(На фото - мероприятие в Хасаке с флагами Асада, курдских коммунистов и шиитской "Хезболы")
Представители основных внутренних сил, участвующих в сирийской войне - режима Асада и курдских коммунистов из т.н. "Федерации Северной Сирии" (Рожавы) начали публично наводить мосты.
В частности, глава МИД асадитского режима Валид Муаллем заявил о том, что режим готов обсудить с красными курдами предоставление им автономии после разгрома ИГИЛ*. В свою очередь председатель комитета по международным отношениям т.н. "Федерации Северной Сирии" (Рожавы) Абдулкарим Умар приветствовал это заявление и сказал, что они готовы к таким переговорам.
Собственно, никаких иллюзий никогда и не было - с самого начала курдские коммунисты из Рабочей Партии Курдистана (РПК), позже оформившиеся в Демократический Союз и его силы самообороны (PYD - YPG) были трояном Асада и его спецслужб, как их трояном (вольно или невольно) стал и ИГИЛ. Об этом мы писали не раз, и повторимся, что история эта давняя и своими концами уходит еще в те времена, когда РПК, выдавленная в ходе мини-гражданской войны в 80-х годах прошлого века из Турции, нашла приют на территории Сирии. Там она получила от ее режима и спецслужб убежище, легализацию, базы и возможность развернуть свою деятельность среди местного курдского населения, но на условиях полной лояльности режиму.
С началом войны в Сирии пришло время отдавать долги и курдские коммуннисты в Сирии первоначально просто участвовали в войне против повстанцев на стороне режима. Потом, когда режим стал терять контроль над ситуацией, его красные курдские клиенты начали позиционировать себя как самостоятельную силу, в качестве которой получили поддержку от США, решивших сделать на нее ставку в борьбе с ИГИЛ.
В итоге красные курды стали стороной, наиболее выигравшей в территориальном отношении от войны в Сирии. Спасенные Ираном и Россией от разгрома, в этот момент рывок к победе осуществляют и асадиты, которые начинают делать то, чего до этого не делали - воевать против ИГИЛ, успешно отобравшего территории у сирийских повстанцев, чтобы в итоге отдать их красным курдам и асадитам.
В итоге сейчас мы имеем ситуацию, когда большую часть территории Сирии контролируют "красные" - асадиты и "желтые" - курдские коммунисты. Очевидно, что оставшееся в Сирии серое пятно - ИГИЛ тоже будет в итоге поделено между ними, хотя полного контроля над этой территорией, конечно, долго не будет, там будет идти партизанская война.
Тем не менее, если режим договорится с красными курдами и они признают его власть в обмен на некую автономию, этот союз будет де-факто контролировать большую часть страны и выступать от ее имени.
А что же "зеленые" - повстанцы? Судя по карте, им остаются разрозненные анклавы на периферии территориально монолитной асадитской Сирии. Конечно, и это немало - по крайней мере, они могли бы остаться сохранными зонами для суннитов, не желающих и не могущих жить под властью алавитско-шиитских террористов Асада и его иранско-ливанских покровителей. То есть, сирийским аналогом антикоммунистического китайского Тайваня, не признавшего власть коммунистического Китая.
Но это только в том случае, если хотя бы они сумеют сохраниться и выстроить дееспособуню военно-политическую конфигурацию, позволяющую им выжить. Факторы, которые могут этому способствовать и которые могут этому помешать, мы уже не раз описывали на страницах "Голоса Ислама", поэтому сегодня повторяться не будем.
Укажем лишь, что публичное асадитско-краснокурдское сближение - это тот звоночек, к которому максимально серьезно должно отнестись суннитское сопротивление, чтобы сделать из этого необходимые выводы. Иначе, в скором времени карта Сирии снова вся станет красной - цвета асадитского режима и крови тех, с кем он расправится.
* - запрещена в РФ