
Накануне в офисе партии «Яблоко» по улице Пятницкой в Москве прошла пресс-конференция противников реконструкции Московской Соборной мечети, вылившаяся в политические декламации и оскорбления в адрес мечети и председателя ДУМЕР Равиля Гайнутдина. ДУМЕР участвовать в мероприятии отказалось, сославшись на то, что как духовная организация не принимает участия в политических акциях.
Как известно, разборка Московской Соборной мечети для ее будущего воссоздания вызвала резко отрицательную реакцию московского татарского сообщества. Председатель Фонда развития мусульманских народов Гаяр Искандяров на пресс-конференции назвал происходящее трагедией для всех московских татар, которые в мечети «находили духовную опору». «К сожалению мы своей задачи не выполнили, я чувствую, что потерял то ли мать, то ли отца», - заключил он.
Он потребовал расследования случившегося правоохранительными органами. По мнению общественного деятеля, мечеть была знаковой, краеугольной «как камень возле Каабы».
Дочь Ризаутдина Басырова, имама Московской Соборной мечети с 1964 по 1994 года сообщила, что передавала в мечеть документы, которые впоследствии пропали. «Это не мечеть, а бордель», - заявила она.
Культуролог Джаннат Сергей Маркус реконструкцию назвал ударом против дружбы народов и московского краеведения. «Мы никогда не узнаем ее тайн, хранящихся там в земле», - сказал он о мечети. По мнению культуролога, новодел (каковым он считает строящееся здание мечети) - это макдоналдизация общества. «Надо сохранять культуру, традиционные блюда. Что человек ест, то он и передает другим людям», - подытожил культуролог.
Главный архитектор этого «новодела» (до 2009 года) Ильяс Тажиев сообщил о том, что были разные предложения о том, как сохранить старое здание мечети, на что присутствовавший председатель Попечительского совета СМР Фарит Фарисов возразил: «Мы же с вами вместе работали. Как можно было оставить ее?» - намекая на то, что Тажиев хорошо осведомлен об истинных причинах сноса – ее ветхости.
Распространенную практику реконструкции старых мечетей, которая коснулась и Священной Каабы, и Заповедной Мечети в Мекке, Джаннат Маркус назвал практикой «бедуинов».
Председатель МНКА татар ЦАО г.Москвы Марат Фейзулов назвал случившееся преступлением против татарского народа. Он пожалел, что не оказался внутри мечети вместе со своей молодой женой: «Пусть бы нас задавил экскаватор».
По крики «Аллах Акбар!» присутствующие предложили «снять Гайнутдина», но сами же решили, что по шариату, снять муфтия с должности может только халиф, а у московских татар его нет.
О, если бы эти несчастные понимали смысл слов "Аллаху акбар"....