
Заметная активизация на пике летнего затишья «Правого дела» и особенно его лидера Михаила Прохорова позволяет сделать первые выводы о перспективах партии – как производной ее потенциала – и политическом будущем лидера правых. Как и ожидалось, его приход в партию придал ей новый импульс, что особенно заметно с учетом эффекта низкой базы: в последние несколько лет эта политическая сила пребывала в перманентном анабиозе, что вполне характерно для партии «диванной интеллигенции». «Часом Ч» стали московские выборы 2009 года, в которых партия из-за разногласий в правящем «триумвирате» не смогла принять участия. Именно тогда стало ясно, что «так дальше жить нельзя», однако понадобилось почти два года, чтобы найти выход из кризиса.
С идеологической точки зрения партия пока заметно хромает. «Инаугурационная» речь Прохорова на съезде партии в конце июня, от которой и ожидали ответа на вопрос о ребрендинге партии, его не дала. Она изобиловала весьма общими и зачастую противоречивыми моментами. Правда, партийцы обещают, что конкретная программ будет презентована на ее осеннем съезде. Пока ясно одно – «Правое дело» должно максимально дистанцироваться от наследия «лихих 90-х», с которым в России олицетворяются либералы.
С точки зрения политтехнологий и организационной работы партия продвинулась гораздо дальше, и здесь есть как очевидные достижения, так и просчеты. Можно выделить два несомненно успешных вектора действий «Правого дела». Первый – это ставка на популярные в регионах, но пока не «прикупленные» никем фигуры – политиков нового поколения. В качестве примера можно привести главу фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана в Свердловской области и популярных в Калининграде депутатов областной думы Соломона Гинзбурга и Константина Дорошка. В данном случае имеет место симбиоз – «Правое дело» получит авторитетных агитаторов на региональном уровне (Ройзман популярен не только в Свердловской области, но и на всем Урале, а в последнее время обрел и общероссийскую известность), а они – возможность стать политиками федерального уровня в случае прохождения ПД в парламент. Правда, пока у партии заметна «болезнь роста» в регионах, где «старая гвардия» недовольна шагами нового лидера, например в Камчатском крае и Петербурге. Однако эти проблемы, с учетом ресурсов Прохорова, вполне преодолимы, а сама «чистка» при смене руководства партии была неизбежна.
Второй сильный ход – игра на полях, которые до последнего были не характерны для либералов. В частности, речь идет о попытках игры на националистическом фланге, хотя и закамуфлированных. Такое нехарактерное в прошлом для либералов позиционирование является выигрышным, так как городской средний класс в последние годы является достаточно националистически настроенным, хотя его характерный представитель по инерции и скрывает это, а население мегаполисов в силу большого количества приезжих в процентном соотношении наиболее националистически настроено.
«Правое дело», учитывая это, решило сыграть на данной особенности. Речь идет о публичном конфликте между лидером подмосковного отделения Борисом Надеждиным и Прохоровым, который, вполне вероятно, носил постановочный характер. После того как Надеждин в своем блоге выступил с весьма резкими заявлениями, он был одернут лидером партии. При этом данный скандал с завуалированной подачи правых несколько раз всплывал в СМИ и в Сети. Таким образом были достигнуты две цели. С одной стороны, электорату был послан сигнал, что правые не чужды националистических настроений, хотя и не афишируют это. С другой – Прохоров формально выполнил негласные существующие ограничения и продемонстрировал, что не даст своим подчиненным играть на растущих националистических настроениях.
Правда, попытка использовать националистические настроения сыграла плохую шутку лично с Прохоровым. Речь идет о нашумевшей истории с «творческой переработкой» его рекламных плакатов по мотивам фильма «Брат». В итоге лидера ПД «подловили» оппоненты – они достаточно тонко создали очень похожую рекламу, разворачивающую ключевые тезисы на 180 градусов. Правда, в данном случае речь идет скорее не об оппонентах Прохорова, а о конкурентах работающих на него политтехнологов, которые таким образом пытались наглядно продемонстрировать просчеты своих коллег. Поскольку бюджет «Правого дела» на нынешних выборах обещает быть весьма большим, то и конкурентная борьба за его освоение будет жесткой.
В заключение следует отметить, что заявленные Прохоровым на пресс-конференции премьерские амбиции отнюдь не однозначно являются плодом его фантазии. После 2012 года перед властью в полный рост встанет необходимость проведения ряда социально непопулярных реформ, которые снизят рейтинг любого политика до нуля. Для этого и может понадобиться «премьер-камикадзе» со своей партией и ее фракцией в парламенте, который, по примеру Гайдара, быстро выполнит задачу, сфокусировав на себе недовольство населения, и уйдет в отставку.
Единственной партией, выступившей против этого была "Правое дело", но , похоже, и там готовится откат.
В этой ситуации мусульмане и представители народов РФ должны найти ту силу, которой они могли бы отдать свои голоса.
Может, кто-то знает об этих силах? Времени остается все меньше, а присмотреться не помешало бы.
Кто из политиков несет в себе наименьшее зло?
Во-первых, нет и не может быть единства с теми, кто оскорбляет нашу веру, во-вторых, с теми, кто предает и продает наш народ. Часто звучащая в интернете критика появляется после того, как другие средства уже испробованы. Совершенно несогласен, что критика появляется из-за амбиций. Часто такое предположение не обосновано и является грехом. Разве критика не может бытьв интересах дела? Чтобы разоблачить обманщиков или даже для того, чтобы помочь исправить ситуацию, например? Разве являются татарскими лидерами те, кто путем подтасовок или с помощью властей сел на это место? Лидер прежде всего должен быть избран своим народом, честен,открыт и подотчетен перед ним. Это смешно, что 11 московских татарских автономий не смогли в этом году найти во всей Москве детей для открытия хотя бы одной татарской группы в детском саду. Их не потрясло самоубийство 11-летнего мальчика и они не потребовали заведения уголовного дела, чтобы понять причины и т.д.
М.Шаймиев в отличие от нынешнего, назначенного Президента был избран народом и, конечно, имел гораздо больший авторитет. В отличие от многих других республик Татарстан экономически оказался более сильным, в чем несомненно заслуга бывшего президента. Но надо вспомнить, что Шаймиев пришел к власти при активной поддержке общественных организаций, которые потом стали преследоваться. Вы забыли о посаженных в тюрьмы мусульманах? Знаете, что Татарстан постепенно лишился своей самостоятельности, которую он добился вначале? В результате для татарского языка в госсистеме шансов уже не видно. Напомню также, что Ф.Байрамова была осуждена за то, что посмела напомнить миру о результатах Референдума в Татарстане, кстати, никем не отмененного. Мы не получили ответа на наши письма от госорганов, за что она была осуждена. Р.Кашапов получил срок зато, что возмутился тем, что православный священник освятил государственный роддом в Наб.Челнах, а вот те,кто оскорбил религиозные чувства татар-мусульман сроков не получили. Кто интересуется подробностями могут найти это на сайте МТСС.
Я не смею отнести себя к знатоком Ислама, но не считаю грехом справедливую критику действий зарвавшихся властителей, подрывающих нашу веру, унижающих наш народ. Какая может быть от этого польза народному единству?