Проживающие на территории стран ЕС чеченцы сообщают, что 11 декабря этого года во многих местах планируется провести митинги в связи с 22-й годовщиной начала войны в Чечне (Первой чеченской войны).
Первая чеченская война началась с вводом российских войск в Чечню 11 декабря 1994 года и официально закончилась подписание Хасавюртовских соглашений 31 августа 1996 года.
По различным данным, жертвами этой войны только в Чечне, не считая военных потерь российской стороны, стали до 200 000 человек. По самым "оптимистическим" расчетам, сделанным в 2005 году "Новой газетой" ("Арифметика потерь: ответы не сходятся", А.Бабенышев, "Новая газета", 15.12.2005), жертвами этой войны в самой Чечне стали 36 344 человека, включая 31 189 взрослых мужчин, 4540 женщин и 615 детей. Чеченская сторона, однако, категорически не согласна с подобными расчетами. По данным Ахмеда Закаева, озвученным в апреле 2005 года в фильме на американском телевидении, жертвами войны стали примерно 200 000 жителей Чечни. Таус Джабраилов, бывший глава Госсовета Чечни по версии Кадырова 15 августа 2005 года называл схожую цифру - 160 000 человек.
Учитывая то, что общая численность чеченского народа составляет примерно 1 миллион человек, эту войну вполне можно назвать, если не геноцидом чеченцев, то настоящим национальным бедствием для них, особенно с учетом того, что были полностью разрушены инфраструктура страны, множество семей, тысячи людей стали беженцами.
Но можно ли сказать, что эта война была закончена 31 августа 1996 года? Как мы уже знаем, нет, хотя бы потому, что в 1999 году началась Вторая чеченская война, которая по сути была возобновлением ненадолго притихшей первой.
Подписывая Хасавюртовский договор с российской стороны, генерал Лебедь сказал: "Войне конец. Хватит, навоевались". При этом он озвучил положение Хасавюртовского соглашения, согласно которому определение международно-правового статуса Чечни и принципов ее взаимоотношений с Россией откладывались до 31 декабря 2001 года, чтобы сделать это "на холодную голову". Впрочем, сам "миротворец" Лебедь позже признавался в том, что ему было нужно выиграть "время для подготовки 50 тысяч волкодавов, чтобы рассправиться с волками". Из чего следует, что данное соглашение в Кремле и на Лубянке изначально рассматривали только как передышку для подготовки к новой войне, в более выгодных для себя условиях. Так это и произошло, причем, к сожалению ряд сил внутри Чечни облегчил решение этой задачи кремлевским империалистам.
Главная же причина обеих войн заключалась в том, что Кремль - в те годы Ельцин, но шире - имперский центр России как таковой, изначально не рассматривал мирное решение проблемы статуса Чечни на равноправной и договорной основе. И это при том, что бывший советский генерал Дудаев неоднократно предлагал Ельцину встречу и переговоры, больше того, поддержал его в критический момент гражданского противостояния 3 - 4 октября 1993 года, считая, что он олицетворяет более прогрессивный путь развития России, чем те, кто открыто выступили под реваншистскими советскими и имперскими лозунгами.
Однако как это понятно уже сейчас, надежды на демократический путь развития России были окончательно похоронены именно 11 декабря 1994 года вводом российских войск в Чечню. И это не какая-то метафора, а реальность - именно в чеченской войне возродилась и снова почувствовала вкус крови военно-спецслужбистская машина и "партия войны", позиции которой с тех пор становились в Кремле все сильнее, тогда как позиции условных реформаторов и искренних демократов (если таковые вообще были и бывают в России) - все слабее. В итоге именно этим силам был вынужден передать власть взрастивший их Ельцин и именно их приняла как гаранта своих интересов созданная вокруг него олигархия, часть которой, впрочем, потом пожалела об этом.
Окончательно захватив Россию и все-таки подавив во второй войне (на данный момент) чеченскую борьбу за независимость, партия войны в Москве, однако, не остановилась на этом, а решила начать возвращение России статуса "великой державы" уже за ее границами. Потом были война в Южной Осетии в 2008 году, "вежливые люди" в Крыму и "отпускники" на Донбассе, сегодня мы уже видим, как российская авиация повторяет в Алеппо свои "подвиги" в 1994 - 1995 гг в Грозном, а завтра будет еще Бог весть что.
И все это корнями уходит, как и предупреждал в те годы об ее последствиях генерал Дудаев, именно в конец 1994 года, когда зеленый свет был дан силам и логике "великой империи" - великой не расцветом экономики, науки, высоких технологий, социального обеспечения, собственной демографии, гражданского общества, но - как писал в свое время Ленин - "великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда". А как писал его предшественник Фридрих Энгельс (мы, разумеется, не коммунисты, но слова коммунистов конкретно по этому вопросу весьма уместны), "Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого", что и произошло в России. Отняв в брутальной форме свободу у чеченского народа, кремлевская машина подавления без особых проблем нейтрализовала гражданское общество в самой России, использовав при этом падкость значительной его части до ура-патриотических рефлексов и лозунгов.
Поэтому вместе с оказавшимися в эмиграции чеченцами в эту трагическую дату стоило бы выйти, чтобы отметить ее и сделать из нее правильные выводы, и представителям российского гражданского общества, оппозиции, если, конечно, считать, что таковые имеются. Ведь война в тот день началась не только против свободы Чечни - она началась против свободы в самой России. И с успехом ведется Кремлем до сих пор наряду с войнами уже по всему миру.