Среда обитания

«Список Силантьева»

 Политические убийства, аресты и изгнания мусульман России

  

Введение

  1. Убитые имамы, проповедники и мусульманские общественные деятели
  2. Аресты, репрессии в отношении исламских деятелей
  3. Репрессии против специфических групп мусульман

3.1. Последователи трудов Саида Нурси

3.2. Хизб ут-Тахрир

3.3. Русские мусульмане

3.4. Мусульмане Крыма

  1. Закрытые организации
  2. Исламская религиозно-политическая эмиграция

Заключение

  

Введение

Рупор исламофобского лобби в России Роман Силантьев не раз призывал уничтожать российских граждан, включенных им в категорию «ваххабитов» или «исламистов».

«В настоящее время в России проживает до 700 тысяч исламистов разной степени активности...

Необходимо резко ужесточать законодательство и перестать думать о том, что мирным путем и договорами можно что-то решить. Надо просто их уничтожать», - говорил Силантьев[i].

«Уничтожить», как хотелось бы Силантьеву, получается отнюдь не всех, хотя в рамках этой установки без суда и следствия убито уже немало людей. Однако помимо убийств в отношении этой категории людей используются и другие способы нейтрализации: аресты, выдавливание за границу, внесение в профилактические списки.

Но сперва надо определиться, о ком идет речь. Кто такие ваххабиты и исламисты в понимании Силантьева? Сразу надо отметить, что взгляды Силантьева не идентичны недавно принятой «Грозненской фетве»[ii], хоть он и приветствовал ее  по своим соображениям. Грозненская фетва является хоть и спорным, но теологическим документом, рассчитанным на внутреннее использование среди мусульман, а отнюдь не инструкцией для спецслужб, которые в сложных вопросах исламской догматики разбираться не будут. Для них у Силантьева и ему подобных есть простая формула: ваххабит или исламист — это тот мусульманин, который не попадает под данное ими определение «традиционного ислама»: 

«Для России традиционен Ислам, который лоялен государству, когда его представители готовы воевать за свою страну, даже ведя войну с единоверцами. Немаловажную роль здесь играет уважительное отношение к православному большинству через недопущение агрессивного прозелитизма, оскорбительных высказываний в адрес православных верующих»[iii].

Как видно, Силантьева при определении того, кто есть ваххабит или исламист, отнюдь не волнуют сложные догматические вопросы. Критерия у него всего два — безусловная лояльность государству, включая и готовность убивать ради него своих единоверцев, и лояльность господству РПЦ. Именно так надо понимать вторую часть его формулировки про «недопущение агрессивного прозелитизма, оскорбительных высказываний в адрес православных верующих», учитывая то, что Силантьев по совместительству является не только «исламоведом» (с фальшивой диссертацией[iv]), но и членом руководства ордена православных фундаменталистов Патриарха Кирилла — Всемирного Русского Народного Собора. 

Что касается первой части его формулировки, исламистами и ваххабитами, по Силантьеву, являются не те, кто готов или хочет воевать против российского государства, а те, кто не готов при любых обстоятельствах воевать за него, в том числе, против своих единоверцев. Таким образом, исламистом или ваххабитом, по Силантьеву, является любой мусульманин, не согласный быть бездумным винтиком государственной машины (которая с подачи таких как он в последние годы вновь приобрела тоталитарный характер) и/или не признающий православно-фундаменталистский порядок РПЦ — ВСРН. И таких людей, согласно Силантьеву, нужно уничтожать.

Ошибется тот, кто подумает, что Силантьев это просто маргинал, который высказывает исключительно свою эпатажную точку зрения. На самом деле, Силантьев говорит о том, что уже происходит, и в этом смысле он является просто рупором тех кругов, которые осуществляют соответствующую политику в России. Но сам Силантьев при этом не более, чем собирательный образ тех, кто уже давно лоббирует в России политику государственной исламофобии. 

«План Силантьева» в России есть и реализуется, как и уничтожение/нейтрализация теми или иными способами людей из «списка Силантьева». Конечно, уничтожить все 700 тысяч затратно и чревато. Достаточно сделать так, чтобы они «распылились», а для этого нужно показательно уничтожить, посадить или выдавить из страны наиболее активных из них. При этом речь идет не об уголовниках, не о наркоманах, бандитах, террористах и экстремистах, а о тех, кого выставили таковыми, либо просто убили.

Ниже мы перечислим лишь наиболее известные примеры реализации «плана Силантьева» и основные его направления. Сбор и перечисление всех фактов подобного рода еще ждут своего времени и своего исследования — в виде «Белой книги мусульман России путинской эпохи».

  

  1. Убитые имамы, проповедники и мусульманские общественные деятели

Начнем с тех, кого все же удалось убить, как и предлагал Силантьев. Ниже мы приводим имена наиболее известных имамов, проповедников, журналистов, убитых именно эскадронами смерти, действующими в России. Мы не стали включать в этот список лиц, которые с высокой вероятностью могли быть убиты на криминальной или бытовой почве, а также в результате внутримусульманских распрей. 

31 августа 2008 года — в Ингушетии силовиками был убит Магомед Евлоев, общественный деятель, поднимавший темы внесудебных казней и похищений мусульман. До этого в 2007 году против Евлоева возбуждалось уголовное дело за публикации на его сайте Ингушетия.Ру, летом 2008 года сайт был запрещен, а незадолго до убийства Евлоева — в начале августа главный редактор сайта Роза Мальсагова попросила политического убежища во Франции из-за преследований в России.  После убийства Евлоева владельцем сайта, освещавшим террор спецслужб в отношении мусульман в Ингушетии, стал Макшарип Аушев. Он был убит всего через год — 25 октября 2009 года. Незадолго до этого, 15 сентября его пытались похитить на глазах у множества людей.  

19 апреля 2009 года - в Ингушетии был убит популярный имам и проповедник Муса Эсмурзиев. Убитый был представителем суфийского кадирийского тариката, в связи с чем его убийство хотели приписать местному вооруженному подполью, придерживающемуся салафитских взглядов, чтобы спровоцировать конфликт между салафитами и суфиями. Однако представители подполья и салафитов категорически отмежевались от этого убийства, заявив, что несмотря на религиозные разногласия, не имели претензий к Эсмурзиеву, который критиковал в своих проповедях власть[v]. Вместе с тем, на то, кто убил Эсмурзиева, указывает тот факт, что, в соответствии с экспертизой, проведенной МВД Ингушетии, он был убит из того же автомата, что и две жертвы спецоперации ФСБ в Плиево[vi].

1 мая 2009 года — в Ингушетии убит имам, хафиз Корана Саид Ибрагим Калиматов (Саид-Хасан Саидибрахим).

14 июня 2009 года - в Ингушетии найден убитым похищенный в начале июня имам Абдурахман Картоев.

На фоне этих и аналогичных убийств 18 сентября 2009 года руководство вооруженного подполья Ингушетии выступило с официальным заявлением, в котором было сказано, что не имеет к ним никакого отношения и что данные убийства являются делом рук российских спецслужб. В нем, в частности, говорилось: «Мы не воюем против суфиев и не обвиняем их всех в неверии, не считаем их поголовно многобожниками, кроме тех, которые придают свойства и атрибуты Аллаха своим шейхам, считая, что человек может быть подобен Аллаху. ...Мы не собираемся воевать против вас сейчас, и тем более после победы, когда закон Аллаха установится на этой земле. ...Наш призыв к вам остается в силе, и хотя мы убеждены в ряде ошибок суфиев и нововведений, это не причина для того, чтобы по шариату мы имели право убивать своих мусульман».

3 октября 2009 года - в Дагестане был расстрелян видный салафитский проповедник и учитель, единственный на территории бывшего СССР человек с ученой степенью доктора шариатских наук Муртазали Магомедов. Он получил богословское образование в Сирии и вернулся в Дагестан в 2007 году, после чего начал активную преподавательскую и просветительскую деятельность, вызывавшую раздражение у официального муфтията и местных силовиков.

10 октября 2010 года - в Тюмени был убит имам Новоуренгойской мечети «Нур Ислам» Исомитдин Акбаров. Это убийство показательно тем, что является одним из первых убийств исламских проповедников за пределами Северного Кавказа, где они неформально оправдывались необходимостью противостоять вооруженному подполью, включая устранение религиозных деятелей, имеющих с ним общую, если не политическую, то богословскую платформу. 

В данном же случае был убит человек, никак не связанный с кавказским вооруженным подпольем и за тысячи километров от территории его деятельности. Поэтому можно говорить об одном из первых случаев убийств из чисто исламофобских побуждений. За 13 лет деятельности убитого имама созданная им община увеличилась с 7 человек примерно до 1000, в том числе, за счет людей, принявших Ислам благодаря его проповеди. Из-за этого он был бельмом на глазу у исламофобов. В 2009 году властями было принято решение о сносе мечети Нур Иман, и учитывая конструктивные отношения убитого имама с руководством города Новый Уренгой, было очевидно, что решение идет «сверху». Примерно за год до убийства началась систематическая демонизация общины и ее имама в СМИ, которая, как оказалась, была информационной «арт-подготовкой» к последующему убийству. После убийства имама силовики пытались ликвидировать общину «Нур Ислам» в судебном порядке, но на тот момент не сумели этого сделать, после чего на ее участников начало оказываться неправовое давление. В итоге община все-таки была официально ликвидирована, а мечеть, в которой на протяжении многих лет молились тысячи местных мусульман, снесена. 

