(На фото - территории, контролируемые участниками боевых действий в Сирии и Ираке, желтым окрашены контролируемые разными формированиями курдов)
Сегодня состоялся очередной обмен выпадами между Россией и Турцией по проблеме состава участников возможных переговоров по Сирии.
После того, как вице-президент США Джо Байден, выступая недавно в Анкаре, поставил на одну доску террористов из Курдской Рабочей Партии и ИГИЛ (запрещена в России), министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил сегодня, что любые переговоры по Сирии без курдов не имеют смысла.
В ответ на это премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что Турция тоже считает необходимым участие в переговорах представителей курдского народа, но против того, чтобы от его имени выступали террористы от т.н. "Демократического Союза" (PYG) и Курдской народной самообороны (YPG), тесно связанных с ведущей против Турции террористическую войну Курдской Рабочей Партией.
Давутоглу сказал: "Мы убеждены в том, что в Сирии должны сесть за стол переговоров курды, арабы, туркмены, сунниты, алавиты и христиане. Участие курдов необходимо, потому что без этого состав участников будет неполным. Но мы однозначно против того, чтобы за столом переговоров сидела YPG, которая терроризирует самих курдов" (здесь Давутоглу, скорее всего, имел в виду курдов-суннитов).
Что касается России, то в последнее время она установила как военное, так и политическое взаимодействие именно с YPG и его представителями, так что, следует ожидать, что Москва будет настаивать на их участии в переговорах. В то же время Россия возражает против участия в переговорах таких представляющих интересы суннитов Сирии групп как "Армия Ислама" (Джейш аль-Ислам) и Движение освобождения исламской Сирии ("Ахрар аш-Шам"). В свою очередь Турция, а также Саудовская Аравия и Катар настаивают на их участии, угрожая в противном случае сорвать переговоры.
Таким образом, на данный момент сама возможность проведения полноценных переговоров по Сирии представляется проблематичной, учитывая, что стороны и их международные патроны не могут придти к согласию по вопросу о составе их участников. Кроме того, основные суннитские боевые группы и политические организации недавно заявили, что не будут вести переговоры, пока Асад и Россия не прекратят массированные авиационные бомбардировки контролируемых ими территорий и блокаду таких городов как Мадая.