Франция и США приступили к очередной перекройке границ Африки, а заодно перераспределению ресурсов Чёрного континента в свою пользу еще в первой половине 2000-х гг.
Тогда же, по словам одного из заместителей главы Госдепартамента США, "африканская нефть стала сферой стратегических интересов Соединенных Штатов". Из 8 млрд. баррелей новых запасов, разведанных в мире, примерно 7 млрд. баррелей нефти залегают на этом голодном и считающемся бедным континенте. Газовые ресурсы Африки также очень значительны и насчитывают 14,65 трлн. кубометров, или 7,9% мировых запасов.
По мнению американских стратегов, на долю Африканского континента должны приходиться не менее 25% всей импортируемой США нефти. Для сравнения: оккупированный Ирак поставляет в США всего около 5 %. Европейцы, имеющие свою точку зрения на распределение богатств Африки, приняли решение о размещении франко-германского воинского контингента на богатейшей ресурсами африканской земле еще десять лет назад, но сами воевать до недавнего времени не спешили – и они, и американцы стремятся «переделить» в свою пользу богатства Чёрного континента руками африканцев. В первое десятилетие XXI века это делалось посредством эскалации межэтнического противостояния в Центральной Африке. Прежде всего, в восточной части второй по величине стране континента - Демократической Республики Конго (ДРК), где сосредоточены крупные запасы кобальта, меди, кадмия, нефти, алмазов, золота, серебра, цинка, олова, урана, бокситов и железной руды. В ходе гражданской войны в ДРК было убито около 4,5 млн. человек.
В эти дни на фоне сообщений из Мали незамеченными проходят пресс-релизы МИД России о серьезной озабоченности «деградацией ситуации в сфере безопасности» в Центральноафриканской Республике (ЦАР), где «дальнейшая эскалация внутреннего конфликта чревата самыми тяжелыми последствиями для ЦАР, грозит дестабилизацией обстановки в центральноафриканском регионе в целом».
По словам экспертов, для европейцев и американцев войны в Африке – что-то вроде «компьютерной игры, где каждая из сторон может проиграть без особого для себя ущерба», поскольку «к Африке до сих пор сохранилось колониальное отношение, здесь действует правило не убивать «своих», то есть белых. Когда в середине 90-х в Руанде погибли 2-3 француза, Париж поднимал ужасный вой. Миллион убитых за несколько дней африканцев не произвел на европейцев никакого впечатления. А ведь все это показывалось по телевизору. Миллион трупов невозможно спрятать от журналистов, их просто некому убирать».
Возникший в 1990-х годах под влиянием западного «миротворчества» раскол между двумя африканскими народностями – тутси и хуту – перерос, по меткому замечанию бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт, в «первую мировую войну» для Африки. За противоборствующими группировками африканцев стояли западные державы. Французы делали ставку на хуту, компании из США - на тутси, которым оказывали военную помощь через Уганду. Одним из результатов этого стал крупнейший со времен Второй мировой войны геноцид народности тутси в Руанде в апреле 1994 года, когда примерно за неделю в основном деревянными мечами и мотыгами руандийцы из народности хуту убили около миллиона тутси. По мнению экспертов, геноцид тутси был очень хорошо организован. Судя по всему, его планированием занимались не сами хуту, а спецслужбы западных стран. По местному радио шла оголтелая пропаганда против тутси, представители ООН фиксировали подготовку к погромам: составлялись списки адресов тутси, номеров их автомобилей и т.д.
