На прошлой неделе высокопоставленный чиновник ООН Ян Эгеланн сказал, что правительство Сирии (то есть, асадитский режим) должно отменить спорный закон, который дает государству свободу конфисковать имущество в целях городской перепланировки.
Однако, как сообщают эксперты, режим продолжает продолжает экспроприировать частную собственность, хотя и с использованием иных средств, помимо закона № 10, который еще использовался.
Подписанный в апреле Башаром аль-Асадом, закон основывается на предыдущем декрете 2012 года (№ 66), который позволяет сирийскому режиму сносить незаконное жилье и запускать крупные проекты реконструкции, такие как высотные небоскребы и трамваи в двух пригородах Дамаска. Подобные шаги теперь могут применяться во всей стране благодаря закону № 10.
Это вызвало панику среди многих из 5,6 миллионов сирийцев, живущих за границей, которые опасаются, что закон лишит их дома или правительственной компенсации, если они не смогут подать соответствующие документы. Сообщается, что люди стекались в сирийские посольства в своих принимающих странах для запроса доверенности на родственников у себя дома.
В июне министр иностранных дел Валид аль-Муалем продлил срок, предоставленный для подтверждения права собственности от одного месяца до одного года. Закон еще должен быть изменен, чтобы отразить это.
Значительная часть населения вообще не сможет доказать свою собственность, поскольку
незаконное и полулегальное строительство было распространено и допускалось до войны, говорит Арон Лунд, сотрудник исследовательского центра Century Foundation. Согласно закону № 10, они получат только двухлетнюю аренду в качестве компенсации.
Эгеланн сказал, что Россия, ключевой союзник сирийского режима, сообщила ему о решении отменить закон. «Надеюсь, теперь это станет реальностью. Таким образом, дипломатия может победить даже в Сирии », - заявил он журналистам на прошлой неделе в Женеве.
Но пока что оптимистические замечания Эгеланна остаются пустым обещанием.
Отмена закона № 10 может быть осуществлена только через новый закон или законодательный указ, который еще не был принят, говорят сирийские юристы.
«Мы не видели никаких заявлений сирийского правительства или России», подтверждающих эту новость, сказал Фадель Абдуль-Гани, основатель Сирийской сети по правам человека.
Был ли он отменен или нет, десятки других законов позволяют правительству захватывать, экспроприировать или уничтожать частную собственность.
Недавно Human Rights Watch сообщила, что правительство приступило к сносу бульдозерами частной собственности в Кабуне, городе, который крепко ассоциируется с сирийской революцией, расположенном в нескольких километрах к северо-востоку от Дамаска.
Проголосованный еще в феврале, закон № 3 позволяет правительству снести поврежденное жилье в течение 30 дней после принятия решения о статусе объявленного имущества, если не было принято никаких успешных претензий. Это имеет «значительные последствия для способности людей поддерживать свои права на жилье, землю и собственность», пишет Эмма Билз, эксперт по Сирии.
Кроме того, у любого лица, подпадающего под закон о борьбе с терроризмом 2012 года, могут конфисковать его активы. А это на деле «несправедливо криминализирует значительную часть населения без надлежащих прав процесса или справедливого судебного разбирательства», - говорит Human Rights Watch.
Несколько экспертов утверждают, что настоящую выгоду от этих законов получат бизнесмены, близкие к режиму, такие как Самир Фауз и Мазен аль-Тарази, оба из которых инвестировали в строительные проекты, начатые в соответствии с декретом 66.
Однако, самая важная выгода оказывается у асадитского режима, который таким образом проводит инженеринг сирийского суннитского населения, ломая его через колено.