14 октября 2010 года — в Дагестане был убит Исмаил Гаджиев, занимавшийся исламским медицинским целительством и построивший мечеть для салафитов в селе Учкент, в силу чего был в немилости у официального муфтията и силовиков. Прогосударственные пропагандистские СМИ осветили убийство следующим образом «В Дагестане убит "изгоняющий джиннов" целитель, помогавший ваххабитам»[vii]

24 сентября 2011 года - в городе Иваново убит имам местной мечети Фуад Рустамходжаев, гражданин России и Узбекистана. Убийство Рустамходжаева, очевидно, стало одним из получивших впоследствии распространение «российско-узбекских проектов». Убили его узбекские спецслужбы, но без наводки и прикрытия со стороны российских коллег (в отношении российского гражданина и на российской территории) это, как и другие аналогичные убийства, было бы невозможно. Причиной убийства могло стать то, что Рустамходжаев поддерживал созданное узбекскими эмигрантами Народное движение Узбекистана. С другой стороны, практически одновременно с этим (см. ниже) в Центральной России одно за другим происходят убийства двух имамов, с узбекской оппозицией никак не связанных. Поэтому речь может идти и о целенаправленной кампании «зачистки» Ислама в ЦФО. 

18 сентября 2011 года в Ярославле убивают члена совета и имама местной мечети Абакара Кади Магомедова. Менее, чем через два месяца -  8 ноября 2011 года убивают его преемника, нового имама мечети — Артура Манукяна (Абдульмаджида).

13 февраля 2012 года — в Пятигорске был взорван в своей машине самый знаменитый в Ставропольском крае исламский проповедник, заместитель официального муфтия края Курман Исмаилов. Несмотря на то, что Исмаилов был идейным оппонентом вооруженного подполья на Кавказе, он не раз подвергался давлению со стороны местных силовиков, в связи с чем на его защиту были вынуждены вставать общественные и религиозные деятели. В 2011 году Исмаилов жаловался на действия силовиков в прокуратуру. Исмаилов, очевидно, был убит в рамках программы уничтожения исламского призыва в Ставропольском крае, которая действует и реализуется по сей день. Ее существование наглядно подтверждается количеством убийств имамов и мусульманских правозащитников именно в этом крае (см. далее).

23 марта 2012 года — в Дагестане по дороге в мечеть был убит имам Гитиномагомед Абдулгапуров. Абдулгапуров призывал к диалогу суфиев с салафитами, поэтому, скорее всего, в его убийстве была заинтересована «третья сила»[viii].

28 июня 2012 года — в Дагестане в селении Кироваул Кизилюртовского района снайперским выстрелом был  убит исламский ученый Магомедхабиб Заурбеков. Убитый учился в Саудовской Аравии и Сирии, что делает очевидной причину убийства.

3 июля 2012 года — в Горном Алтае, в реке было найдено тело адвоката Рустема Валиуллина, направлявшегося на суд по делу о запрете исламской литературы. По версии следствия, по дороге на суд Валиуллину внезапно захотелось искупаться в реке с бурным течением, в результате чего он утонул. Надо отметить, что на тот момент Валиуллин был ведущим в России мусульманским правозащитником и адвокатом по делам о запрете литературы, обвинениям в экстремизме и т. п., то есть, отстаивал интересы мусульман, попавших под репрессивный каток. И на этом фоне силовые структуры утверждали, что такой человек просто утонул, да еще и по дороге на очередной суд.

30 октября 2012 года в Дагестане был убит (вместе с отцом и братом) имам Калимулла Ибрагимов. Убитый был приверженцем салафизма, и поэтому воспринимался в качестве врага официальным муфтиятом и силовиками.

26 декабря 2012  - в Северной Осетии на окраине Владикавказа был застрелен имам, заместитель муфтия республики Ибрагим Дударов. Убийству Дударова предшествовала кампания силовиков против североосетинской мусульманской общины, сопровождавшаяся арестами одних ее членов и давлением на других, а также вынужденной отставкой и эмиграцией предыдущего муфтия Северной Осетии — Али Евтеева. Дударов станет первой, но отнюдь не последней ключевой фигурой североосетинских мусульман, убитых теми, кто поставил перед собой задачу не допустить возрождения Ислама в республике.

4 апреля 2013 года — в Москве был похищен и бесследно исчез имам из Дагестана Фамиль Кучев. За два дня до этого он прилетел в Москву из Дагестана, чтобы вылететь в Египет, но был похищен и, скорее всего, убит. При обсуждении этой новости в СМИ со ссылками на анонимные источники среди силовиков присутствовали предположения, что Кучев мог быть задержан за связи с «исламистскими группировками».

17 апреля 2013 года — опять в Москве был похищен и опять мусульманин, связанный с Египтом - Руслан Ильясов. Он занимался распространением среди мусульман Москвы лечебного масла черного тмина. По словам его близких, ранее Ильясов не раз задерживался силовиками за ношение длинной бороды. До того, как переехать в Москву, последние пять лет он проживал в Египте и занимался перевозками и торговлей маслом чёрного тмина в России.

12 мая 2013 года в Уфе тремя людьми, двое из которых были одеты в служебную форму МВД, был похищен один из лидеров Шуры Мусульман Башкортостана (легальная салафитская организация) Азамат Хасанов (Хасан Хасанов). Хасанов был одним из лидеров башкортостанского джамаата, нейтрализованным в наиболее радикальной форме (бесследно исчез). Незадолго до этого начались репрессии против других членов той же организации. Так, 28 марта 2013 года на 4,5 года тюрьмы был осужден исламский деятель Фанзиль Ахметшин, у которого при обыске «нашли» наркотические вещества. Поэтому в данном случае очевидно имела место внесудебная казнь. Причем, надо отметить, что это произошло во время, когда местное ФСБ возглавлял Виктор Палагин, при котором с 2008 по 2013 гг. было возбуждено порядка 200 уголовных дел против мусульманских деятелей.[ix]

После присоединения к России Крыма именно он был назначен в нем директором республиканского ФСБ. С его назначением в Крым бесследные исчезновения представителей мусульманской общественности начались и там.

9 июля 2013 года — в Дагестане расстрелян Ахмеднаби Ахмеднабиев, журналист газеты «Черновик», разоблачавший деятельность эскадронов смерти в отношении мусульман республики (убийства, похищения, пытки и т. п.). До убийства Ахмеднабиев не раз получал угрозы с требованием прекратить свою журналистскую деятельность, причем, местные силовики игнорировали заявления с его стороны об этих угрозах. Уголовное дело по факту убийства Ахмеднабиева в итоге было прекращено, несмотря на неоднократные попытки адвокатов добиться продолжения его расследования[x].

16 сентября 2013 года в городе Кизляр Дагестана был убит активист исламской организации «Союз Справедливых» Абдулла Гаппаев. До убийства Гаппаев подвергался давлению силовиков в связи с организацией им протестных акций по теме похищения и убийства мусульман. 

25 декабря 2013 года — в Ставропольском крае умер после измывательств во время задержания, судебного процесса и в следственном изоляторе имам села Канглы Мансур Аджигисиев. У хронически больного человека при обыске «нашли» патроны, а потом в состоянии обострения его желудочной болезни отказывали ему в лечении до тех пор, когда оно ему уже не смогло помочь.

4 февраля 2014 года — в Ставропольском крае бесследно исчез (скорее всего, похищен и убит) очередной имам - Шамиль Хубиев. Имам выехал из поселка Мирный в Пятигорск на встречу с муфтием Ставропольского края и исчез по дороге. При этом автомобиль имама был найден в целости и сохранности на обочине, но его самого так и не нашли.

16 мая 2014 года — в Дагестане обнаружено сожженное тело ранее похищенного имама Омарасхаба Алибегова. По словам его родственников, после того, как он был похищен, они обратились к силовикам, которые ответили им, что Алибегов задержан и через какое-то время будет освобожден. Однако в итоге он был убит, а его тело подорвали вместе с машиной, чтобы замести следы убийства и пыток. Убитый имам также был последователем салафитского направления.

13 июня 2014 года — в Ставропольском крае был похищен и через день найден мертвым с пулевым ранением в голову исламский активист Замир Таибов.

31 июля 2014 года — в Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика) был похищен и через сутки найден мертвым со следом укола на теле Тимур Куашев, журналист и мусульманский правозащитник. Куашев в своих статьях регулярно освещал тему беспредела силовиков в отношении мусульман Кабардино-Балкарии и получал за это неоднократные угрозы расправы и требования прекратить свою деятельность. Несмотря на активное участие правозащитников и Общественной палаты при президенте в расследовании его дела и его взятии на контроль руководством и силовыми структурами республики, через год дело было прекращено и выдано заключение, что Куашев «умер сам».

21 августа 2014 года — в Уфе по примеру ранее бесследно похищенного Азамата Хасанова был похищен еще один активист салафитской общины Башкортостана - Ринат Сахабов. По свидетельству очевидцев, он также был похищен людьми в форме полиции и увезен на белом микроавтобусе. Исчез бесследно, как и Азамат Хасанов, также, как и он — в период, когда ФСБ Башкортостана возглавлял Виктор Палагин, позже возглавивший ФСБ Крыма.

