(На фото: атака ИГИЛ в Камышли, декабрь 2015, Reuters)
Между курдами и ассирийцами Хасаке на северо-восточных территориях Сирии вспыхнул конфликт, который перешел в столкновения, в результате которых даже погибло несколько человек. Этот район плотно заселен курдами. Частично провинция находится под контролем ИГИЛ, а частично – под контролем курдов, однако встречаются и анклавы асадовских сил и зоны, подконтрольные ассирийцам.
Как сообщают источники и со стороны курдов, и со стороны ассирийцев, столкновения имели место в самом крупном городе провинции Камышли в минувший вторник.
Ассирийцы контролируют этого город, однако его окружают бойцы курдской группировки. При попытке ассирийцев установить свои блокпосты по соображениям безопасности, ожидая атаки со стороны сил ДАЕШ, по ним был открыт огонь со стороны курдов. Об этом рассказал представитель ассирийцев Афрам Якуб.
В результате столкновения есть как минимум одна жертва со стороны ассирийцев, а восемь бойцов со стороны курдов ранено.
Однако, по словам Тажа Кордша, представителя курдов, погибло двое ассирийских бойцов, а также один из гражданских. Тадж Кордш подтверждает, что причиной столкновения стала установка блокпоста.
За последние пять лет противостояния курдов и ассирийцев — это первое подобное столкновение. Непонятно, указывает ли оно на то, что стороны стремятся поделить сферы влияния, либо это связано с тем, что между сторонами растет недоверие.
Поскольку Хасаке де-факто - курдский регион, ассирийцы не чувствуют себя здесь в абсолютной безопасности.
Тема Хасаке тем временем усиленно муссируется в мировых СМИ, и курды выходят на первый план в игре ставок. США пытались сыграть оппозиционными силами Сирии, но они оказались более строптивыми, чем могло показаться на первый взгляд, да и со стороны России было встречено категорическое сопротивление по этому вопросу. Остается сыграть курдами, но здесь следует быть осторожнее, так как много нюансов: курды делятся на несколько групп, а не представляют собой однородную массу – доминирует среди них боевое крыло PYD YPG. В среде курдов нет такого понятия, как плюрализм мнений, а это уже настораживает.
Сейчас постоянно возникают слухи, что YPG подковерно сотрудничает с Асадом, и эти слухи небезосновательны. Но для США моральный аспект неважен, так что в октябре прошлого года был дан старт разработке проекта Syrian Democratic Forces или SDF, в которой принял участие оперативный штаб американских сил по борьбе с ИГИЛ. Большую часть контингента SDF составят как раз бойцы YPG. Кроме того, в этом проекте принимают участие и ассирийцы.
Турция относится к вопросу курдов крайне внимательно, а не принимать во внимание мнение Анкары в данном регионе нельзя. Но и отказываться от проекта США не спешит.
В случае повторения подобных столкновений можно будет говорить о том, что очередная стратегия США в отношении Сирии развалилась. Впрочем, принцип опоры на курдов, который был взят из опыта в Ираке, изначально выглядел как ненадежный. Да и брать за основу иракский опыт здесь нельзя, поскольку в Сирии курдов меньше, да и в Ираке, разорванном на зоны контроля, США имело влияние только на Курдистан, а остальные его части находятся под контролем у ИГИЛ и Ирана.
Есть мнение, что именно к этой схеме и стремится США: разорвать Сирию между Россией в паре с Ираном, ИГИЛ и курдами, хотя подобная участь для американцев в данном регионе как-то чересчур скромна. Однако, итог двенадцатилетнего действия США в Ираке как раз и имели такой же результат.
Американский предыдущий опыт в Сирии также печален: в результате предыдущей стратегии Пентагон признал, что против ИГИЛ воюют только пять человек из оппозиции, правда, хорошо подготовленных.