Президент США Барак Обама в своем специальном заявлении, сделанном вчера в Атланте, заявил, что США и еще 11 тихоокеанских стран достигли соглашения о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Суть партнерства в создании зоны свободной торговли, то есть, отсутствии таможенных пошлин и запретительных барьеров для товаров входящих в ТТП стран.
По оценкам экономистов, ВВП стран, входящих в ТТП, составляет около 40% мировой экономики. Вот список этих стран: США, Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили, Япония. Как видно, в этом списке нет крупнейшей после США тихоокеанской державы - Китая, что неудивительно, так как американцы изначально не скрывали, что создание ТТП направлено на ослабление его позиций.
В партнерство вошли две мусульманские страны с сильными экономиками: Бруней и Малайзия. Обе страны являются нациями с ярко выраженной исламской идентичностью: Бруней в последние годы почти полностью шариатизировал свое уголовное законодательство, в Малайзии шариат в той или иной мере действует в разных штатах.
В связи с этим приходится констатировать отрыв от Исламского мира одних из немногих экономически развитых мусульманских стран. А ведь в свое время премьер-министр Малайзии Мухаммад Махатхир призывал мусульманские страны к созданию Исламского общего рынка, и даже обсуждался запуск исламского динара как его единой валюты. Однако тогда арабские страны проигнорировали это предложение Малайзии. И вот мы видим, что сегодня не только экономики, но и само существование многих арабских стран находится под вопросом, тогда как Малайзия становится частью крупнейшего экономического блока в мире, увы, неисламского.
А если еще учесть, что следующим шагом такого рода должно стать создание Трансатлантического Союза, который образуют США и ЕС, и к которому может присоединиться другая экономически развитая мусульманская страна - Турция, то перспективы экономической интеграции и совместного развития Исламского мира в обозримом будущем станут еще более призрачными.