16 августа 2015 года  - во Владикавказе убит новый заместитель муфтия Северной Осетии и имам североосетинских мусульман Расул Гамзатов, заступивший на место ранее убитого Ибрагима Дударова и изгнанного из выдавленного из республики Али Евтеева.

20 августа 2015 года - в Ставропольском крае расстрелян имам села Иргаклы Замирбек Махмутов. Ранее Махмутов неоднократно подвергался давлению силовиков в связи со своей проповеднической деятельностью, а также из-за защиты им права ставропольских девочек посещать школы в хиджабах после введения соответствующего запрета на краевом уровне.

26 сентября 2016 года — в Ставропольском крае был убит очередной имам - Равиль Кайбалиев. Перед этим он также подвергался давлению силовиков из-за своей проповеднической деятельности. Кайбалиев наряду с ранее убитым ставропольским имамом Замирбеком Махмудовым за несколько лет до этого принял участие в телепередаче, где они выступили против запрета краевыми властями ходить в школы в хиджабах.

7 февраля 2016 года — в городе Буинск Татарстана, по дороге из мордовского Саранска в Казань были похищены и бесследно исчезли имам казанской мечети «Нурулла» Сулейман Зарипов и его коллега из ОАЭ Неджмеддин Кхоудж. Зарипов был проректором Российского Исламского Университета и заместителем предыдущего муфтия Татарстана, то есть, абсолютно легальной фигурой и частью местного религиозного истеблишмента. Однако он занимался строительством мечетей как в Татарстане, так и в соседних регионах, а это явно противоречит политике сдерживания развития Ислама. В целом, из-за того, как осуществлялся поиск такой ключевой для религиозной жизни Татарстана фигуры и как себя вели при этом представители силовиков, у людей, принимавших участие в поиске Зарипова, сложилась абсолютная уверенность, что это их рук дело.

1 марта 2016 года — в Санкт-Петербурге убит один из лидеров местной общины узбекских мусульман, гражданин России и Узбекистана Зафаржон Халилов. Первоначально силовики заявили о том, что Халилов сорвался с крыши и разбился, но потом, когда стало известно, что в теле «упавшего» 6 пулевых ранений, эта версия была снята. Чтобы замолчать дело об убийстве Халилова в Санкт-Петербург 17 марта прибыла делегация Служба Национальной Безопасности Узбекистана, которая провела совещание с российскими коллегами. И личность Халилова, и характер его деятельности (исламская проповедь среди заграничных узбеков, рассматривающаяся как угроза каримовским режимом), и внимание, которое было уделено ему узбекскими спецслужбами, указывают на то, что он был устранен именно последними. При этом совершенно очевидно, что на территории России это и другие аналогичные убийства не могли произойти без тесной координации узбекских и российских коллег и прикрытия последними первых в том, что касается убийств на российской территории российских граждан.

4 апреля 2016 года — был убит лидер нижневартовских салафитов, имам Вагиф Нурбаев. Он был либо взорван в машине, либо похищен, убит, после чего его тело было подложено в машину и взорвано вместе с ней. В 2010 году против него уже сфальсифицировали уголовное дело, когда он собирался вылететь обучение в Исламский университет Медины. Тогда у него, спортсмена, сторонника здорового образа и ярого борца с наркотиками при обыске «нашли» наркотики. Этому предшествовало длительное давление в отношении него со стороны силовиков за исламскую проповедническую деятельность среди молодежи Нижневартовска. Нурбаеву не дали уехать из России, и после того, как он отсидел по сфабрикованному делу, он продолжил проповедь в Нижневартовске. Его убийство стало наиболее устрашающим элементом погрома, устроенного силовиками возглавляемой им общине. В ее рамках силовиками было избито и арестовано с подбросом оружия при обысках (с грубыми процессуальными нарушениями) около 10 человек[xi].

  

  1. Аресты, репрессии в отношении исламских деятелей 

26 января 2006 года в Ставропольском крае был арестован имам пятигорской мечети Антон Степаненко. Находясь в следственном изоляторе, подвергался издевательствам и давлению с целью выбить у него признательные показания для того, чтобы осудить его, в частности, по репрессивной ст.282 УК. Благодаря вмешательству правозащитников и общественных деятелей, которое на тот момент в таких случаях еще было действенным, дело против Степаненко фактически развалилось и его были вынуждены выпустить. Тем не менее, 30 марта 2007 года он был приговорен к 1,5 годам условного заключения. К настоящему моменту Степаненко уже уехал из России, однако, травля его в СМИ не прекращается и до сих пор — со слов неких «источниках» в силовых структурах его обвиняют в организации и руководстве террористическим подпольем, хотя очевидно, что будь у силовиков хоть малейшие (даже сфабрикованные) доказательства, они возбудили бы против него уголовное дело и объявили бы в международный розыск.

25 сентября 2010 года в городе Балашиха Московской области был задержан директор издательской группы "Сад" Айдар Хабибуллин. При обыске на съемной квартире у Хабибуллина были «найдены» граната и «экстремистская литература». Как стало известно в ходе судебного процесса, Айдар Хабибуллин был взят в оперативную разработку еще 2 апреля 2009 года. Позднее — 18 июня 2012 года решением Ленинского районного суда Оренбурга в список экстремистских материалов были внесены десятки книг, выпущенных издательством «Сад». Таким образом стало очевидно, что дело Хабибуллина было всего лишь частью плана по разгрому данного издательства, переводившего на русский и публиковавшего книги турецких авторов, представляющих ханафитский мазхаб и суфизм, которые являются «традиционным исламом» в понимании Грозненской фетвы, но не Силантьева и его единомышленников-силовиков.

10 июля 2013 года в Екатеринбурге был осуществлен рейд силовиков на мечеть «Рахман», в ходе которого в ней была найдена «экстремистская литература» в виде сборников хадисов всемирно признанного ученого имама Навави «Сады праведников», молитвослова «Крепость мусульманина» и книги «На пути к Корану». 22 мая 2014 года администрация Екатеринбурга уведомила руководство общины о расторжении договора аренды помещения, в котором она находилась, и мечеть была закрыта. 2 июня 2016 года бывшему имаму мечети Амиру Музафарову и его помощнику Магомеду Саидову были предъявлены обвинения по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти) и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ (участие в экстремистском сообществе). 16 ноября Орджоникидзевский районный суд Екатеринбурга приговорил Музафарова к 5 годам лишения свободы условно с лишением права проповедовать на 3 года.

18 октября 2013 года в Ставропольском крае был арестован имам Кисловодска Курман Али Байчоров. Он был задержан в машине по пути с праздничной молитвы (в Курбан-Байрам). В результате досмотра автомобиля, сотрудники обнаружили наркотические вещества, и против имама возбудили уголовное дело. На суде Байчоров не признал свою вину, утверждая, что наркотики ему подбросили. В январе 2015 года суд приговорил имама к сроку в 3,5 года лишения свободы, но в феврале 2016 года дело было направлено на пересмотр. В июне оно было возвращено на повторное рассмотрение в апелляционную инстанцию. Суд постановил закрыть дело имама за отбытым сроком наказания, перед этим снизив сам срок до года и трех месяцев. Преследование имама Байчорова связано с его непримиримой позицией по поводу запрета на строительство мечетей в Кисловодске.

5 ноября 2013 года в Новосибирской области против Камолитдина Рахманова, Нурлана Борбиева и еще ряда мусульман было возбуждено уголовное дело по ч. 1 и 2 ст. 282.2 (организация деятельности экстремистской организации и участие в ней) в. Их обвинили в участии в пацифистской организации "Таблиги Джамаат", призванной в России террористической. После двухлетней травли 5 ноября 2015 года дело в итоге было закрыто из-за недоказанности и истечения срока уголовного преследования.

5 марта 2014 года в Республике Алтай был осужден по по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности запрещенной организации)   имама Кош-Агачского района республики Алтай Сержан Сватов. Имама обвинили в принадлежности к просветительской организации «Таблиг-Джамаат», призванной в России террористической, и приговорили к штрафу в размере 100 тысяч рублей. После возбуждения уголовного дела он был вынужден оставить работу имама, чтобы не создавать проблемы для своей общины. Сам имам принадлежность к «Таблиг-Джамаат» категорически отрицает. Причиной репрессий против него наиболее вероятно является его активная деятельность как имама, включая вывоз детей на отдых в детский мусульманский лагерь, который был объявлен в местных СМИ лагерем по подготовки террористов.

2 октября 2014 года в Набережных Челнах к 1 году лишения свободы условно была приговорена известный мусульманский и татарский национальный деятель Фаузия Байрамова. Поводом для репрессий стали ее выступления в поддержку крымских татар, однако, реальной причиной — многолетняя общественная деятельность в защиту прав мусульман Татарстана, в частности, борьба против неправомерных репрессий в отношении них.

30 декабря 2014 года в Мордовии по ст.282 УК предъявлено обвинение имаму мечети в селе Средняя Елюзань Али Якупову. Основанием для обвинения стал ложный донос, в качестве доказательств же были использованы записи с уроков Якупова, которые продемонстрировали, что в отношении него долгое время велись наблюдение и прослушивание. Якупова обвинили в возбуждении национальной розни из-за хадиса об иудеях, который он привел с целью доказать, что в ближайшее время не будет конца света, так как события, описанные в этом хадисе, еще не сбылись. Его 6 месяцев держали в ИВС и под домашним арестом, пытаясь за это время доказать его виновность. Когда стало ясно, что дело разваливается, Якупову предложили отпустить его по амнистии в обмен на признание вины, но он от этого отказался. 11 марта 2014 года Городищенский районный суд вернул его дело в прокуратуру. 9 апреля 2015 года дело против Али Якупова было возобновлено. 18 января 2016 года против Якупова начали новое преследование — на этот раз за проклятия в адрес китайских коммунистов в связи преследованиями уйгуров. По общему мнению, причиной всех этих преследований является то, что Якупов — религиозной образованный и авторитетный имам, которого хотят выжить сотрудничающие с силовиками деятели от Ислама.

