
Предполагаемый организатор ячейки террористов в Одессе отказался от признательных показаний и своей личности
О новостях по делу «одесских террористов» Адама Осмаева и Ильи Пьянзина «Известиям» рассказал юрист и президент Одесской правозащитной академии Валерий Кочетов, который сейчас представляет интересы супруги Осмаева.
— Адам отказался от первоначальных признательных показаний, потому что давал их под давлением, — пояснил «Известиям» Кочетов. — К нему применялись жестокие пытки — например, ему на голову надевали пакет и не давали дышать.
По данным супруги Осмаева и ее юриста, Адам опасался за жизнь и здоровье своего отца, который жил в его квартире в Одессе и был задержан вместе с ним. После этого спецслужбы якобы стали оказывать давление на Осмаева-младшего, чтобы он взял на себя подготовку покушение на президента Владимира Путина и главу Чечни Рамзана Кадырова. В противном случае силовики якобы обещали применить жесткие меры к обоим Осмаевым.
— Его пожилой отец очень болен, Адам боялся, что он не выдержит, поэтому дал признательные показания, — рассказала «Известиям» супруга Осмаева Амина.
Адвокат Осмаева Алексей Шипков не стал комментировать «Известиям» причину, по которой его подзащитный отказался от показаний, объяснив это тем, что он связан подпиской о неразглашении материалов следствия.
Пока непонятно, где будет проходить процесс по делу «одесских террористов». Следствие считает, что Осмаев и Пьянзин готовили теракты на территории Украины, поэтому судить их планируют здесь. Однако уголовные дела против них заведены и в России, которая также добивается их экстрадиции.
ФСБ России предъявила Осмаеву и Пьянзину заочные обвинения в бандитизме, незаконном обороте оружия, покушении на Владимира Путина и Рамзана Кадырова. Еще в апреле 2012 года Лефортовский райсуд Москвы заочно выдал санкцию на их арест.
Ситуация с экстрадицией Осмаева пока остается сложной. 10 августа Апелляционный суд Одесской области Украины не смог рассмотреть вопрос об экстрадиции Осмаева и перенес заседание на 14 августа. Как выяснилось, личность обвиняемого до сих пор никем не установлена.
— Человек, который проходит по делу как Осмаев, въехал на территорию Украины по чужому паспорту, никаких других документов у него нет. Он сам никогда не подтверждал того, что он Осмаев, никаких генетических экспертиз не проводилось, а российская сторона так и не предоставила следствию никаких других подтверждений его личности и гражданства, — пояснил «Известиям» Валерий Кочетов.
По мнению представителей Осмаева, украинские силовики упорно пытаются экстрадировать обвиняемых в Россию из-за опасений, что в местном суде громкое дело развалится. Они также опасаются, что если суд все же примет решение о его эстрадиции в Россию, в дороге Осмаева могут убить.
По версии следствия, 28–летний Илья Пьянзин и 26–летний Руслан Мадаев в декабре 2011 года прилетели в Одессу из Арабских Эмиратов. У них, считают спецслужбы, были четкие инструкции от лидера чеченских боевиков Доку Умарова на совершение ряда терактов на Украине и в России. Они остановились у предполагаемого главаря террористической ячейки Адама Осмаева, объявленного Россией в международный розыск за попытку покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова еще в 2007 году.
В Одессе Пьянзин и Мадаев должны были овладеть минно-взрывным делом, а после тренировок совершить несколько диверсий в России на объектах ТЭКа, затем взорвать кортеж Владимира Путина противопехотной миной, а также совершить убийство главы Чечни Рамзана Кадырова.
Однако 4 января 2012 года в одесской квартире, где проживали террористы, произошел взрыв. Руслан Мадаев погиб, а Пьянзин получил ранения. Последний во время допроса признался, что является членом террористической организации. А спустя месяц был задержан руководитель ячейки Адам Осмаев.
Служба безопасности Украины предъявила Осмаеву и Пьянзину обвинение в создании террористической организации и подготовке к теракту. Ранее на допросах Осмаев уверял, что задания были получены от Доку Умарова, а Пьянзин утверждал, что его в Одессе удерживали обманом и силой.
А на счет пыток- это уже стало какой то постоянной порочной практикой...