий, присущих этой стране», секуляризм приобрел в Турции уникальную форму.
Например, в повседневной жизни можно увидеть символическое применение принципов секуляризма в запрете ношения хиджаба в госучреждениях, тогда как другие аспекты турецкой государственности не совсем соответствуют определению.
Громкие заявления
Некоторые критики указывают на существование Управления по делам религий как несоответствие принципам секуляризма. Штат управления состоит из госслужащих и финансируется государством, однако оказывает услуги только суннитской части турецкого населения, которое составляет большинство.
Такие религиозные меньшинства как христиане, иудеи, алявиты, а также атеисты не получают никаких услуг от управления.
Процесс консультаций с обществом положил начало дискуссии о том, должна ли существующая форма секуляризма в Турции быть реформирована или переопределена. Эта дискуссия очень важна, т.к. именно она определит степень влияния религии на политическую и общественную жизнь страны.
Многие негосударственные организации высказались по данному вопросу.
Являющейся одной из главных негосударственных организаций, Ассоциация турецких производителей и предпринимателей (ТУСИАД) заявила, что «секуляризм в Турции отличается от западной версии тем, что в Турции государство не дистанцировалось в одинаковой степени от всех религий, верований и неверия».
«Текущий статус Управления по делам религий [Турецкой республики] не соответствует как принципам секуляризма, так и принципам свободы совести и вероисповедания».
Переопределение секуляризма
Турецкий премьер-министр Реджеп Таййип Эрдоган никогда не уклонялся от полемики. Он и его умеренно исламистская партия Справедливости и Развития (АКП), которые остаются у власти уже больше десятилетия, пытаются дать новую интерпретацию понятию секуляризма.
Например, г-н Эрдоган и его партия отказались обеспечивать выполнение строго запрета религии во всех общественных областях.
Более того премьер-министр несколько раз повторял, что «только государство может быть светским, но никак не граждане».
Ранее в этом году г-н Эрдоган вызвал переполох, заявив, что он бы хотел увидеть «религиозное поколение». Далее турецкий парламент принял закон, позволяющий религиозным образовательным учреждениям, дающим среднее образование, или лицеям имам-хатипов принимать детей в возрасте 11 лет.
Турецкий премьер продвигал это новое определение понятия во время своего первого визита в Египет в сентябре 2011 г. Он назвал себя премьер-министром-мусульманином светского государства.
Все эти действия премьер-министра вызвали волну критики в адрес г-на Эрдогана. Его обвинили в продвижении замаскированного религиозного консерватизма.
Слишком много власти
Бытует мнение, что турецкий премьер выступает за президентскую систему правления с широкими конституционными полномочиями. Поэтому некоторые предполагают, что он может внести соответствующие поправки в конституцию. Его политические оппоненты боятся, что переход к президентской системе даст человеку с авторитарными наклонностями слишком много власти.
Председатель оппозиционной республиканской народной партии г-н Топрак заявляет, что г-н Эрдоган хочет вернуть «султанат», что является ссылкой на Османскую империю.
«АКП (Партия ПСР) ставит перед собой цель вернуть общество в прошлое и превратить его в Умму».
Однако г-н Эрдоган верит в то, что граждане не должны прятать исламские ценности и стесняться их. По его словам, баланс между демократическими ценностями и исламским вероучением в Турции должен служить примером для других стран.
«В стране, где большинство ее граждан являются мусульманами, мы строим свое правление на принципах демократии в ее самой прогрессивной форме и хотим стать примером для всех мусульманских стран», - говорит Эрдоган.