13 марта 2015 года — в Уфе был приговорен к 3 годам лишения свободы известный башкирский национальный и мусульманский деятель, лидер организации «Нация Ислама» Айрат Дильмухаметов. Поводом для приговора стала статья Дильмухаметова под названием «Ахыр Заман», которая по мнению обвинения содержала в себе экстремистские призывы. При этом сам Дильмухаметов считал, что ни одно из выдвинутых против него обвинений доказано не было, а реальной причиной ареста стала его оппозиционная и правозащитная деятельность. В 2011 году Дильмухаметова уже сажали в колонию на несколько лет по тому же обвинению, однако, после его выхода на свободу в скором времени арестовали снова из-за того, что он возобновил свою общественную деятельность. 

15 сентября 2015 года — в Набережных Челнах к 3 годам лишения свободы был приговорен уже татарский национальный и мусульманский деятель Рафис Кашапов, руководитель Татарского Общественного Деятеля. Поводом стали его заявления в поддержку крымских татар и с признанием Крыма частью Украины. Реальной причиной — многолетняя активная общественная деятельность в защиту прав мусульман, не вписывающаяся в новые реалии.

11 июля 2016 года — в Москве был арестован имам мечети в Отрадном Махмуд Велитов, обвиненный в оправдании терроризма. Формальным поводом для обвинения послужили слова имама в защиту членов организации Хизб ут-Тахрир, подвергающихся гонениям. Подлинной же причиной ареста стало то, что Махмуд Велитов оставался последним имамом мечети в Москве, позволявшим себе выступать с критикой властей и в защиту мусульман, подвергающихся гонениям. Велитов был посажен под домашний арест, после чего его сняли с должности руководителя его религиозной организации, а имамом мечети вместо него назначили Рината Аляутдинова — автора идеи строительства в Москве мечети имени Путина.

 

  1. Репрессии против специфических групп мусульман

3.1. Последователи трудов Саида Нурси

Саид Нурси — один из самых популярных в Турции современных турецких богословов (1878 — 1970), почитаемый в этой стране на уровне лидеров государства и официального муфтията, а также во многих странах исламского и неисламского мира, где у него есть последователи. Доктрину Нурси отличает исключительно миролюбивый и созерцательный характер, отказ от насилия, отказ от участия в политических процессах, концентрация на просвещении, причем, как религиозном, так и светском.

В России ценители трудов данного шейха объединялись в кружки для их изучения по всей стране, в особенно в тюркоязычных регионах. Однако 10 апреля 2008 года изучать труды Саида Нурси в коллективном порядке стало запрещено, так как занимающиеся подобной деятельностью были квалифицированы как движение «Нурджулар», признанное экстремистским и запрещенным. Отметим, что нам неизвестно о запрете данного «движения» ни в одной стране мира. Например, его труды спокойно распространяются и изучаются даже в авторитарной Беларуси. Также отметим, что иногда последователи Саида Нурси или «нурсисты», «Нурджулар» ошибочно смешиваются с движением «Хизмет» другого известного проповедника и его последователей («гюленисты»). Однако сами «нурсисты» указывают на то, что «гюленисты» к ним не принадлежат и осуждают их за политическую ангажированность, в частности, против нынешнего руководства Турции, в то время как они стоят на позициях аполитичности.

После решения о запрете в России «движения «Нурджулар» по всей стране начались репрессии против людей, изучающих труды Саида Нурси в кружках. Ниже мы перечисляем неполный список таковых.

24 и 25 июля 2012 года в Новосибирске были предъявлены обвинения по возбужденному уголовному делу имаму Ильхому Меражову и Камилю Одилову. На том основании, что они изучали труды турецкого богослова Саида Нурси, им предъявили обвинение в «участии в деятельности международного религиозного объединения «Нурджулар». В 2013 году они были приговорены к году лишения свободы условно. 2 декабря 2015 года против Одилова было повторно возбуждено уголовное дело по той же статье — 282.2 ч.1 (организация деятельности религиозного объединения, запрещенного в связи с осуществлением экстремистской деятельности).

19 февраля 2014 года жители Набережных Челнов Ильнур Хафизов и Фидаиль Салимзянов были приговорены к штрафу по чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК за организацию домашнего медресе, где изучались книги Саида Нурси.

19 февраля 2014 года мировой суд судебного участка №15 Набережных Челнов признал Ильнура Хафизова виновным по ч. 1 ст. 282.2 УК, а Фидаиля Салимзянова – по ч. 2 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации и участие в ней) и приговорили их к штрафу в размере 100 тысяч и 50 тысяч рублей за создание сообщества, в котором изучались труды Саида Нурси. 

10 апреля 2014 года в Ульяновске был арестован Багир Казиханов. Его обвинили в создании ячейки организации «Нурджулар» и приговорили к 3 годам колонии. В рамках этого же дела Александр Мелентьев и Степан Кудряшов  были приговорены условно к 2 и 1,8 годам лишения свободы. Правозащитный центр «Меморал» объявил осужденных политическими заключенными.

25 декабря 2015 года СО УФСБ по Амурской области возбудил уголовное дело № 553067 по ст.282.2 ч.1 УК РФ (организация деятельности религиозного объединения, запрещенного в связи с осуществлением экстремистской деятельности) в отношении гражданина РФ Евгения Львовича Кима, 1974 г.р., уроженца г. Нукус (Каракалпакстан), этнического корейца, принявшего ислам.
По версии следствия, подозреваемый, разделяя идеи «Нурджулар», «в августе 2015 г. решил организовать в г. Благовещенске проведение религиозных собраний с участием жителей города». Евгений Ким, содержащийся под стражей в СИЗО г. Благовещенска, пока является единственным обвиняемым по данному уголовному делу. 27 декабря 2015 г. суд санкционировал его содержание под стражей на два месяца. Затем этот срок был продлен еще на два месяца. В апреле 2016 г. он был включен Росфинмониторингом в «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму».

 

3.2. Хизб ут-Тахрир 

Партия Исламского Освобождения (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами) является организацией всемирного масштаба, призывающей к восстановлению единого государства мусульман — Халифат. Партия делит  территории своей активности на две разновидности — мусульманские страны, в которых ее целью является распространение ее идей среди общества и «обладателей силы», чтобы те в итоге провозгласили Халифат, и немусульманские, в которых она ограничивается исключительно распространением своих представлений об Исламе, без целей прихода к власти или участия во власти. Россия в понимании Хизб ут-Тахрир относится к числу немусульманских стран с целями общего просвещения. То есть, политических задач у этой всемирной партии в России нет, уже не говоря о том, что для достижения даже политических задач партия считает правильным действовать только политическими, а не насильственными методами. 

Тем не менее, 14.02.2003 года партия была признана в России террористической, после чего начались массовые репрессии против ее членов. Из всех прочих исламских групп и организаций Хизб ут-Тахрир в России с отрывом лидирует от других по числу политических заключенных, однако, это связано не с какой-то злокозненностью, а напротив, с установкой вести свою деятельность открыто и не отказываться от членства в партии, несмотря на угрозы длительных тюремных заключений.

Ниже мы перечисляем список арестованных членов партии без подробного описания их дел, просто с указанием ФИО, статьи, срока заключения и места событий, так как в противном случае только по одной этой организации потребовалось бы готовить полноценный доклад. Также следует отметить, что во всех странах Запада Хизб ут-Тахрир действует легально, так как нигде властями ее члены не были замечены в акциях насильственного характера. Единственное исключение — Германия, где партия была запрещена, но не как террористическая, а за то, что отрицает государство Израиль.

  

Санкт-Петербург

14 августа 2015 Махамадимин Салиев (студент Петербургского морского технического университета гражданин Киргизии) признан виновным по части 2 статьи 205.5 (участие в деятельности террористической организации) и приговорен к 5 годам в колонии строгого режима .

17 августа 2015 года Гапур Магомедов признан виновным по части 2 ст. 205.5 УК РФ (участие в деятельности террористической организации) и приговорен к 5 годам в колонии строгого режима 

30 марта 2016 года Сергей Яблоков признан виновным по  ч. 1 ст. 205.5 (организация деятельности террористической организации) и приговорен к  12,5 годам колонии строго режима и году ограничения свободы.

31 марта 2016 года Роман Иванов признан виновным по части 1 статьи 205.5 УК (организация деятельности террористической организации) и приговорен к 13 годам и 4 месяцам колонии строгого режима.

17 августа 2016 года Карим Ибрагимов признан виновным по части 1 статьи 205.5 УК РФ (Организация деятельности террористической организации) и приговорен к  17 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

 17 августа 2016 года Эльдар Рамазанов признан виновным по части 1 статьи 205.5 УК РФ (Организация деятельности террористической организации) и приговорен к 16 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

17 августа 2016 года Ильяс Кагиров признан виновным по части 2 статьи 205.5 УК РФ (участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической) и приговорен к 5 годам колонии общего режима. 

