(На фото - участники формирований Пешмерга во время намаза)
На фоне трехсторонних боевых действий в Сирии (асадитско-шиитско-православная коалиция; повстанцы; ИГИЛ) и двухсторонних в Ираке (шиитские формирования против ИГИЛ), похоже, открылся новый фронт. Теперь оружие против иракских шиитских формирований повернули их недавние тактические союзники из Пешмерга - военного ополчения курдов Ирака.
Они обрушились на рафидитов после того, как взяли под свой контроль стратегическую трассу, связывавшую ИГИЛ в Ираке с ИГИЛ в Сирии, после чего как единое государство, связывающее подконтрольные ему части Ирака и Сирии, оно практически перестало существовать. Это стало успехом коалиции курдских боевых формирований и создающих им декорацию многонациональности сирийских марионеточных демократов.
Однако сами курдские силы оказываются разношерстными и внутри них тоже имеют место противоречия, на которые стоит обратить внимание.
Если действующий в Сирии Демократический союз (YPG) идеологически и организационно тесно связан с Рабочей Партией Курдистана (РПК), ориентируется целиком на Запад и Израиль и характеризуется антиисламскими (языческими и религиозно-синкретическими) взглядами, то с Пешмергой ситуациявыглядит иначе.
Пешмерга является военным ополчением правительства и парламента иракского Курдистана. Что касается последнего, после выборов 2013 года его политическое лицо выглядит следующим образом: 38,3% - Демократическая Партия Курдистана, 23,8% - партия «Горран», 17,3% - левацкий Патриотический Союз Курдистана, 9,5% - Исламский союз Курдистана, 6% - Исламская группа Курдистана.
Антиисламской и яро секуляристской из них является только Патриотический Союз Курдистана (ПСК) - он стоит на тех же идейных позициях, что YPG и РПК. Правящая Демократическая Партия Курдистана Масуда Барзани - это национал-консервативная партия, которая рассматривает курдов как мусульманский суннитский народ, о чем см. ниже. Партия "Горан" откололась от ПСК, причем, последние, в том числе, курдские язычницы-феминистки обвинили их в исламизме и дискриминации женщин. Исламский Союз Курдистана (ИСК) стоит на позициях "Ихван аль-Муслимун" (запрещена в России), а Исламская группа Курдистана (ИГК) на еще более жестких исламских позициях.
О весе происламских сил в Парламенте Иракского Курдистана говорят и формулировки, включенные в его Конституцию: ""Настоящая Конституция признает и уважает исламскую идентичность большинства народа иракского Курдистана. Она считает принципы Исламского Шариа в качестве основных источников законодательства. ...Не допускается: ...Принимать закон, который противоречит положениям основ Ислама". Эта Конституция была отвергнута рафидитским правительством Багдада, но Иракский Курдистан все равно ее сохранил.
Конечно, ключевой вопрос в связи с неоднородностью парламента Иракского Курдистана заключается в том, на какие внешнеполитические центры он будет ориентироваться. Если на прозападные, то там возобладает линия YPG - РПК на проект антиисламского Большого Курдистана, о котором мы не раз писали. Однако некоторые факты указывают на противоречия между ними и Пешмергой, а учитывая конструктивные отношения между Анкарой и правительством Барзани, есть шансы, что Иракский Курдистан все-таки будет частью суннитского геополитического пространства.