После этого Пентагон в 2005 году дал понять, что вскоре в Африке будет открыт новый «антитеррористический» фронт. Повод – борьба с вездесущей и неуловимой «Аль-Каидой». По информации Associated Press, в докладе Минобороны США «Аль-Каида» обращает свой взгляд на Африку» утверждается: «Аль-Каида» рассматривает пустыни и джунгли Африки как рай, в котором террористы могут тренировать боевиков и готовиться к новым атакам». А истинная причина такого внимания к Африке - желание установить военное господство США на Чёрном континенте. В новых соглашениях о размещении вооруженных сил речь почти всегда идет о странах – экспортерах нефти. Это Нигерия (захват ее нефтеносных районов осуществлён с помощью решения Международного суда), Судан (от которого отделены большинство нефтеносных районов), Габон, Чад…
Поэтому нечего удивляться, что деятельность террористических групп на Чёрном континенте стала «неожиданно» обнаруживаться, прежде всего, в богатых нефтью краях. На пару с США, с пользой для себя, выразила готовность побороться с терроризмом в Африке и Англия, чьи граждане (включая сына Маргарет Тэтчер, офицеров британских спецслужб, крупных торговцев оружием и даже лорда Джеффри Арчера и министра в правительстве Тони Блэра Питера Мэнделсона) еще весной 2004 года фигурировали в скандале вокруг заговора с целью свержения президента Экваториальной Гвинеи Т.Обианга, которого планировалось заменить представителем местной оппозиции, поддерживаемой западными финансистами. Экваториальная Гвинея является третьим по величине экспортером нефти в Африке. Фактически это новый чёрный Кувейт, производящий около 400 тысяч баррелей нефти в день. Прямо обвиняли Великобританию в попытке государственного переворота и власти Зимбабве.
Следующий этап передела Чёрного континента, характеризуемый уже прямой военной интервенцией, начался с пресловутой «арабской весны» и вторжения в нефтеносную Ливию. Как это происходит, хорошо видно по событиям в Мали – стране, богатой золотом, алмазами, оловом, бокситами, фосфатами, ураном, литием, железной рудой, марганцем, полиметаллами (медь, свинец, цинк, серебро) и редкоземельными элементами вроде молибдена. Кроме этого, Мали - крупнейший в регионе экспортёр хлопка, страна обладает также серьезным гидроэнергетическим потенциалом.
Французы, действуя по американской «антитеррористической» кальке, проводят сейчас наземную операцию против исламистов, которых сами же вооружили ливийским оружием, захваченным после свержения Каддафи. НАТО уже приветствовала военную операцию французских войск, к которой сразу подключились (пусть и опосредованно) Великобритания и Германия. США также официально заявили о поддержке французской военной операции, ставшей логическим продолжением ливийской. По сути, это совместная операция Запада против экономической экспансии в Африку Китая, наладившего бартер золотом и хлопком из Мали и финансирующего инфраструктурные проекты более чем в 35 странах Африки. (Похожим способом немного ранее в результате малой военной операции, был захвачен Кот-д’Ивуар и ликвидирован китайский проект с какао-бобами).
О природе неафишируемого интереса Франции, рискующей получить в своей бывшей колонии Мали «новый Афганистан», на французском новостном сайте Atlantico в материале, размещённом 12 января 2013 года, можно прочитать между строк: «Нефть до сих пор является важнейшим энергоносителем для современного общества. Поставки черного золота во Францию опираются преимущественно на добычу в России. Однако у россиян появляются средства для того, чтобы поставить на первое место других клиентов, таких как Китай и Япония, и экспортировать нефть на восток, а не на запад… Вот так пощечина… Россия готовится лишить нас "дозы" и отдать ее давно подсевшим на нефтяную иглу китайцам, японцам и американцам».
По мнению российских экспертов, «логика событий 2012 года на севере Мали показывает, что всё происходившее там было тщательно спланированным спектаклем для подготовки общественного мнения к «необходимости военного вмешательства». Это действительно так. По данным New York Times, вооружённые повстанцы в Мали и туареги, чьи действия предшествовали захвату севера страны исламистами, были обучены военными инструкторами из США. Однако, по мнению малийских офицеров, «помощь американцев оказалась бесполезной, они сделали неправильный выбор», поскольку благодаря экстремистам, вытеснившим туарегов из региона, теперь инициативу у американцев перехватили французы, начавшие наносить авиаудары по позициям боевиков-исламистов, что с первых же дней повлекло жертвы среди мирного населения.
Туареги проживают в Нигере, Мавритании, Ливии, Алжире, Буркина-Фасо и других сопредельных с Мали странах, в том числе тех, которые уже готовы присоединиться к операции французов. Подобное «миротворчество» способно взорвать всех африканских туарегов, положив начало новому этапу западной интервенции в Африке… Это поставит под угрозу всю обширную Сахаро-Сахельскую зону, о чем уже прямо предупредил МИД России.