29 ноября 2016 года Дмитрий Михайлов признан виновным по  ч. 1 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации) и приговорен к 16 годам колонии строгого режима.

30 ноября 2016 года Иса Рагимов признан виновным по ч. 1 статьи 205.5 УК РФ (Организация деятельности террористической организации) и приговорен к 16 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

 

Москва

30 июля 2014 года уроженцев Центральной Азии Азизбека Инамова и Зикруллохона Рахмонходжаева приговорили к 11 и 7 годам заключения соответственно, а дагестанских врачей Сайпулу Курбанова и Шамиля Исмаилова — к 8 годам колонии. Их признали виновными в вовлечении лиц в совершение действий, направленных на насильственный захват власти и насильственное изменение конституционного строя (ч.1 ст. 205.5 УК РФ), а также в приготовлении к насильственному захвату власти и изменению конституционного строя (ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ). Кроме того, всех осудили и за экстремистскую деятельность (ст. 282.2 УК), а Рахмонходжаева признали виновными еще и в приобретении и хранении подброшенных ему в ходе обыска боеприпасов (ч. 1 ст. 222 УК РФ).

29 сентября 2016 года 24-летний гражданин Республики Таджикистан Абдунаби Зоидов признан виновным по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ и осужден на 4 года и 4 месяца колонии общего режима.

 

Челябинск 

21 ноября 2013 года жители Челябинской области Базарбаев Марат, Валиев Рушат, Галиуллин Ринат, Идельбаев Ринат Вадимович, Насыров Вадим осуждены по  ч. 1 ст. 205.1 («Склонение и иное вовлечение лиц в совершение преступления, предусмотренного статьей 278 УК РФ»), ч. 1 ст. 30, ст. 278 («Приготовление к действиям, направленным на насильственный захват власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя»), ч. 2 ст. 282.2 («Участие в деятельности экстремистской организации») УК РФ и приговорены к 6 годам строгого режима с 1 годом ограничения свободы и штрафом в размере 150 тысяч рублей, обвинявшийся также ч. 1 ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации») Р. Галиуллинк 6 годам 6 месяцам строгого режима.

27 июля 2015 года Рустам Синакаев  признан виновным по  ч.2 ст.282-2 УК РФ (участие в деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом вынесено решение о запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности),  по ч.2 ст.205-5 УК РФ (участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической). Приговорен к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима и штрафу в размере 20 тыс. рублей.

4 февраля 2016 года признаны виновными по частям 1, 2 статьи 282.2 УК РФ (организация и участие в деятельности экстремистской организации), частям 1, 2 статьи 205.5 УК РФ (организация и участие в деятельности террористической организации) и части 1 статьи 30, статье 278 УК РФ (приготовление к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти): Салават Хабиров – 17 лет колонии строгого режима и 1,5 года ограничения свободы, Альфред Шаимов – 6 лет колонии строго режима  и 1,5 года ограничения свободы, Радик Кабиров – 6 лет колонии строго режима, Ринат Шамсутдинов и Ориф Миров – по 5,5 лет колонии строго режима.

 

Башкортостан

3 августа 2005 года

Алибаев Марсель Уралович, 1974 г.р. – 8 лет строгого режима

Ахметсафин Муса Шарифович, 1977 г.р. – 7 лет 6 мес. строгого режима

Габдрахманов Ринат Рифович, 1968 г.р. – 8 лет 6 мес. строгого режима

Гаянов Булат Марсович, 1972 г.р. – 7 лет 6 мес. строгого режима

Гаянов Салават Марсович, 1976 г.р. – 5 лет строгого режима

Гаянов Марс Габдуллович, 1951 г.р. – 4 г. 6 мес. условно

Гумеров Ильгиз Раильевич, 1978 г.р. – 3 г. 6 мес. общего режима

Рядинский Виталий Николаевич, 1976 г.р.– 8 лет строгого режима

Савельев Евгений Анатольевич, 1984 г.р. – 4 г. 6 мес. общего режима

были признаны виновными в преступлениях, предусмотренных четырьмя статьями УК РФ: 205 (терроризм), 210 (создание организованного преступного сообщества), 222 (незаконное приобретение и хранение оружия), 282 (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды).  Осужденные мужчины  - уроженцы разных районов Башкортостана.

10 апреля  2015 года Евгений Кулагин, Расим Сатаев, Алексей Хамадеев и Айдар Гарифьянов в г. Уфа -   Коллегией судей Московского окружного военного суда признаны виновными по ч. 1 ст. 30, ст. 278 УК РФ (приготовление к насильственному захвату власти), и ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (терроризм).  

Суд приговорил Кулагина к 7 годам лишения свободы, Сатаева к 6 годам 6 месяцам, Хамадееав и Гарифьянова к 6 годам лишения свободы в колониях строгого режима.

16 июня 2015 года Ильгиз Салахов, Шамиль Хуснияров,  Ильшат Салимов, Газим Кутлуяров, Руслан Асылов, Рустам Галимханов, Рустама Габдуллин, Айдар Файзуллин приговорены Московским окружным военным судом: Ильгиз Салахов по ч. 1 ст. 205.5 («Организация деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической») и по ч. 1 ст. 282.2 («Организация деятельности экстремистской организации») УК РФ к 10 годам 6 месяцам колонии строгого режима и году ограничения свободы. Остальные осуждены по ч. 2 ст. 205.5 («Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической») и по ч. 2 ст. 282.2 («Участие в деятельности экстремистской организации») УК РФ на сроки от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 6 месяцев колонии общего режима.

Ставрополь

03.04.2014 Ставропольский краевой суд признал гражданина Таджикистана Абдурахима Тошматова виновным по ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 205 УК РФ (терроризм) и ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению). Он приговорен к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима, а также штрафу в размере 55 тыс. рублей.

 

3.3. Русские мусульмане

Мусульмане русской национальности являются отдельной категорией исламского сообщества России, которой, по мнению исламофобов, не должно быть в принципе. «Исламоведы» из силантьевского пула формируют представление о том, что русские мусульмане уже по факту своего перехода из русской православной или атеистической культуры в Ислам представляют собой ненадежную, общественно опасную категорию граждан.

Так, Василий Иванов, сотрудник исламофобского Российского Института Стратегических Исследований в своем докладе «Русская православная церковь и русские мусульмане: отношение к исламским неофитам» подробно классифицировал русских мусульман с точки зрения отношения к ним РПЦ: «Русская православная церковь следует византийской традиции отношения к исламским неофитам: русские мусульмане – это вероотступники. Те же православные священники, что перешли в ислам из-за карьерных соображений – Вячеслав Полосин и Владислав Сохин – к ним отношение православных как к «иудам». Если принятие ислама произошло в плену, то к ним нет канонического отношения как к вероотступникам. Добровольное принятие ислама русским, не познавшим православия – это заблуждение. К женщинам, принявшим ислам в результате брака с мусульманином, отношение снисходительное»[xii]

Раис Сулейманов, бывший сотрудник того же РИСИ в своей работе „Русские мусульмане: обзор феномена“ так формирует общественное мнение в отношении русских мусульман: «В России к исламским неофитам степень отрицательного отношения в русской среде значительно выше, чем в США.  В 2012 году был проведен опрос в Интернете об отношении к русским мусульманам, в котором приняло участие 5 176 человек, из которых 14% отнеслись нейтрально к исламским неофитам из числа русских, 1,8% - приветствовали их выбор, 32% опрошенных отнеслись отрицательно, но считают, что это их личное дело, 41% называют таких русских «предателями русского народа»… Отметим, что для остального русского населения, даже секулярного, русский мусульманин будет отступником от русской идентичности, которая даже для светского общества ассоциируется с православием. Получается, что русский мусульманин – это «свой среди чужих, чужой среди своих»»[xiii].

Главный же фронтмен исламофобских кругов Роман Силантьев открыто характеризует русских мусульман как почти поголовно преступное сообщество, заявляя о том, что "из ста новообращенных — 40 становятся террористами". При этом совершенно непонятно, откуда взята эта цифра, если сам же Силантьев признает: " к сожалению, нам до сих пор не удалось добиться того, чтобы в анкету переписи населения включить пункт о вероисповедании". Тем не менее, это не мешает ему выступать с предложениями "на государственном уровне установить контроль над принимающими ислам"[xiv]

Впрочем, Силантьев лукавит. Как и многие другие «его» предложения это было реализовано еще задолго до того, как было озвучено, ведь именно такова функция этого персонажа — озвучивать и обосновывать то, что и так делают силовики. С подачи спайки РПЦ и силовиков русские мусульмане в России давно маргинализованы — им боятся открыто помогать официальные ДУМы и назначать их представителей на видные позиции (в конце 90-х — начале нулевых это пытался делать Совет Муфтиев России, но столкнулся с жестким давлением за это и был вынужден свернуть эту активность), их демонизируют СМИ и различные эксперты в штатском, выставляющие их только как террористов и экстремистов, и их фактически держат под плотным наблюдением силовики, особенно, в немногочисленных населенных пунктах, где их легче вычислить. 

Отметим, что стратегическим направлением политики исламофобского лобби в РФ является недопущение наличия и развития в России организованного движения русских мусульман, которое возникло в 2004 году в лице Национальной Организации Русских Мусульман (НОРМ), и в качестве проявлений которого рассматриваются любые исламские структуры, либо возглавляемые русскими, либо активно работающие с русскими.

