![]() |
Московское правительство, по всей видимости, окончательно определилось с позицией по поводу строительства новых мечетей в столице. Власти города сказали твердое «да» православным храмам и делегировали районным управам полномочия на местах решать вопросы с культовыми сооружениями мусульман.
Заявление столичного мэра о том, что московские власти не планируют строить в городе новые мечети, прозвучало, мягко говоря, неоднозначно. Стоило ломать столько копий в спорах по этому поводу, ради того, чтобы вот так, одним махом рубануть с плеча? Любой религиозный вопрос в таком многонациональном государстве, как Российская Федерация, – по определению непрост. Строительство новых мечетей в столице страны – еще более деликатная тема, где любой недостаточно обдуманный шаг может обернуться совершенно непредсказуемыми последствиями.
Сергей Собянин обосновал свою позицию тем, что для мусульман-москвичей мечетей в городе и без того хватает (на данный момент в городе действует 6 подобных объектов), а строить культовые сооружения для приезжих, тем более для нелегальных мигрантов, власти города не обязаны.
– Как оказалось, молящиеся мусульмане – это далеко не жители Москвы, а многие даже и не граждане России. Это гастарбайтеры. Жителей Москвы всего 10 процентов, а строить мечети для всех желающих со всей страны, я считаю, перебор, – заявил мэр.
Реакция не заставила себя долго ждать. Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов со своей стороны пообещал отстаивать право возводить мечети там, где они действительно нужны, а в случае необходимости обратиться к президенту страны с просьбой помочь в разрешении этого непростого вопроса.
– Закон о свободе совести и религиозных объединений предусматривает свободное вероисповедание. Президент говорил, что Россия – это христиано-мусульманская держава. И если в этой стране невозможно строить мечети по потребностям, то это ненормально, – считает Аширов.
В том же ключе высказался и заместитель председателя Совета муфтиев России и глава Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов. Более того, в обоснование своей позиции он привел любопытные цифры. Так, по его данным, в настоящее время в Москве прописано более 1,5 миллиона мусульман.
– Испокон веков в столице проживает несколько сот тысяч татар, башкир, азербайджанцев, чеченцев и других этнических групп, исповедующих ислам. Даже если следовать официальной статистике, на 400 тысяч прописанных в столице мусульман приходится всего 1 мечеть, что очень и очень мало, – написал в своем блоге Аббясов.
По мнению председателя заместителя муфтиев России, и мигранты не заслуживают поражения в правах. Раз уж реалии нашей миграционной политики таковы, что миллионы выходцев из Средней Азии переселились в Европейскую часть России, то игнорировать этот факт нельзя.
– С одной стороны, чиновники просят нас интегрировать приезжих, а с другой – отказываются строить мечети для адаптации легальных трудовых мигрантов, – обрисовал двойственность ситуации Аббясов, по мнению которого социализацию и адаптацию гастарбайтеров лучше всего проводить именно в мечетях.
Видимо, осознав всю пикантность ситуации, заместитель мэра столицы Марат Хуснуллин уточнил позицию московских властей. Оказывается, никто тему мечетей с повестки дня не снимал, просто было принято решение оставить последнее слово в вопросе их возведения за районными управами, которые должны действовать, исходя из пожеланий большей части местных жителей.
– Строительство всех культовых сооружений в Москве, независимо от конфессии, возможно только после проведения публичных слушаний. Если проголосуют жители «за», то будет строительство, – пояснил Хуснуллин.
С одной стороны, может быть, оно и правильно. Кому как не органам местного самоуправления лучше знать, что и где лучше возвести в том или ином районе Москвы. С другой – мы прекрасно помним, как относятся жители столицы к перспективе появления рядом с их домом мечетей или исламских культурных центров. Массовые митинги в Митино, как мне кажется, однозначно дали понять – добровольно москвичи на подобное строительство не согласятся. Так что: хрен редьки не слаще.
Насколько это красиво? Если мы всем своим видом хотим показать, что некоторым категориям приезжих здесь не рады – то вполне. Если мы вспоминаем о таких словах, как Конституция, демократия и о том, что Москва является столицей огромного многонационального и, как следствие, многоконфессионального государства, то уже не очень. Строить сотни железобетонных православных храмов «шаговой» доступности и при этом всякий раз откладывать решение вопроса с мечетями в долгий ящик – это, по крайней мере, несправедливо.
И дело здесь не только и не столько в том, что процент исповедующих ислам людей в Москве растет, а православие – падает. Речь об элементарном удобстве. Нравились ли вам телевизионные картинки с крупных мусульманских праздников, когда десятки тысяч верующих, фактически парализовывали автомобильное движение в самом центре столицы, запружали близлежащие к мечетям улицы и переулки? Думаю, вряд ли. А ведь дальше будет только хуже.
Я по-прежнему убежден, что Москве нужны новые мечети. Не 200, не 100 и даже не 50 – хотя бы 5. Даже это их количество позволит фактически вдвое снизить нагрузку в дни праздников с существующих мечетей. При этом им совершенно не обязательно располагаться в центре города или в местах плотной жилой застройки. Главное, чтобы появлялись они там, где их строительство минимально отразится на привычном жизненном укладе местных жителей. Проблема в том, что в условиях мегаполиса подыскать такие места крайне сложно, но, думаю, при наличии воли и желания, все-таки можно.
Мне знакомая (христианка) рассказала об одной статье по поводу храмов, что там священники хранят кокаин или что то подобное этому. АузубилЛаh.АстафирулЛаh АстафирулЛаh АстафирулЛаh!
На что я удивилась и она не дала мне ответить продолжила ..." у моей тети муж священник, поверь он сказал так!"
Аллаhу Алим..