Обращения

Открытое письмо Рустаму Батрову

Редакция "Голоса Ислама" получила от одного из наших читателей Открытое письмо к скандальному публицисту из Татарстана Рустаму Батрову, которое мы публикуем ниже без купюр и исправлений:

 

В последние месяцы религиозное пространство регионов центральной России было потревожено циклом статей Рустама Батрова, занимающего в Духовном управлении мусульман Татарстана важный пост первого заместителя Муфтия Камиля хазрата Самигуллина. Тексты и посты Рустама Батрова привлекли внимание мусульман и вызвали смешанную реакцию. С одной стороны, в них проглядывались политические мотивы, с другой стороны, поднимаемые вопросы имели право на то, чтобы на них ответили. Прочитав статьи Р.Б.Батрова, все-таки захотелось сказать несколько слов автору.

Рустам Гаярович, у Вас сейчас непростой период. Со стороны хорошо видно, что Вы проходите этап определённого эмоционального всплеска. Такое ощущение, что у Вас начинается новая жизнь, что Вы вливаетесь в новую команду. Возможно, по этой причине Вы забываете о нормах, которые приличествует соблюдать человеку, ассоциирующему себя с Исламом. У понимающих людей к Вам адекватное отношение, но, пожалуйста, не заблуждайтесь, Вашу персону никто не переоценивает, да Вы и сами знаете себе реальную цену, ведь почти за двадцать лет Вашей деятельности в религиозной сфере, в том числе на высоких постах, наладив отношения с клавиатурой, но потеряв связь с людьми, каким осязаемым продуктом Вы могли бы гордиться? На мой взгляд, Вы неверно толкуете те процессы, которые идут в мусульманском сообществе России, ведь, полагая, что показателем интеллектуального развития исламской уммы является наличие демагогов, которые в стёбной манере будут устраивать баттлы по вопросам фикха (а Вы, судя по ряду Ваших высказываний, так и полагаете), Вы демонстрируете своё искажённое восприятие пространства российского Ислама, в том числе, путей его дальнейшего развития. Конечно, прежде прочего, Российской исламской мысли остро необходимо усиление научного дискурса, но можно ли назвать наукой Вашу деятельность в последний период?

Рустам Гаярович, современные российские практикующие мусульмане уже четко интерпретируют не только, ЧТО говорят те или иные деятели, но и КАК они это говорят, и С КАКИМИ ЦЕЛЯМИ, а Вы прокалываетесь именно по последним пунктам. Мы же все помним о Намерении – краеугольном камне, обуславливающим, независимо от результата, итоговую оценку тому или иному действию. Именно то, что благого намерения в Ваших статьях, в Вашем тоне и в Ваших манерах не улавливается, определяет нелицеприятную оценку, которую Вы получаете от многих мусульман, хотя, конечно, окончательное суждение только у Всевышнего. Да, в российском мусульманском сообществе множество внутренних проблем, но это не те проблемы, на которых Вы концентрируетесь.

Начав с высоты статуса первого заместителя муфтия Татарстана публиковать материалы, отражающие определённое направление исламской мысли, Вы создали площадку для дискуссии и конфликта (в нормальном смысле слова). В этом нет ничего неожиданного, потому что не Вы, так другой всё равно подняли бы подобные или другие темы в будущем. Так было раньше, наверное, так будет впредь, и, в принципе, я лично надеюсь на то, что мы, мусульмане, научимся квалифицированно обсуждать любые вопросы. Сформулировав свои мысли в академической манере и поставив их перед академической целевой аудиторией, Вы бы получили тихую академическую дискуссию. Но Вы для обсуждения специфической религиозной проблематики выбрали иной подход, рассчитанный на скандал и ориентированный на обывателя (пусть даже и образованного). Поэтому, если учёного Мусу Бигиева (да смилуется на ним Аллах) называют реформатором и даже революционером, то Вы пока только скандалист.

Мне жаль, что Вам практически никто не ответил более развёрнуто, нежели комментариями в соц.сетях, о том, что российская умма уже ушла от того уровня, который Вы ей приписываете. Никто не ответил Вам, что поднимать вопросы о чтении намаза на родном языке, татарском, русском, чеченском или аварском (будто по своей неграмотности российские мусульмане не способны выучить на арабском Фатиху, а то и джуз, или три джуза, или весь Коран) нет никакого смысла, кроме общеобразовательного, в рамках которого татарстанские студенты изучают трактат Аль-Кудури, причем не без Вашего, первого зам.председателя и бывшего главного улема Республики, участия. Никто не сказал о том, что сегодня нет необходимости жертвовать многовековой преемственностью религиозно-правовых школ и затирать в них целые пласты, потому что фикх гораздо шире и гибче тех вызовов, которые возникают в разные эпохи, а российские мусульмане имеют разум и интеллект, дабы отличить актуальное и своевременное от того, что уже ушло в историю, но при этом остаётся её частью. Наконец, о том, что мусульмане сегодня хорошо знают известное “выражение Ленина”: «Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность», и умеют критически оценивать различную информацию, в том числе, те цитирования, критикующие великих мухаддисов и в целом Сунну, которые к месту и нет подкидываются кругом Ваших единомышленников, как и вообще все те некорректные демагогические приёмы, которыми Вы активно пользуетесь, но которые уже ни для кого не новы.

