Политика

Экрем Имамоглу: в Стамбуле официально новый мэр

Тысячи жителей Стамбула, размахивающих турецкими флагами, устроили праздник около мэрии Стамбула, когда новый мэр Экрем Имамоглу наконец-то официально получил свой мандат.

Имамоглу получил мандат на пост мэра от Стамбульской избирательной комиссии спустя более чем две недели после муниципальных выборов 31 марта. Задержка, которая поставила всю нацию на грань, была вызвана многочисленными требованиями правящей Партии справедливости и развития (ПСР) о пересчете голосов. ПСР утверждала, что кемалистская Республиканская народная партия (РНП) Имамоглу совершила широкомасштабное мошенничество.

Потеря мощнейшего финансового столпа Турции является серьезным ударом для президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, который начал свою политическую карьеру на посту мэра Стамбула четверть века назад.

Возможно, что он не оставит это так. Позавчера ПСР, сославшись на массовые нарушения, официально подала «чрезвычайное возражение» высшему избирательному совету (YSK) в Анкаре на повторное проведение выборов в Стамбуле. РНП отрицает все претензии, говоря, что даже после пересчета Имамоглу сохранил свое лидерство.

Заместитель председателя ПСР Али Ихсан Явуз заявил, среди прочего, что 16 884 голоса за партии остаются неучтенными, что составляет более 13 000 голосов, которыми Имамоглу победил своего конкурента от ПСР Бинали Йылдырыма.

Теоретически, еще многое может измениться, избирком может отменить выборы, и назначить новые. Хотя экономисты предупреждают, что еще одни выборы приведут к тому, что экономика Турции еще больше упадет, в то время как она и так находится под угрозой радикальных санкций со стороны США в связи с покупкой российского комплекса С-400. Тут к слову еще Financial Times опубликовала вчера тревожную новость о том, что Турция поддерживает свои валютные резервы с помощью краткосрочных заимствований, известных как свопы, чтобы скрыть, насколько низко они опустились. Financial Times подсчитала, что после отмены свопов чистые иностранные резервы Турции составили менее 16 млрд долларов, что гораздо меньше 28,1 млрд долларов, о которых сообщал турецкий центральный банк в начале апреля.

Итак, Стамбул (или по крайней мере половина Стамбула) встречает своего нового мэра. Имамоглу всячески старается показать себя градоначальником для всех стамбульцев. «Оставьте позади свои ссоры, давайте думать позитивно», - кричал Имамоглу хриплым от долгой кампании голосом. «Я приветствую всех, поприветствую турок и курдов...мусульмане сунниты, алевиты, христиане, армяне, греки, евреи, я приветствую вас».

Пример того, как может Имамоглу провернуть ловкую и очень театральную сцену — он пригласил к себе в автобус старую женщину в черном чаршафе, и вместе с ней сделал дуа, а толпа кричала «амин!». После чего он укатил в Анкару в мавзолей Ататюрка.

Популизм Имамоглу до боли напоминает популизм другого турецкого политика — нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Только Эрдогана гораздо более молодого, такого, каким он был сам на посту мэра Стамбула. Очень многие наблюдатели сейчас отмечают, что Имамоглу словно вернул «дух 2002 года» - он одновременно и консерватор, и либерал, он успешен и относительно молод, а его риторика чуть ли не повторяет слово в слово риторику ранней ПСР.

Подводя итоги кампании — безусловно это большая победа оппозиции. В первую очередь это победа психологическая. Многие годы РНП была занята внутренними склоками, неспособная даже убрать нынешнего лидера, давно доказавшего свою неээфективность, Кемаля Кылычдароглу. Теперь, у них появился политик национального уровня, всерьез бросающий вызов Эрдогану, и способный стать президентом уже в 2023 году. Есть все основания считать, что теперь оппозиция сконцентрируется на нем, и будет всеми силами работать на его успех. Многие открыто говорят о «начале конца» эпохи ПСР.

Считается, что без Стамбула ПСР лишится огромного источника дохода, который помогал «смазывать» ее избирательную машину в течение последних 15 лет, не говоря уже о том, что город является символом османской славы.

В общем, не согласиться с тем, что это поражение ПСР, причем поражение крупное, нельзя. Однако любой исход от Всевышнего, и даже поражение несет в себе возможности. В первую очередь, задачей ПСР должен стать анализ своего проигрыша. Самое худшее, что можно сделать в нынешней ситуации для ПСР, это начать обвинять в своем поражении «плохих» жителей Стамбула, населенного якобы крипто-армянами, крипто-греками, крипто-евреями и т. д. Даже аналитики из РНП, такие как Селим Сазак, признавали, что победа Имамоглу в Стамбуле была вызвана не столько хорошей работой оппозиции, сколько потрясающими провалами правящей партии.