В конце января 2009 года Россию покинул лидер и один из основателей НОРМ Харун (Вадим) Сидоров. Решение о его эмиграции было принято в декабре 2008 года на Совете (Шуре) НОРМ в связи с оценкой возрастающих рисков для безопасности и необходимостью высказывать критические оценки политики российских властей по отношению к Исламу, что возможно делать только из-за рубежа. Уже после принятия решения об эмиграции от источника в спецслужбах была получена информация о возможных провокациях против Сидорова. 21 августа 2013 года на фоне арестов членов НОРМ в РФ Силантьев заявил, что «Силовики начали наступление на организацию русских мусульман» и, в частности, сказал: "Лидер НОРМа Вадим Сидоров по кличке Харун всея Руси сейчас дальновидно находится за рубежом, однако если власти всерьез взялись за его структуру и намерены признать ее экстремистской, что следует из риторики Следственного комитета, то его скоро настоятельно попросят вернуться на Родину"[xv]. И из слов Силантьева, и из ряда имеющихся у руководства НОРМ фактов следует, что в тот момент российские силовики готовились к официальной экстрадиции Харуна Сидорова в Россию для суда над ним как «лидером террористической организации». Однако резко ухудшившаяся вокруг Кремля внешнеполитическая ситуация (события на Майдане, который поддержал НОРМ) вынудили их на тот момент отказаться от своих планов. Тем не менее, и находясь за рубежом Сидоров подвергался слежке и угрозам в адрес его и его семьи.

Также следует отметить, что Харун Сидоров (Харун ар-Руси) оказался в поле зрения спецслужб сразу же после создания Национальной Организации Русских Мусульман в 2004 году. Несмотря на попытки на тот момент поддерживать диалог с властями, представители силовиков постоянно настраивали против него членов руководства Совета Муфтиев России (СМР), которые предоставляли ему положительные рекомендации, препятствовавшие репрессиям против него. Тем не менее, со временем раздражение силовиков, в частности, правозащитной деятельностью Сидорова и созданием им в Москве исламского центра, нарастало, а изменение конъюнктуры внутри СМР и вокруг него, привело к тому, что рассчитывать на него как на гаранта свободы и безопасности уже было нельзя. Этим, в том числе, и было вызвано решение об эмиграции в 2008 году.

21 августа 2013 года в Санкт-Петербурге в квартиры примерно 10 русских мусульман ворвались отряды СОБРа и группы оперативников центра Э, ФСБ и даже ФСИН с постановлениями об обысках, с целью выявить наличие оружия и боеприпасов.  Поводом послужило уголовное дело возбужденное против лидера петербургской общины русских мусульман Максима Байдака (Салмана Севера). Его обвинили в поддержке терроризма за статью в его блоге, написанную в 2011 году, содержащую в себе сочувствие к т. н. «приморским партизанам». Одновременно с этим силовиками была проведена широкомасштабная пропагандистская кампания в региональных и общероссийских СМИ, в рамках которой Байдака уже называли «вербовщик, экстремист, террорист» и связывали его с НОРМ, называя ее организацией «оправдывающей и подстрекающей к терроризму».

 М. Байдак, несмотря на то, что следователь Синицын настаивал на его аресте, решением суда был выпущен с формулировкой «под подписку о невыезде» (хотя подписка не была взята) и вскоре совершил политическую эмиграцию, покинув пределы Российской Федерации. После этого он был объявлен в международный розыск через «Интерпол».

В ноябре 2013 года — Россию покинули братья Дмитрий (Хамза) и Алексей (Махди) Черноморченко. Дмитрий Черноморченко был представителем мусульман-славян в совете новоуренгойской мусульманской общины «Нур Ислам», а также создателем исламского миссионерского сайта «Ислам и Христианство». Именно в качестве русского мусульманина Дмитрий Черноморченко на протяжении многих лет был «красной тряпкой» для исламофобских кругов, как Тюменской области, так и России в целом. Еще в 2012 году тот же Силантьев писал: «... община братьев Черноморченко прославилась в общероссийском масштабе созданием двух, на наш взгляд, ваххабитских порталов и особо мощной миссионерской деятельностью»[xvi]. Давление на Черноморченко, включая угрозы убийством (его учитель и глава общины Исомитдин Акбаров был расстрелян) и травлю в СМИ, имели место на протяжении многих лет. В связи с этим на фоне волны арестов русских мусульман братья Черноморченко покинули Россию.

5 ноября 2013 года — на территории Московской области, в городе Балашиха был арестован мусульманин украинского происхождения Александр Галамбица. Арест освещался на всю страну и арестованный был представлен как опасный вербовщик «славянских шахидок». Однако даже в нынешних условиях предъявить ему такое недоказанное обвинение в суде прокуратура не осмелилась — в сухом остатке его обвинили в хранении наркотических веществ и огнестрельного оружия, которые у него «нашли» в машине.

Реальная причина ареста Галамбицы заключается в том, что он, с одной стороны, был посетителем также закрытой (с использованием запугивания) мечети «Даруль-Аркам» в Москве (см. ниже), с другой стороны жил в Балашихе с женой — русской мусульманкой и поддерживал контакты с другими русскими мусульманами.

Галамбица был осужден  по статье № 222, часть 1 (незаконное владение огнестрельным оружием, взрывными устройствами и взрывчатыми веществами), а также по статье № 228, часть 2 (незаконное приобретение, а также хранение наркотических веществ в крупном размере) на срок 3 года и 10 месяцев.  Отправлен отбывать наказание из Московской области на Дальний Восток, где, по его словам, подвергается давлению с целью заставить его отказаться от Ислама.

27 ноября 2013 года - в городе Сочи был арестован Михаил Щучинов. При обыске на его квартире силовики «нашли» тротиловую шашку и «экстремистскую литературу». Как стало ясно по материалам его уголовного дела, реальной причиной ареста была принадлежность Щучинова к Национальной Организации Русских Мусульман (НОРМ) в целом и тот факт, что за несколько месяцев до этого в гости к нему в Сочи приезжал Максим Байдак (Салман Север). Подвергнувшись морально-физическому давлению в ИВС, Щучинов признал свою вину и был приговорен к году колонии-поселения. Как стало потом ясно, частью заключенной им со следствием сделки было сделанное с ним интервью, в котором он озвучил все пропагандистские штампы спецслужб в отношении НОРМ (исламисты, террористы и т. п.), заявил о своем выходе из этой организации и призвал к тому же других. Все это недвусмысленно указывает на то, что реальной целью операции была дискредитация в очередной раз НОРМ в целом и его руководителей, находящихся за границей, в частности.

25 декабря 2013 года в Санкт-Петербурге была проведена очередная устрашительно-пропагандистская акция силовиков в отношении оставшейся в городе части русской мусульманской общины. Основным ее объектом был выбран Али (Алексей) Дородных, в квартире которого были устроены «маски-шоу» представителями сразу нескольких силовых ведомств города. Одновременно с этим акцию освещали пропагандистские ресурсы вроде Lifenews, на которых Дородных был представлен как «русский исламист», связанный с «зарубежными радикалами», «вербовщик в Сирию» и т. п. Кроме того, в ходе обыска у Дородных «нашли» листовки «с призывом прийти на "евромайдан" в Киеве и поддержать протестующих», которых по его утверждениям, у него не было[xvii].

24 января 2014 года в Красноярске был арестован спортсмен Андрей Дедков. Ему было инкриминировано наличие книг Саида Нурси и связь с организацией «Нурджулар», однако, как это следовало из сообщений СМИ[xviii], главной причиной репрессий было то, что Дедков и его соратники становились центром притяжение принимающих Ислам русских и других представителей не коренных мусульманских национальностей. Одновременно с Дедковым по этому делу проходили, в частности, Алексей Герасимов и Евгений Петрий. В итоге дело Дедкова и его соратников, по которому не было найдено доказательств, было прекращено в 2012 году в связи с истечением срока давности. Однако из-за непрекращающегося давления силовиков он был вынужден покинуть Россию.

7 октября 2014 года русский мусульманин Али (Алексей) Шахин[xix] из Санкт-Петербурга переселился в Турцию из-за постоянного давления силовиков на общину русских мусульман, к которой он принадлежал, и на него лично. Но на этом его приключения не закончились — 19 февраля 2016 года при проверке документов в Турции он был задержан и помещен в депортационную тюрьму. Как оказалось, российские силовики прислали своим турецким коллегам информацию о том, что он является членом НОРМ, которая в очередной раз была квалифицирована как экстремистская организация, несмотря на то, что официально в России не признана таковой. Шахин просидел в тюрьме свыше месяца, в ходе которого турецкие спецслужбы проверяли его на связи с террористами, склонность к совершению террористических актов и т. п., и не найдя ничего компрометирующего его, отпустили его на свободу.

4 февраля 2015 года в Кисловодске было возбуждено уголовное дело против русского мусульманина Павла Окружко. Его обвиняли в участии в боевых действиях на территории Сирии в составе Сирийской Свободной Армии, несмотря на то, что на тот момент и несколько лет до этого он проживал на территории Турции, чему есть множество свидетелей[xx]. Тем не менее, 5 марта 2015 года Окружко был внесен в список Росфинмониторинга как экстремист и у него были заблокированы счета на территории РФ, а 26 марта 2015 года он был объявлен в международный розыск, через Интерпол.

