
14 января 2011 года тысячи манифестантов заполнили улицу Хабида Бургиба в столице Туниса. Мужчины и женщины, люди всех профессий, граждане потерявшие страх пришли к зданию министерства внутренних дел, чтобы в полный голос потребовать отставки президента Бен Али.
“Мы надеемся, что это станет началом демократии, мы надеемся, что сможем избирать своего президента, а не кого-то навязанного нам. Мы требуем не еды, не работы, мы хотим, чтобы он убрался, он, его семья, его приближенные”,- говорил тогда один из манифестантов.
Телеобращению президента накануне никто не поверил. Бен Али обещал отказаться от власти в 2014 году, но покинул ее через черный ход 14 января, сбежав с женой в Саудовскую Аравию.
Когда Бен Али позировал у больничной койки Мохаммеда Буазизи, президент и помыслить не мог, что самосожжение этого молодого торговца станет концом его 23-летнего правления.
Жертва Мохаммеда, затравленного бесконечными унижениями со стороны полиции, послужила спусковым крючком протестов против дороговизны и безработицы. Он стал первым мучеником революции.
Но у этой революции, ставшей предтечей “Арабской весны” были и другие жертвы. По данным ООН 300 тунисцев погибли, 700 были ранены.
В бедном квартале Эль Крам Эль Гарби погибли 15 человек. Многие из их семей все еще ждут от правительства 10 тысяч евро обещанной помощи.
Среди них родители Атефа Леабауи, 23-летнего рабочего. Но главное чего они добиваются – это суда над убийцами их сына.
“Мальчишка из нашего квартала прибежал, чтобы сказать, что Атеф был ранен, – рассказывает его отец.- Я спросил его куда ранен? Он ответил, не волнуйтесь – в ногу. Его младший брат побежал туда и вскоре вернулся с известием, что Асефу попали в сердце, он погиб.
Я требую компенсации за гибель сына, а также справедливости. Справедливость важнее компенсации. Я буду бороться за это до конца моих дней”.
38-летнй Мохамед Бугамни был ранен в ногу. Он получил компенсацию в 1,5 тысячи евро, но две операции стоили ему 6 тысяч. Он залез в долги и был вынужден прекратить лечение. Он крайне возмущен.
“Если бы не мы, никто бы не вышел из тюрем, – говорит Мохамед Бугамни.- Если бы не мы, те кто были в изгнании не вернулись бы в страну. Когда они вернулись, дело уже было сделано. Те кто сейчас во власти должны это помнить: президент, премьер. Если они не дадут нам наши права, произойдет новая революция. Прошлую революцию мы совершили имея только камни, теперь у нас есть не только камни. Пусть помнят об этом”.