Действительно, как можно назвать удачной кандидатуру Бинали Йылдырыма? Человек не из Стамбула, не работавший для Стамбула, и судя по многочисленных свидетельствам, не особо-то и хотевший выдвигаться в мэры Стамбула. На самом деле, для Йылдырыма, который вынужден был оставить свой пост главы меджлиса, нынешние выборы могут стать концом всей политической карьеры. Почему вместо Йылдырыма ПСР не выдвинули какого-нибудь талантливого администратора из Стамбула? Тот же Сазак признает, что если бы вместо Йылдырыма на выборы мэра выдвинули успешного главу районной администрации в Стамбуле, результат однозначно был бы другим.

Подводя итог, напомним нашим читателям, что вчера Турция отмечала очередную годовщину со дня смерти президента Тургута Озала. Один из самых блестящих правителей Турции ХХ века (с 1983 по 1993 годы), он дал туркам три свободы — свободу религии, свободу слова и свободу рынка. В 1987 году тогдашняя правящая партия ANAP провела конституционный референдум, который она проиграла с очень узким разрывом - «да» проголосовали всего 50,2% избирателей, хотя партия Озала агитировала за «нет». Тургут Озал отказался от предлагаемого пересчета голосов и принял результат как есть. В итоге, его поражение превратилось в его успех — Тургут Озал остается одним из лучших президентов Турции в ее истории, которого уважали такие разные фигуры как Маргарет Тэтчер, Джордж Буш-старший, президенты Азербайжана и Армении, и сам Реджеп Эрдоган.

Пока неясно, когда избирком объявит свой вердикт о повторном голосовании, которое, если оно состоится, состоится 2 июня. Распространены слухи о том, что его члены находятся под сильным давлением со стороны правительства, чтобы принять решение в его пользу. Отменят ли в таком случае мандат Имамоглу? Какова будет реакция народа? Мы не знаем, но можно уже с уверенность сказать, что вся история с неудачным пересчетом голосов и без того сильно увеличила популярность Имамоглу, ударив по имиджу ПСР.

И совсем последнее - нас, редакцию «Голоса Ислама», часто обвиняет в анти-эрдогановской позиции (как и наоборот впрочем), хотя мы не про- и не анти-, но в данный момент мы искренне желаем консерваторам из ПСР, с которой многие из нас некогда связывали наивные нео-османские надежды, извлечь правильный урок и превратить свое поражение в успех, как это сделал Тургут Озал. И прежде всего для этого надо признать свое поражение и не слить всю свою демократическую легитимность ради временного торжества.

Комментарии 4
  • Добавлю свои 5 копеек. Да, ГИ в последние годы выбрал антиэрдоганскую позицию, перейдя на сторону кемалистов. И тут на сайте может пройти то же самое. что и произошло в Истанбуле: мусульмане просто будут игнорировать ГИ и сайт еще больше потеряет свою былую популярность. Я общался со многими мусульманами (и даже с теми, которые сами себя называют салафитами) и все в один голос поддерживают Эрдогана. А вы за кого, граждане ИГовисты?
    (1112)
    18 апреля'2019 в 20:35
    • Muslim, а вы в Индонезии за кого, за Джокови или за Субианто?

      Подавляющее большинство русскоязычных мусульман не задумываются даже об этом и не считают нужным быть за кого-то во внутренней политической борьбе в Индонезии, хотя это, на минуточку, страна с самым большим мусульманским населением в мире. Просто потому, что они не являются частью индонезийского политического пространства и сам вопрос абсурден.

      Точно также мы не являемся частью турецкого политического или медийного пространства, чтобы быть там "за" кого-то, тем более за кемалистов. Какая еще "сторона", успокойтесь, стороны могут быть у тех, кто внутри процесса, а пост-советские фан-клубы Эрдогана или саудовского короля это только фан-клубы, и для Эрдогана их "поддержка" приносит столько же пользы, сколько критика.

      Мы "Голос Ислама", поэтому очевидно, что мы за Ислам. Мы следим за событиями и тенденциями в исламском мире, анализируем их и пишем о них. От нашей похвалы или критики не зависят выборы в Турции или в любой другой стране, которая не говорит по русски и не читает ГИ. Мы имеем полное право разбирать фейлы Эрдогана и его партии в Турции, не оглядываясь на внутри-турецкие корректность и политические последствия, и не вешая тем самым лапшу на уши своим читателям. Зато для многих читателей это может стать хорошей пищей для размышления и назиданием. И многие нас ценят именно за нашу непредвзятость, а не за то, что мы "на стороне" политиков, которые не имеют отношения к абсолютному большинству наших читателей.