Надо отметить, что тенденциозность силовиков в отношении Окружко видна из его досье, и объясняется тем, что на территории Ставропольского края, как это видно из указанных в данной статье материалов, быть активным мусульманином в принципе и русским мусульманином в особенности — опасно. Впервые Окружко вызывали на допросы в ФСБ г.Кисловодска уже 25 августа 2004 года и 26 августа 2004 года — в УФСБ Пятигорска, в скором времени после того, как он принял Ислам. Именно с постоянным давлением силовиков и было связано то, что он решил эмигрировать из России в Турцию, однако, как видно, и там его не оставили в покое. Теперь силовики требуют от Окружко и его родителей, чтобы он приехал домой «для дачи показаний», хотя совершенно очевидно, что с такими обвинениями и таким информационным сопровождением, он бы в этом случае там остался, и надолго.

25 января 2016 года Вконтакте в группе «Русские Мусульмане Поймут» была опубликована информация[xxi] о давлении силовиков в Смоленске на родственников русского мусульманина Владислава Байдукова, проживающего в Стамбуле. Одновременно с этим сам Байдуков как администратор данной группы также получил зафиксированные угрозы с требованием прекратить деятельность данной группы, нацеленной на распространение Ислама среди русских. 3 июня 2016 года в интервью, опубликованном на пропагандистском сайте Life.ru, данном профессиональному провокатору-исламофобу В.Мальцеву, Силантьев назвал Байдукова «переехавшим в Турцию ваххабитом», из чего было ясно, что давление на Байдукова инициировано «сверху». Из того, что Силантьев еще не раз указывал[xxii] на группу «Русские Мусульмане Поймут» как на один из основных информационных ресурсов русских мусульман, было очевидно, что она и ее модераторы находятся в фокусе наблюдения спецслужб.

 

3.4. Мусульмане Крыма 

В соответствии с международным правом Крым является территорией Украины, захваченной Российской Федерацией. Однако с момента ее включения Россией в свой состав, на его территории действует российские законы и негласные порядки.

В связи с этим многие исламские и национальные мусульманские организации, которые легально и спокойно действовали в Крыму под властью Украины, после присоединения территории к России подверглись репрессиям.

Ниже мы перечисляем только наиболее одиозные из случаев, произошедших с мусульманами в Крыму под российской властью.

3 марта 2014 года — был похищен т. н. «Самообороной Крыма» и впоследствии найден мертвым 39-летний Решат Аметов. Последний раз его видели на проукраинском митинге в центре Симферополя, откуда люди, одетые в камуфляжную форму, увели активиста в неизвестном направлении. В комментарии правозащитной организации Human Rights Watch один из родственников Аметова рассказал, что он был хорошо известен среди крымских татар, часто обращался к властям по местным проблемам, а на своей странице в Facebook регулярно комментировал политические вопросы. Тело Аметова со следами насильственной смерти нашли спустя 13 дней в селе Земляничное Белогорского района (в 60 км от Симферополя). По данным родных, причиной его смерти стало проникающее колото-режущее ранение ножом в глаз.

25 мая 2014 года - по дороге из дома на работу в Симферополе был похищен  Тимур Шаймарданов, а 30 мая 2014 года -  Сейран Зинединов. Оба крымских татарина были убежденными сторонниками сохранения Крыма в составе Украины. Оба исчезли бесследно.

27 сентября 2014 года - в селе Сары-Су возле Белогорска были похищены 18-летний Ислям Джеппаров и его 23-летний двоюродный брат Джевдет Ислямов. Последний раз молодых людей видели на дороге: неизвестные в черной форме (по предположениям правозащитников из КМП, это были представители "самообороны") вначале обыскали парней, а затем затолкали их в голубой микроавтобус с тонированными стеклами и уехали в неизвестном направлении. Оба молодых человека были связаны с исламскими кругами. По мнению отца Джераппова, похищение его сына дело рук российских силовиков, поэтому неудивительно, что они не расследуют дело.

29 сентября 2014 года - по дороге на работу из Сак в Евпаторию пропал 25-летний спасатель Эдем Асанов. 6 октября его нашли повешенным в заброшенном санатории в Евпатории. Рядом с Асановым была найдена предсмертная записка, в которой говорилось о болезни, которая якобы побудила его к самоубийству. Вначале родственники погибшего говорили, что Асанов не мог покончить с собой, но затем призвали журналистов не искать в его смерти политический подтекст. Убийство Асанова скорее всего является политическим, но при этом совершенным по ошибке. Дело в том, что человек с такой же фамилией фигурировал в деле украинского режиссера Олега Сенцова, схваченного в Крыму и приговоренного к многолетнему сроку. При этом, эскадроны смерти не заметили, что у этих Эдемов Арсановых отличаются отчества, и поэтому похитили и убили другого человека.

29 января 2015 года - в Крыму был задержан заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ахтем Чийгоз. Причиной стала его активная политическая, в том числе, митинговая деятельность против присоединения Крыма к России. Уже 2 года находится в СИЗО с постоянным продлением ему срока нахождения под стражей.

12 мая 2016 года - было возбуждено уголовное дело против старейшего из лидеров крымскотатарского движения, оставшихся в Крыму - Ильми Умерова. Бывший российский прокурор Крыма Наталья Поклонская предъявила Умерову обвинение по ст.280.1 УК РФ - посягательство на территориальную целостность РФ. В ходе следствия Умеров подвергался систематическим издевательствам, включая его помещение в психиатрическую больницу для проведения в отношении него психиатрической экспертизы. 

25 мая 2016 года — похищен и бесследно пропал Энвер Ибрагимов, член исполнительного комитета Всемирного конгресса крымских татар. Ибрагимов был одним из лидеров крымскотатарского движения, оставшихся на полуострове, критиком политики российских властей. Кто стоит за его бесследным исчезновением, не вызывает ни малейших сомнений.

7 сентября 2016 года - Российский военный трибунал (Северо-Кавказский окружной военный суд) в Ростове-на-Дону вынес первый приговор крымским участникам Хизб ут-Тахрир - организации, запрещенной в России, но разрешенной и многие годы легально действующей в Украине.

Руслана Зейтуллаев, которого квалифицировали как организатора ячейки "Хизб ут-тахрир", получил 7 лет лагерей, Ферат Сайфуллаев, Рустем Ваитов и Юрий Примов- по 5. 

  

  1. Закрытые организации

6 октября 2004 года - в городе Бугуруслан Оренбургской области было закрыто медресе «Аль-Фуркан». Закрытие медресе было осуществлено после очередной проверки, в ходе которой «нашли» банку из-под «Нескафе» с взрывной смесью. Акции предшествовала длительная травля медресе в СМИ как рассадника исламизма, постоянные угрозы его руководству. После закрытия медресе, опасаясь преследований, его директор Исмаил Шангареев покинул Россию.  

28 декабря 2011 года стало известно, что суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил иск прокуратуры о ликвидации мусульманской организации «Ислам» в поселке Пурпе Пуровского района.  Причина — принадлежность к Духовному Управлению Мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР), возглавляемую муфтием Нафигуллой Ашировым, периодически критиковавшим претензии РПЦ на гегемонию и политику властей по отношению к мусульманам.

25 мая 2011 года - решением Верховного Суда РФ был ликвидирован Исламский Культурный Центр России, позиционировавший себя как общественное крыло Совета Муфтиев России. Силантьев заявил по этому поводу следующее: «Наконец-то раковая опухоль, которая разъедала российское исламское сообщество на протяжении двадцати лет, вырезана». Двухэтажное здание, построенное ИКЦР в западном округе Москвы, на открытии которого как исламского центра присутствовали мусульманские деятели из разных стран, было демонтировано. Ликвидация ИКЦР произошла после того, как его руководитель Абдульвахид Ниязов озвучил идею создания мусульманского крыла «Единой России» во главе с Рамзаном Кадыровым.

16 октября 2012 года - в Казани ликвидирован Исламский культурный центр "Семья". Основанием стала «найденная» в его помещении книга "Жизнь пророка, да благословит его Аллах и да приветствует", ранее признанная экстремистской. По мнению экспертов правозащитного центра «Сова» ничего экстремистского в тексте этой книги нет, а ее запрет является неправомерным[xxiii].   Реальной же причиной ликвидации культурного центра «Семья» стала его независимость от подконтрольного государству ДУМ РТ.

16 января 2013 года — закрыта мечеть «Ихлас» в Казани. 15 мая 2013 года Верховный суд Татарстана удовлетворил ходатайство прокуратуры о ее ликвидации. 24 сентября 2013 года ее имам Рустам Сафин был приговорен к 2 годам лишения свободы по обвинению в членстве в ХТ. Мечеть была известна как центр притяжения сторонников этой партии. 

18 февраля 2013 года - в Приморском крае ликвидировано Кызыятское управление мусульман Приморья. Религиозная организация поплатилась за свою принадлежность к Духовному Управлению Мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР).

3 мая 2013 года - в Москве объявлено о прекращении деятельности исламского центра «Даруль Аркам». Закрытию мечети предшествовала кампания травли в СМИ с распространением информации о ней как логове террористов, облавы на прихожан и расстрел 28 апреля 2013 года машины ее имама, доктора шариатских наук Мухаммада Басыра Гасанова. Реальная причина давления на мечеть и ее закрытия — ее активная деятельность по просвещению и сплочению мусульман российской столицы, а также регулярное принятие в ней Ислама русскими. При этом руководство мечети придерживалось умеренного направления Ислама (аль-васатыйя) и взаимодействовало с Советом Муфтиев России, но это ему не помогло.

