С 24 сентября по 6 октября 2013 года в Варшаве проходит ежегодная конференция ОБСЕ. 2 октября был зачитан доклад на тему: "Правовое регулирование осуществления права на свободу вероисповедания. Преследование российских читателей (последователей) комментария к Корану «Рисале-и Нур», автором которого является Бадиуззаман Саид Нурси. Запрещение религиозной литературы".
Организаторами доклада выступили: "Суффа" – культурный и образовательный центр (Стамбул, Турция) и офис исламского комитета по религиозным вопросам защиты прав мусульман Азиатской части России (Москва, Россия).
1 октября эксперт Информационно-аналитического центра «СОВА» Ольга Сибирева приняла участие в рабочей сессии 11 – «Свобода мысли, совести, религии или верований». Мы публикуем текст представленного доклада.
Уважаемый председатель, уважаемые участники конференции!
В своем выступлении я хотела бы коснуться проблем в сфере свободы совести, актуальных для России, но, как нам представляется, также и для ряда других стран ОБСЕ.
При формальном равенстве религиозных объединений перед законом, де факто отношение властей к ним заметно различается. Многие из них - чаще всего протестантские организации, новые религиозные движения, ряд мусульманских течений – подвергают дискриминации со стороны властей.
Наиболее сильному давлению со стороны чиновников и силовых ведомств подвергаются Свидетели Иеговы и последователи турецкого богослова Саида Нурси. Давление на них осуществляется разными способами, главный из которых – неправомерное применение антиэкстремистского законодательства: признание в судебном порядке литературы Свидетелей Иеговы и книг Нурси экстремистскими, запрет на распространение литературы и преследование тех, кто распространяет, а иногда и просто хранит ее. Только в 2011 году 9 человек были осуждены за членство в запрещенной судом организации последователей Нурси – «Нурджулар», хотя эти люди не совершали ничего, кроме распространения книг Нурси, а само существование такой организации в России вызывает большие сомнения. В публичной риторике чиновников, тиражируемой средствами массовой информации, ислам и новые религиозные движения нередко отождествляются с экстремизмом, подчеркивается их чужеродность. Важно подчеркнуть, что единственным аргументом в пользу признания этих течений экстремистскими является то, что в их текстах утверждается истинность их религиозного учения. ...
В России существует список печатных и иных материалов, запрещенных к распространению как экстремистские. В ряде случаев эти запреты очевидно неправомерны. В списке есть много религиозных текстов, включая тексты, которые написаны в другие эпохи (дошло до запрета книги основателя суфизма аль-Газали).
Зафиксированы случаи, когда власти оказывают преференции отдельным религиозным организациям, чаще всего – Русской православной церкви. Эти преференции могут включать финансовую поддержку, передачу имущества, ранее не принадлежавшего религиозной организации, в ущерб другим организациям, в том числе учреждениям культуры, а также использование административного давления для отстаивания интересов какой-либо религиозной организации. Представляется, что одной из причин такого неравного обращения является слишком широкая свобода чиновников в этих вопросах. ...