      Ну а то, что мы задеваем чувства какого-то фан-клуба...ну извините, вы тут не единственные, полистайте комменты на сайте и в соцсетях и увидите, как другой фан-клуб обвиняет нас в оголтелом ихванизме и эрдоганизме.
      (0)
      18 апреля'2019 в 22:57
      • Якуб Хаджич, Кому фан-клуб, а кому то и братья (я о тюрках). Я являюсь тюрком и мне турки ближе, чем кто то другой. И я не знаю, это что за племя такое "русскоязычные". русскоязычным бывают только русские, а татары - татароязычные, чуваши чувашеязычные и т.д. Он если даже инвалид 1 группы по родному языку, все ровно остается своя-язычным. Что касается Индонезии, то про тамошную политику к сожалению не знаю, но хотелось бы, чтобы в стране правили мусульмане, а не какие то там поддельные "мы сами местные", как это в Египте. В Египте власть в руках у еврея Ас Сиси, но не в руках арабов. Арабы сегодня, не на что способные, продажные и трусливые. Арабы Саудии помогли развалить Османскую империю в пределах Аравии. Поэтому и к Салману, и к его "тейпу" я не имею никаких родственных чувств.
        Сейчас турки к сожалению одни, на пути борьбы за Ислам. На кого им надеятся? На арабов? Арабы (не властьимущие) сами надеются на Эрдогана и для этого ничего не делают. Тратят свои деньги на золотые унитазы, на золотые автомобильные номера в ОАЭ и т.д. Сейчас единственная надежда для мусульман это - Турция. А апсирая эту страну и Эрдогана. некоторые просто льют воду в колодец сионофашизма.
        Несколько лет назад, Голос Ислама и был голосом Ислама. Но не сейчас. К сожалению, сайт резко потерял свою популярность. Те которые днем и ночью просматривали ГИ, сейчас заходят лишь пару раз ... в месяц, а то и в полгода...
        (1112)
        20 апреля'2019 в 09:25
        • Muslim, если бы вы всмотрелись в контекст того, что я написал, то заметили бы, что русскоязычные это люди, воспринимающие информационные материалы на русском языке и живущие в русскоязычном пост-советском инфо-пространстве, а не в пространстве Турции.

          Следуя вашей логике нас будет читать больше людей, если мы будем рупором АКР и начнем просто копипастить Yeni Safak или Sabah, ведь именно этого от нас якобы ждут мусульмане. На самом деле нет. Во-первых ГИ никогда не был турецким ресурсом или ресурсом про Турцию, и весьма мало людей читало нас только ради Турции. Для вас как для тюркского националиста, считающего что "единственная надежда для мусульман это - Турция", это может показаться странным, но мы никогда не были "Голосом Турции", и тем более не были "Голосом Эрдогана", так что это далеко не тот вопрос, из-за которого вдруг резко потерял популярность ГИ. И если для мобилизации подписчиков и читателей нам надо вешать лапшу на уши и писать про "еврея Сиси", "трусливых арабов" и "Турцию - единственную надежду", то это не наш метод. Есть куда более серьезные вопросы, влияющие на количество читателей https://golosislama.com/news.php?id=29119
          https://golosislama.com/news.php?id=29130
          https://golosislama.com/news.php?id=32385

          Во-вторых, мы не изменяем своим принципам. И если мы хвалим и критикуем кого-то, то лишь исходя из наших постоянных принципов. Неуклонное следование за Эрдоганом, несмотря на все его виражи, нашим принципом не является. Когда есть за что хвалить мы хвалим, есть за что критиковать - критикуем. Возможно, если бы ГИ все таки был турецким ресурсом, мы бы воздерживались от критики с оглядкой на внутреннюю ситуацию, просто чтобы не допустить к власти оголтелых секуляристов. Но у нас другая ситуация, и как я уже говорил выше, от нашей критики самому Эрдогану столько же эффекта как от вашей похвалы.

          Ну и в третьих, может быть каким-то людям из особо чувствительных фан-клубов не нравятся наши материалы про Турцию, тем не менее русскоязычные про-эрдогановские сообщества в соцсетях регулярно ссылаются на нас.
          (0)
          21 апреля'2019 в 21:49