24 июня 2013 года — ликвидирована религиозная организация «Иман» в г.Губкинское Ямало-Ненецкого округа, а через несколько дней опечатана ее мечеть. 16 октября 2013 года Верховный суд РФ отказал в удовлетворении жалобы на данное решение. Причина закрытия мечети — нежелание подчиняться прогосударственному ЦДУМ.

3 мая 2015 года - стало известно о том, что в городе Новый Уренгой Тюменской области была снесена мечеть «Нур Ислам». Здание было снесено по формальным градостроительным основаниям. Однако этому предшествовали попытки, начиная с 2011 года, официально ликвидировать религиозную организация «Иман» во всех возможных судебных инстанциях вплоть до Верховного суда РФ, который отказал в данном требовании. Также напомним, что 10 октября 2010 года был расстрелян имам мечети Исомитдин Акбаров. На протяжении многих лет эта мечеть и ее община подвергались запугиваниям, травле в СМИ, пока в конце концов не были снесены и ликвидированы.

   

  1. Исламская религиозно-политическая эмиграция

На данный момент значительная часть ярких представителей российского ислама, которые на родине подверглись давлению, вынуждены проживать за границей. Известные представители российского исламского сообщества покинули страну после репрессий против них или их окружения.

Кроме этого еще целый ряд известных исламских деятелей России в настоящий момент проживают за ее пределами, хотя и предпочитают не афишировать свою эмиграцию. Кто-то из них учится за рубежом, кто-то работает, кто-то лечится, однако, по «странному стечению обстоятельств» все они покинули ее пределы после созданных им из-за их религиозно-общественной деятельности проблем.

Мы не перечислили поименно по соображениям их безопасности. Общая численность мусульман, эмигрировавших из России из-за притеснений на религиозной почве, сегодня исчисляется тысячами, что позволяет говорить о новой волне мухаджирства (исламской религиозной эмиграции) из России.

 

Заключение

Итак, как видно, «план Силантьева» по уничтожению активных российских мусульман, не готовых безоговорочно быть лояльными государству (то есть, правящему режиму) и РПЦ, и ради этого бороться против своих единоверцев, реализуется ударными темпами. Причем, давно — задолго до того, как его озвучил сам Силантьев.

Поэтому, мы повторяем и в очередной раз обращаем внимание на то, что Силантьев — это только глашатай тех сил, которые фактически и закулисно вырабатывают и реализуют политику государственно-исламских отношений в России, в то время, как наделенные официальными должностями чиновники или эксперты, расточающие сладкие речи об Исламе в России на всевозможных конференциях, это всего лишь ширма, за которой она реализуется.

Реальными разработчиками и вершителями политики российского государства по отношению к Исламу являются находящиеся в тени ястребы-силовики, опирающиеся на эскадроны смерти, репрессивный аппарат и пропагандистскую машину СМИ и пользующиеся при ее реализации отсутствием в России независимых судов, гражданского общества и политической конкуренции.

В целом же, надо понимать, что с приходом к власти в России выходца из КГБ Владимира Путина в течение нескольких лет произошел ползучий антиконституционный переворот, но только не военный, а спецслужбистско-мафиозный. Сегодня у власти в России находится группировка силовиков, действующих без оглядки на законы и этику, то есть, бандитов, которые вернули в страну однопартийную диктатуру и государственную идеологию вопреки существующей на бумаге конституции.

Для данных кругов любое инакомыслие и гражданское сопротивление в целом представляют собой угрозу, носители которой должны быть уничтожены, что не раз делалось ими с оппозиционными политиками, независимыми журналистами, правозащитниками и т. д. Исламская же часть гражданского общества, способная опираться на свои ценности и механизмы самоорганизации, воспринимается данными кругами как одна из главных угроз их политике насаждения неототалитаризма, так как обладает потенциалом нейтрализовать эти планы в отношении многих миллионов мусульман РФ.

По этой причине ее приказано уничтожить. Что и озвучил рупор этих кругов Роман Силантьев.

 

[i]     http://www.nakanune.ru/news/2013/05/14/22308898

[ii]    http://golosislama.com/news.php?id=30124

[iii]   https://muslem.ru/роман-силантьев-«уважаю-ислам-но-не-вс

[iv]   http://golosislama.com/news.php?id=29871

[v]    http://hunafa.com/?p=2157   

[vi]    http://06-ingushetiya.livejournal.com/274601.html

[vii]   http://www.newsru.com/russia/14oct2012/gadjiev.html

[viii]  https://regnum.ru/news/1513266.html   

[ix]    http://golosislama.com/news.php?id=30293

[x]     http://golosislama.com/news.php?id=29327 

[xi]     http://golosislama.com/news.php?id=29501 

[xii]     http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/russkie-musulmane-18-10-2012.html

[xiii]    http://kavkazgeoclub.ru/content/russkie-musulmane-obzor-fenomena

[xiv]    http://golosislama.com/news.php?id=28074

[xv]     http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=52416

[xvi]    http://www.ng.ru/ng_religii/2012-12-19/4_ekstremisty.html

[xvii]   http://golosislama.com/news.php?id=21107

[xviii]   http://www.islamnews.ru/news-25089.html

[xix]    http://golosislama.com/news.php?id=30304

[xx]    http://golosislama.com/news.php?id=27087

[xxi]    http://golosislama.com/news.php?id=28961

[xxii]   https://ridero.ru/books/fenomen_novoobrashennykh_musulman_v_sovremennoi_rossii/read/

[xxiii]  http://www.sova-center.ru/religion/news/extremism/counter-extremism/2012/10/d25563/

[xxiv]  http://golosislama.com/news.php?id=29888

Комментарии 12
  • Ошибка: "30 декабря 2014 года в Мордовии по ст.282 УК предъявлено обвинение имаму мечети в селе Средняя Елюзань Али Якупову".
    На самом деле в Пензенской области, а не в Мордовии. Обвинение по ч.1 ст.280 и ч.1 ст.282 УК РФ.
    (419)
    28 января в 12:56
    • Этот "ученый" гастролирует по регионам России, читает лекции для администраций, дает интервью СМИ и консультирует силовиков по вопросам повышения эффективности притеснения мусульман.
      (335)
      28 января в 13:41
      • ХОРОШИЙ ОТЧЕТ - это о проделанной работе брата - да воздаст тебе Аллаh благом, А-МИН!!!

        По сабжу: помня о том, что приемлемого лингвистического перевода Аль-Кур,ана на русский язык не было и нет, то даже сам факт преследования мусульман в России ничем не отличается от холокоста и прочего геноцида от фашизма до сионизма, увы.
        (-163)
        28 января в 15:44
        • В книге этого Свинолантьева, с плохой стороны упоминается и моя личность. Братья нашли его книжонку в библиотеке. Оказалось, что всем библиотекам навязывают его антикоституционные и разжигающие межрелигиозную рознь макулатуру.
          (1112)
          28 января в 19:26
          • Хороший информативный труд, который по сути освещает реальные события происходящие с мусульманами в РФ.Такое происходит сегодня не только в Рф. Пусть Всевышний смиловистится над умершими мусульманами, и не делает смерть этих людей напрасным.
            (502)
            28 января в 22:24
            • А почему ваш ресурс не пишет что в США и Канаде сжигают мечети и расстреливают мусульман в мечетях? Вот например новости:
              - 29 января - В Виктория, штат Техас, сожгли мечеть. Исламский центр Виктории и ранее становился целью вандалов, но на этот раз все оказалось гораздо хуже.
              - 30 января - По меньшей мере пять человек убиты в результате нападения на мечеть в Квебек-Сити. Мечеть, во время вечерней молитвы, атаковали три вооруженных человека, один был вооружен автоматом Калашникова.
              (0)
              30 января в 12:23
              • Данная статья описывает лишь малую часть того, что произошло за всё это время и продолжает происходить. Можно смело помножить эти данные на 100 и это хоть как-то примерно отобразит более менее ситуацию, среди известных исламских личностей.
                (0)
                31 января в 01:56
                • Этот комментарий был запрещен для публикации
                  (1048)
                  16 февраля в 12:54
                  • все нам на пользу, чем тяжелее нам будет тем возможно сильнее мы начнем ценить то чем наделил нас Аллах, возможно и братство появиться и сплотимся мы как первые поколения.
                    (391)
                    31 мая в 16:07
                    • Админ. если хотите дайте контакты. Могу добавить много интересных фактов.
                      (0)
                      8 июня в 14:40
                      • Абдурахим Магомедов, https://golosislama.com/page.php?id=6
                        (564)
                        8 июня в 16:13
                        • Как говорил Имам Шафиый: Мы обвиняем нашу эпоху в то время как вина в нас самих и нет для нашей эпохи вины кроме нас самих
                          (0)
                          13 июня в 15:33
                          • все правильно написано. Власти рф хотят убийствами и тюрьмой победить идею, но это у них никогда не получится т.к. идею можно победить только другой идеей- более сильной. А у России сейчас нет никакой идеи, поэтому страна топчется на месте.
                            (0)
                            11 августа в 09:29