
Участнику диверсионной группы, подозреваемой в подготовке покушения на Владимира Путина, предъявлены обвинения в подготовке теракта
О новых обвинениях Пьянзину в понедельник заявил официальный представитель министерства иностранных дел Республики Казахстан Алтай Абибуллаев.
— 19 марта Пьянзину были предъявлены новые обвинения: участие в террористической группе и подготовка теракта, — рассказал «Известиям» источник в МИД Казахстана. — Судя по всему, у следствия появились новые доказательства причастности нашего гражданина к террористической деятельности.
По версии следствия, 28-летний гражданин Казахстана Илья Пьянзин и 26-летний россиянин Руслан Мадаев прилетели в Одессу из Арабских Эмиратов. У них, считают контрразведчики, были четкие инструкции от Доку Умарова. В Одессе Пьянзин и Мадаев должны были обучиться минно-взрывному делу, а после тренировок совершить несколько диверсий в России на объектах ТЭК, а затем взорвать кортеж Владимира Путина.
Возглавить террористическую ячейку должен был Адам Осмаев, объявленный Россией в международный розыск за попытку покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова в 2007 году.
«Известия» выяснили биографию одного из задержанных. Илья Пьянзин родился и вырос в городе Уральск Западно-Казахстанской области. Окончил школу № 19.
По словам Сергея, в Уральске три мечети, довольно большая мусульманская община, среди членов которой много новообращенных.
— Я, конечно, был против того, что сын поменял веру, — рассказывает отец Ильи Пьянзина Александр. — Но вы сами понимаете, что Илья был совершеннолетним. К тому же ничего плохого он не делал.
По словам отца, в Москве его сын ни разу не был. Занимался в Уральске торговлей. Незадолго до отъезда в Арабские Эмираты женился на русской девушке, которая также приняла ислам.
— В ОАЭ Илья вместе с женой занимался бизнесом, — уверят Пьянзин-старший. — А когда жена забеременела, он ее отправил в Казахстан. 11 марта она родила мальчика.
По словам отца, в Одессу Илью заманили обманом.
— Он ехал домой, но Руслан попросил, чтобы он помог ему в Одессе с машиной, оформил ее на себя.
Отец уверяет, что на этом все участие сына в делах группировки заканчивалось.
Однако у следствия другое мнение — в Одессе террористы сняли квартиру в доме 24 на Тираспольской улице. 4 января 2012 года во время «практических занятий» они подорвались на самодельном взрывном устройстве. Мадаев погиб, а Пьянзин был госпитализирован с ожогами.
— В тот день, когда произошел взрыв, Илья общался с нами и с женой по скайпу, говорил, что через неделю выезжает, — утверждает Пяьнзин-старший. — Все это было за 20 минут до взрыва. И потом он никуда не бежал и не пытался скрыться. А наоборот, тушил пожар. И у него обгорели руки и лицо, потому что пламя пытался потушить.
Хотя лидеру группы Осмаеву и удалось скрыться после взрыва, через месяц он был задержан. 27 февраля 2012 года «Первый канал» показал сюжет, в котором Осмаев признается в подготовке покушения на премьер-министра Владимира Путина. Одним из главных доказательств подготовки теракта следствие считает видео с проездом кортежа Путина с ноутбука задержанных. Взрывать кортеж должен был погибший Руслан Мадаев, а Илья Пьянзин, якобы когда-то работавший охранником в Москве, должен был его страховать.
Родственники Пьянзина считают, что украинские спецслужбы пытаются подогнать доказательства под озвученную версию. За время следствия уже сменились три следователя, а показания двух выживших террористов существенно разнятся. Если Осмаев уверяет, что задания были получены от Доку Умарова, то Пьянзин утверждает, что его в Одессе удерживали обманом и силой. Он собирался ехать домой, но его попросил задержаться в Одессе Мадаев.
По мнению Александра Пьянзина, его сын стал заложником игр спецслужб, на него оказывается физическое и психологическое давление.
— Его допрашивают по ночам и без адвоката. Потому что без Мадаева, который затащил Илью в Одессу, вся стройная версия с покушением рушится, — утверждает он.
И теперь, по словам отца, спецслужбы хотят, чтобы ту роль, которая отводилась Мадаеву, Пьянзин взял на себя. К киевлянам на подмогу приехали представители казахских спецслужб. В минувшую пятницу должна была состояться очная ставка Осмаева и Пьянзина, однако она в последний момент была отложена.