Вместе с этим, я рад, что никто не стал с Вами дискутировать в Вашей манере о вещах, имеющих всё-таки околосакральный характер. При прочтении Ваших статей, я уверен, все, кто любит Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и да приветствует), с трепетом и почтением относится к учёным исламской уммы и их наследию, чувствовали кощунственность избранного Вами метода. Понимая, что, как я уже написал выше, сегодня нет и не должно быть запрета для квалифицированного поиска истины, мне всё-таки с самого начала не хотелось, чтобы кто-то из мусульман поддержал Ваш тон, пусть даже украшенный налётом интеллигенствования (и в этой связи я не желаю Вам стать объектом другой известной фразы Ленина). То, что Ваши статьи не вызвали широкой дискуссии, может быть воспринято как интеллектуальная капитуляция классической школы Ислама перед свободой неоиджтихада, однако это всего лишь естественная реакция нормальных людей держаться подальше от разнузданности там, где ей не место.

Рустам эфенде, любой религиозный деятель, какую бы оскомину не набило это выражение, суть воспитатель, обязанный работать над собой и делиться своими знаниями, опытом и примером. Религиозное воспитание – это ответственный процесс, потому что ошибки учителя развиваются в учениках, авторитаризм приводит к косности и отсутствию инициативы, отказ от научных методов в вопросах изучения и обучения приводит к остановке в развитии и неконкурентоспособности процесса образования, отсутствие фундаментальных знаний приводит к искажению религиозных основ и извращению религиозного учения. Будущее российской системы исламского образования за теми, кто, конечно, будет владеть навыками научного подхода, но при этом иметь глубокие знания религиозных основ и придерживаться умеренности в суждениях. Сегодня в России крайне мало вторых, ещё меньше первых и практически нет тех, кто эти качества объединяет. Не приходится сомневаться, что именно такие мусульмане, современные доктора и кандидаты наук, в скором времени начнут задавать тренд развития исламской уммы России, а роль духовных управлений, хоть и останется необходимой, но будет сужаться. Поэтому, раз уж Вы, будучи религиозным деятелем, берётесь за воспитание уммы, хочется Вас риторически спросить, какими знаниями, опытом и примером Вы делитесь со своими читателями, мусульманами и немусульманами, что Вы им прививаете? Любовь к Исламу или ненависть? Уважение к нашей религии или презрение? Почтение к алимам или пренебрежение ими? На самом деле Вы призываете или отвращаете?

Давайте взглянем на некоторые применяемые Вами выражения хотя бы в одной Вашей статье «Осталась ли педофилия лишь в средневековых книгах ислама?». Название статьи с самого начала формирует представление, будто книги учёных Ислама в период рассвета исламской мысли только и были заняты, что обсуждением этого позорного явления. Как должен ответить читатель? «Да, педофилия осталась лишь в средневековых книгах» или «Нет, педофилия есть и в современных книгах об Исламе»?

Далее Вы, канализируя восприятие читателей, пишите: «представьте: на одной с вами лестничной клетке живут те, кто считает, что переспать с ребёнком – норма». Как это понимать? Все, у кого на полке книга Аль-Кудури или Сахих Аль-Бухари могут считаться педофилами? Или «книга аль-Кудури, где он допускает браки с малолетними детьми, — это не юридический гимн педофилии, а исторический памятник гуманизма» - то есть Вы хотите сказать, что в истории Ислама был период, когда педофилия (не в виде оформление брака, а именно его плотского воплощение) оправдывалась и даже являлась полезной для общества?

Все эти приёмы – не что иное, как манипуляция читателями и формирование у них самых искажённых и неверных представлений о нашей религии. Вы поднимаете темы, которые в Исламе и, возможно, только в Исламе никогда даже не стояли на повестке и не потому что современные мусульмане безнравственны или средневековые учёные мракобесы. Аллах своей религией возвёл, казалось бы, самые обыденные и естественные вещи в добродетель – стеснительность и стыдливость, милосердие к детям, брак, любовь между мужем и женой, достойное воспитание сыновей и дочерей, терпение и многое другое. Может показаться, что Вы ещё сильнее укрепляете границы добродетели, предупреждая позорные явления на самых его подступах, однако поднимая темы настолько мерзкие, что в публичном пространстве их откровенное обсуждение в религиозном контексте является практически табуированным, Вы запредельно расширяете рамки общественной дискуссии и инициируете опасный процесс, двигаясь, собственно говоря, в рамках концепции «Окна Овертона». Этот процесс, если он управляем и злонамерен, приведёт к тому, что под лозунгами избавления от «средневековья» кощунственные и неактуальные темы будут становиться предметом общественных и научных дискуссий, легитимизироваться в сознании людей, и, как это очень часто случается, начнут получать распространение в реальной жизни. Примеров масса.

В шариате есть известное обозначение – «Слова истины, которые ведут ко лжи (заблуждению)». Этим выражением описываются многие ситуации, когда отдельные праведные, с внешней точки зрения, действия подразумевали под собой порицаемую основу. Например, история о мечети, построенной рядом с Мечетью Куба, которую Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) приказал разрушить, и история о словах Мухаммада (САС) своим сподвижникам о мягкости в чтении Корана некоторыми людьми. Но мы же помним, что первых Аллах назвал нечестивцами (Ат-Тауба 107-108), а вторым Пророк (САС) предрёк то, что их чтение «не распространится дальше их глоток и они отойдут от религии подобно тому, как выпущенная стрела отходит от лука» (Сахих Аль-Бухари 4351).

Я не провожу и не планирую проводить параллели, но хочу сказать, что в современном мире, где столько возможностей для удовлетворения тщеславия и реализации амбиций, стать, даже нечаянно, автором правдивых слов, ведущих ко лжи, невероятно легко. Вот только как потом оправдаться?

 

Эльдар Сабитов

Автор: Эльдар Сабитов
подписаться на канал
Комментарии 1
  • АльхамдулиЛЛЯХ. Дела оцениваются по намерениям. Дай АЛЛАХ чтобы это Батров понял .
    (730)
    18 апреля'2017 в 11:58