
После двух лет следственных действий и судебных слушаний по «экстремистскому» делу представители российской прокуратуры исчерпали время, отведенное им для попытки прилечь к ответственности мусульман из г. Красноярска, изучавших работы теолога Саида Нурси. Тем не менее, по данным Службы новостей «Форум 18», в других регионах России мусульмане, читающие труды данного автора, а также Свидетели Иеговы продолжают подвергаться преследованию в уголовном порядке. Двое подсудимых Андрей Дедков и Евгений Петрий сдержанно выразили свою радость по поводу прекращения дела, но в разговоре с сотрудником «Форума 18» подчеркнули, что соответствующее письменное постановление еще вынесено не было. По словам обоих, несмотря на прекращение данного дела, в любой момент против них может быть возбуждено еще одно. В тот же день Петрий сообщил «Форуму 18», что за ним и его друзьями по-прежнему ведется наблюдение, а их телефоны прослушиваются. По словам Дедкова, многие «наши книги» (труды Нурси в русском переводе) все еще запрещены. Многие дела в отношении тех, кто изучает работы Нурси, а также Свидетелей Иеговы имеют характерную особенность: сотрудники ФСБ ведут за этими гражданами наблюдение и проводят у них обыски.
После двух лет следственных действий и судебных слушаний по «экстремистскому» делу представители российской прокуратуры исчерпали время, отведенное им для попытки прилечь к ответственности четырех мусульман из сибирского города Красноярска. «Преступление» этих граждан заключалось в том, что они изучали работы недавнего турецкого исламского теолога Саида Нурси. Служба новостей «Форум 18» отмечает, что, по имеющимся данным, дело в отношении этих четырех граждан было первым в России случаем уголовного преследования мусульман, читающих работы Нурси. Тем не менее в других регионах России мусульмане, изучающие труды данного автора, а также Свидетели Иеговы продолжают подвергаться преследованию в уголовном порядке по аналогичным обвинениям. Свидетели Иеговы сообщили «Форуму 18», что, помимо других продолжающихся уголовных процессов, на юге страны, в Астраханской области, 28 февраля началось судебное разбирательство по уголовному делу в отношении Елены Григорьевой.
В Калининграде (российский город, находящийся в окружении балтийских стран) уголовное дело в отношении Амира Абуева, изучающего работы Нурси, было возбуждено после проведения сотрудниками ФСБ обыска у него на квартире 11 февраля. Ему предъявлены обвинения по ч. 1 ст. 282.2 (организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности).
Многочисленные суды первой инстанции, выносившие свои решения с весьма сомнительной мотивировкой, признали исламские богословские труды Нурси в русском переводе и публикации Свидетелей Иеговы «экстремистскими» и постановили внести их в Федеральный список экстремистских материалов, составляемый Минюстом. Любой, кто намеренно распространяет материалы, внесенные в Федеральный список, несет уголовную ответственность
Спустя два года дело прекращено
Как было указано на сайте Советского районного суда г. Красноярска, окончательное слушание по делу в отношении четырех жителей этого города, изучающих труды Нурси: Алексея Герасимова, Физули Аскарова, Евгения Петрия и Андрея Дедкова,— состоялось 24 февраля в судебном участке № 80 данного суда. Мировой судья Наталья Ермоленко сообщила прокурору и подсудимым, что дело прекращено в связи с истечением двухгодичного срока давности.
Статья 78 Уголовного кодекса устанавливает двухгодичный срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступления «небольшой тяжести»
В ходе судебного процесса по делу Дедкова и Петрия рассматривались обвинения по ч. 1 ст. 282.2 (организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности). В отношении Герасимова и Аскарова были выдвинуты обвинения по ч. 2 ст. 282.2 (участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности). Уголовные дела были возбуждены после проведения обысков в феврале 2010 года. Как следует из материалов дела, с которыми ознакомился журналист «Форума 18», судебное разбирательство началось 31 августа 2011 года, после окончания следствия ФСБ, длившегося год, четыре месяца и 27 дней.
Прокуроры, стремящиеся привлечь мусульман, изучающих труды Нурси, к уголовной ответственности, как правило, избирают ст. 282.2, которая, согласно изменениям от декабря 2011 года, предусматривает теперь возможность назначения принудительных работ в качестве наказания за ее нарушение.
По-прежнему под наблюдением
Андрей Дедков и Евгений Петрий сдержанно выразили свою радость по поводу прекращения дела, но подчеркнули, что соответствующее письменное постановление пока вынесено не было. По словам обоих, несмотря на прекращение данного дела, в любой момент против них может быть возбуждено еще одно.
По аналогичному «экстремистскому» делу в отношении Свидетеля Иеговы Александра Калистратова судебный процесс начался в октябре 2010 года (после того, как закончилось следствие, проводившееся с декабря 2009 года). В апреле 2011 года был вынесен первый оправдательный приговор, который затем был обжалован прокуратурой. Новый этап разбирательства по данному делу начался в июне 2011 года и закончился в ноябре 2011 года вынесением обвинительного приговора, который был затем обжалован. В результате в январе 2012 года суд окончательно оправдал Калистратова.
«По закону мы невиновны»,— заявил Дедков, находясь в Красноярске и беседуя с журналистом «Форума 18» 29 февраля. Обратив внимание на количество времени, которое было потрачено на допросы и судебные слушания за два года разбирательства по данному делу, он сказал, что не сожалеет о нем: «Для меня время важно, но я не жалуюсь».
В тот же день Петрий сообщил «Форуму 18», что за ним и его друзьями по-прежнему ведется наблюдение, а их телефоны прослушиваются. По словам Дедкова, многие «наши книги» (труды Нурси в русском переводе) все еще запрещены.
Уже на протяжении нескольких лет госорганы, в т.ч. ФСБ, ведут скрытое наблюдение как за Свидетелями Иеговы, так и за мусульманами, изучающими работы Нурси.
Внутренняя переписка этих органов выявила тот факт, что действия, предпринимаемые против Свидетелей Иеговы и мусульман, читающих труды Нурси, координируются на высоком уровне государственной власти. Характер таких действий указывает на то, что верующие и их общины находятся под тщательным наблюдением полиции и ФСБ — как с помощью сил извне, так и с помощью ресурсов внутри самих общин. В такой деятельности была задействована одна из епархий Русской Православной Церкви, а работодатели и государственные библиотеки, в свою очередь, получили указания оказывать содействие в осуществлении этой кампании.